?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В данном тексте, мне кажется, собрано и разложено по полочкам все то, что совершенно необходимо осознать именно сейчас.
Потому что еще немного - и может быть уже поздно.
Можно соглашаться или не соглашаться с какими-то деталями. Но не о деталях сейчас речь. Речь о главном.
Оригинал здесь.


Всю неделю общение с украинскими френдами в Сети было тяжелым — военное поражение в Донбассе и неспособность украинских силовиков защитить мирное население Мариуполя переживается тяжело, но разными людьми по-разному. Именно поэтому в такой ситуации деликатничать нечего — шок выбивает слабых, но сильных делает сильнее. А надежда Украины и всех, кто понимает, что сейчас именно там решается, в каком мире мы все будем жить дальше, только на силу. На силу, способную принудить другой мир к сопротивлению.

Самый главный враг Украины даже не виктимность украинцев, а их нарциссическая виктимность. Упоение ею не оставляет шансов на серьезный анализ и обсуждение происходящего. Разумеется, поражены этим не все, но, присутствуя в информационном поле, она значительно сокращает волю к сопротивлению. Свойственна она не только украинцам — русская прогрессивная общественность готова часами причитать и призывать мир на помощь в самых разных ситуациях. И сейчас — тоже.

Пример того, как виктимность въелась в мозг и русских, и украинцев, слова Евгения Киселева: «Трудно представить себе братьев Турбиных под командованием Шойгу». Желая обидеть путинского министра обороны, Киселев взял в качестве образца чести и достоинства проигравших и большевикам, и украинской армии. Учитывая антиукраинский пафос «Белой гвардии», это вообще несколько бестактно. И еще существенная деталь — командует русской армией все-таки Путин, а не Шойгу.

Что же до помощи, то ее сейчас ждать неоткуда. В ПАСЕ уже предлагают вернуть русской делегации право голоса. Греческие выборы ставят перед европейцами проблемы, которые заслоняют Украину. А у всего остального мира возникают вопросы, о которых не очень принято говорить как в Украине, так и в России. Причем в России — особенно. Украинцы как раз от таких вопросов не уходят, в отличие от русской прогрессивной общественности.

Множество людей в самых разных странах на стороне Украины, и поддерживают, как они уверены, борьбу украинского народа. Но им всем необходимо предъявить эту борьбу, показать ее. Вместо этого им показывают странную войну и продолжение экономического сотрудничества с Россией. И если Украина останется в одиночестве, один ли Кремль надо будет винить в этом? Одну ли кремлевскую дипломатию, один ли кремлевский агитпроп?

В уставе МВФ нет прямого запрета на помощь воющим странам. Есть лишь высокая вероятность прекращения такой помощи из-за возможности ее военного использования. Это касается и любой другой помощи, которая автоматически превращается в поддержку одной из воюющих сторон.

Возникает тяжелое впечатление и дурное предположение, что более всех опасаются прекращения помощи те, кто имеет отношение к ее распределению. И что виктимность Украины выгодна значительной части ее политической и деловой элиты. Впечатление это усиливается, когда в СМИ и социальных сетях сталкиваешься с почти одинаковыми текстами о зловредности тех, кто призывает к активному сопротивлению. Они, мол, агенты Кремля, которые хотят подставить украинскую армию под удар. При этом по умолчанию считается, что армия Украины обречена на поражение.

И, конечно, в тех же комментариях отрицается право обсуждать эту тему всех, кроме украинцев. Но не получается. Украина сейчас действительно защищает Европу и надеется на ее помощь. Так что поведение украинской правящей элиты — тема для обсуждения и в Европе, и в России.

Другая сторона виктимности — надежда на светлые перемены в России. Надежда эта сочетается с абсолютным нежеланием знать и понимать, что именно происходит в стране-агрессоре. Одни и те же люди порой демонизируют Россию как воплощение мрака и тьмы и представляют ее слабой и ничтожной.

События последних десяти лет свидетельствуют о том, что внешняя угроза далеко не всегда сплачивает нации. Русских сплотила выдуманная внешняя угроза — грузин разобщила реальная. Факт есть факт: в России консолидированы элита и население, уничтожение Украины как общенациональная задача прекрасно работает. О консолидации украинцев и существовании общенациональной украинской задачи говорить пока нельзя. Что же до Запада, то его, в общем-то, пророссийская позиция объясняется и неадекватностью элит, и их готовностью к сговору с Кремлем, и позицией электората. Его не вдохновляет война за Украину, да и русский агитпроп умеет с ним работать.

Есть еще нечто очень важное. Захват Крыма и обстрел Мариуполя одобрили бы и все русские цари, и все советские вожди, включая Горбачева,  — вспомним Вильнюс и Баку. Одобрение Пушкина, Тютчева, Достоевского, Ивана Аксакова сомнений не вызывает. Хотя этого не скажешь о Льве Толстом и Чехове с Набоковым.

Но это все о красивой истории, о блестящей империи, что же сравнивать это с гниющим Приднестровьем и донбасской гопотой. Разве сейчас — это империя?

Да, это империя. И блеск той, что был, легенда, будь то самодержавие или совок. И империи бывают разные. Цель русской империи — не допустить формирования современной государственности на постсоветском пространстве. Поэтому ставка делалась и делается на сепаратистские гнойники. Начало этому положил Анатолий Лукьянов еще во времена СССР. И чтобы понять природу этой империи, надо вспомнить иное — историю чеченских войн.

Чечня никогда не стремилась к отделению от России и формированию национального государства. У тамошней элиты была другая задача — неопределенность статуса, позволяющая максимально использовать федеральный бюджет и прочие возможности России, криминально использовать.

Отношения с властью, с силовиками особенно, были разными. И порой взаимовыгодными. Вспомним роль чеченских боевиков в Абхазии. Басаева вырастили русские военные, как американцы талибов и Усаму.

Разборки — вот что такое чеченские войны. И, в конце концов, то, что не удалось сепаратисту Дудаеву, вышло у коллаборационистов Кадыровых. Особый статус, чудовищные дотации, «полный шоколад».

Вот это и есть империя в нынешнем виде. Любая империя — это конгломерат разнородных и разноправовых образований. Британцы договаривались с раджами, русские цари — с эмирами. Новоевропейское государство гораздо более жестко и нетерпимо. В отличие от архаичных империй, модернизированное государство Нового времени создает унифицированное правовое пространство. Россия начала войну в Чечне именно под этим лозунгом — восстановление конституционного строя. А завершилась она с прямо противоположным результатом.

И не стоит удивляться тому, что Кадыров выходит на политическую авансцену, когда речь идет о порабощении других народов. О порабощении путем принуждения их к жизни по имперским понятиям, а не по европейским законам. И потому война против Украины ведется и будет вестись самым жестоким образом. Расчет простой — показать на примере Украины, что будет с непослушными. Остальные будут бояться. И они боятся, до самого Лондона и Вашингтона боятся.

Обстрел Мариуполя рассчитан на страх мирного обывателя, которому надо показать, что украинская армия и Украинское государство не в состоянии его защитить. Этот обстрел стоит в одном ряду с бомбежками Ковентри, с обстрелами Дубровника, Сараева и Ленинграда. Как раз накануне очередной годовщины снятия блокады — в истории бывают странные сближения.

Но ведь в России кризис! Вот мусорный рейтинг, скоро все обвалится.

В России не кризис, а очередная перестройка. Сталинская ломка вполне устойчивой и перспективной экономики была связана как со стремлением к тотальной власти, так и рядом внешних факторов. Так и сейчас. Происходящее сейчас в России важно не столько экономически,  сколько социально. Началось превращение целых социальных групп и слоев не в лагерную, а в социальную пыль. Разгром образования никак экономически не обусловлен — это просто упразднение просвещения. Скажу больше, о чем пока не решаются говорить в России: реформа здравоохранения, перемены в социальной сфере, прежде всего касающиеся пенсий, многое другое имеют своей целью сокращение численности населения за счет социально неперспективных групп. Продуманный до деталей законопроект об эвтаназии по решению органов исполнительной власти был готов еще в 2007 году. Но пока отложен. Ссылки имеются — факт известный.

На востоке Европы возникает новая тоталитарная империя, которая обладает оружием массового поражения. Уже можно говорить о доктрине Путина не только на постсоветском пространстве, но и мировой политике. Суть этой доктрины в конвертации (или капитализации) ядерного оружия. Мир ждет откровенный рэкет, ядерный шантаж со стороны России, которая вымогательством будет поддерживать власть и богатство своей правящей элиты.

Украина — это только начало. Но за ней выбор — становиться жертвой или центром сопротивления, которое вовсе не безнадежно.

Дмитрий ШУШАРИН, историк, публицист; Москва, специально для «Дня»


Comments

( 50 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 28th, 2015 06:53 pm (UTC)
Зачем тормошить уходящего в иной мир?
Пользователь serafimich сослался на вашу запись в своей записи «Зачем тормошить уходящего в иной мир?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Время открыть глаза и увидеть [...]
difabor
Jan. 28th, 2015 07:16 pm (UTC)
Спасибо! Очень актуальный текст
zuka1
Jan. 28th, 2015 07:47 pm (UTC)
Доктор из Москвы понятия не имеет, что и как происходит в Украине, да и в мире, и кто как к этому относится, все трактует в меру своих скромных способностей. Узколобый человек, вобщем.
esli_mysli
Jan. 28th, 2015 11:04 pm (UTC)
То есть, Вы легко и непринужденно исключили Москву из сущего мира.
А мы тут ещё чего-то трепыхаемся.
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 01:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 02:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 03:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 04:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 29th, 2015 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 30th, 2015 12:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 31st, 2015 12:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 31st, 2015 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 31st, 2015 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuka1 - Jan. 31st, 2015 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 31st, 2015 12:49 am (UTC) - Expand
andronic
Jan. 28th, 2015 08:02 pm (UTC)
> Обстрел Мариуполя рассчитан на страх мирного обывателя, которому надо показать, что украинская армия и Украинское государство не в состоянии его защитить. Этот обстрел стоит в одном ряду с бомбежками Ковентри, с обстрелами Дубровника, Сараева и Ленинграда. Как раз накануне очередной годовщины снятия блокады — в истории бывают странные сближения.

В связи с этим хотелось бы понять, как Вы - именно в связи с такой оценкой обстрела Мариуполя - оцениваете многомесячные обстрелы ВСУ жилых районов Донецка, Луганска и других городов, контролируемых сепаратистами. С учетом того, что уже неоднократно фиксировались (в том числе ОБСЕ) обстрелы районов, где никаких военных объектов не было.
susel2
Jan. 28th, 2015 11:14 pm (UTC)
Такие заявления ("неоднократно фиксировались (в том числе ОБСЕ) обстрелы районов, где никаких военных объектов не было") обычно принять сопровождать ссылками на доказательства.
"Неоднократно" - пардон, не катит.
(no subject) - andronic - Jan. 29th, 2015 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
shellar07
Jan. 28th, 2015 08:29 pm (UTC)
Да что же тут разложено по полочкам? Довольно сумбурный набор сетевых штампов, начиная от не желающих сражаться украинцев, заканчивая взаимоисключающими тезисами "в россии ничего страшного в экономике не происходит" и "в россии всё умирает".
Таких текстов по сети сейчас тысячи и главный их рефрен: "Украина, умри за Европу без Путина!" и "Украина, умри за Россию без Путина!", т.е. главный вывод: "Украина, умри!"
susel2
Jan. 28th, 2015 11:21 pm (UTC)
Насчет сумбурности и штампов - Ваше право так или иначе воспринимать текст.
А вот призывов к украинцам и Украине "умереть" (за что бы то ни было) я не увидела. Увидела мучительное желание понять, почему в украинском обществе, во-первых, поддерживают "...странную войну и продолжение экономического сотрудничества с Россией"(с), а, во-вторых, почему в украинском обществе "... отрицается право обсуждать эту тему всех, кроме украинцев"(с).

Для меня эти вопросы тоже мучительны, я пытаюсь найти на них ответы, и этот текст (и реакция на него, кстати говоря) послужили отправной точкой для размышлений. Возможно, в правильном направлении.
livejournal
Jan. 28th, 2015 08:49 pm (UTC)
Время открыть глаза и увидеть
Пользователь sinai_bedouin сослался на вашу запись в своей записи «Время открыть глаза и увидеть» в контексте: [...] Оригинал взят у в Время открыть глаза и увидеть [...]
esli_mysli
Jan. 28th, 2015 10:03 pm (UTC)
Разве что уточнить, что превращение целых слоёв в социальную пыль - не находка нынешнего момента. Задача решалась с 1992 года. В целом, успешно.

А в главном - своевременно и точно.
Тоталитарная империя не просто обладает оружием массового поражения. Она сама и есть то оружие для десятков миллионов своих жителей, в первую очередь.
(Deleted comment)
(no subject) - susel2 - Jan. 28th, 2015 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jan. 28th, 2015 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 28th, 2015 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jan. 28th, 2015 11:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 28th, 2015 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jan. 28th, 2015 11:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jan. 29th, 2015 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jan. 29th, 2015 12:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jan. 29th, 2015 12:34 am (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 29th, 2015 04:21 am (UTC)
Время открыть глаза и увидеть
Пользователь amtex сослался на вашу запись в своей записи «Время открыть глаза и увидеть» в контексте: [...] Оригинал взят у в Время открыть глаза и увидеть [...]
kant_elz
Jan. 29th, 2015 08:38 am (UTC)
Организована Русская повстанческая армия.

http://grani.ru/Internet/m.237300.html

Интересный манифест.
angstat
Jan. 29th, 2015 03:53 pm (UTC)
«...Социологическая служба в моем лице проигрывала ФОМу в широте охвата, но выигрывала в доверительности. Я же не интервьюер официальной организации, а просто тетка. Опасности не представляю, никуда не донесу, на заметку не возьму, никогда больше не попадусь на дороге. 7 августа начался и три дня работал мой сам-опрос. (...) Заговаривала с людьми у прилавка и на лавочке, на трамвайной остановке и в метро, в очередях и в библиотеке. Ну, человек сто мне ответили. Может, чуть меньше.
Сразу скажу, что президента и его политику горячо поддержал один человек. Пенсионерка на лавочке возле пятиэтажки. (...). Украинцев ненавидел тоже один человек - молоденький полицейский. Двадцать четыре года».
Елена Иваницкая, Не верю и не боюсь. 13.10.14
http://www.solonin.org/other_elena-ivanitskaya-ne-veryu-i

«У нас в гараже запрещено выбрасывать в мусорный контейнер старые покрышки. Свалка их не принимает. Приходится платить за утилизацию. Вчера на собрании собственников в очередной раз обсуждали этот вопрос.
- А зачем их выбрасывать, - вдруг спокойно так, с холодком, говорит какой-то мужичок. - На Майдан скоро понадобятся.
У меня аж челюсть отвалилась. Ну, думаю, все, сейчас стану очевидцем убийства. Порвут ведь сейчас мужика. Крымнаш, тыпадлаПутинанелюбишь, Госедп, проклятыепиндосы, распятые мальчики и все такое.
Черта с два. Ровно наоборот. Все зло и одобрительно засмеялись.
Откуда они берут свои восемьдесят шесть процентов - я не знаю. Не вижу я их. Нигде. Во всяком случае, в Москве их точно нет».
Аркадий Бабченко. 19.11.2014
https://www.facebook.com/babchenkoa/posts/569361656497405

«Читаю комменты и глазам не верю... Тюменцы, вы за фашистов или за русских, я понять не могу?».
Из комментов к статье на 72.ру об акции «Национально-освободительного движения» в Тюмени, 08.11.2014
http://72.ru/text/news/862450.html
(no subject) - podzvin_14 - Jan. 29th, 2015 07:26 pm (UTC) - Expand
susel2
Jan. 29th, 2015 07:29 pm (UTC)
Re: Д. Шушарин. Постинг от 29 сентября 2013 года.
Кстати, да.
moscou_actu
Jan. 29th, 2015 10:50 pm (UTC)
Вроде складно изложено. Но вот эта фраза странная (простите, что разбираю частности): "Чечня никогда не стремилась к отделению от России и формированию национального государства" - эээ? А ОКЧН?
Сравнивать Басаева и Дудаева нельзя - это небо и земля. Достаточно послушать любое выступление Дудаева - против репрессий, против империи страха и т.д. - в общем, понятно, почему во Львове есть улица Дудаева, но не Басаева.

В Абхазии заместителем "министра обороны" был... Шамиль Басаев. Он же руководил "Конгрессом народов Кавказа", который Дудаев дезавуировал как детище КГБ против грузин. Да, именно к чеченским войнам возникают вопросы. Как светская борьба за независимость превратилась в "Имарат Кавказ" вахабистского толка - пугало для цивилизованного мира? Почему ярые исламисты были из тех, кто не знал арабского и пытался вступить в КПСС? Почему потом они нарисовались в ИГИЛ?

Широко обсуждается, был ли Басаев причастен к ГРУ. Передавали ли ему спецслужбы огромную сумму за поход на Дагестан. Да, очень подозрительно выглядит этот "чеченский батальон в Абхазии" Басаева, свидетельств которого огромное количество, в том числе и собранных прокуратурой Грузии. Но вот выводы Шушариным делаются странные. Абхазской операцией все-таки руководил Кремль, а не Басаев.

Не менее интересней и то, кто воевал в Приднестровье, как на военном, так и идеологических фронтах. Лебедь, Руцкой, ба... Гражданин Гиркин - в Бендерах и Кошнице! Некий представитель латвийского КГБ, казаки в большом количестве. Казаки же воевали и в Абхазии. Кто мог собрать такой состав?

Россия напала на Украину действительно по знакомому сценарию. Только писал его не Кадыров, хотя он и играет роль Басаева в Абхазии. В другом ведомстве разрабатывали план, весьма могущественном.
susel2
Jan. 29th, 2015 11:07 pm (UTC)
Согласна, что с Чечней сравнение не просто неудачно, а просто-таки провально. Да.
Я хотела сделать вступление, обговорить это как-то, но потом решила, что в данном случае это - как раз подробности.
Но, возможно, все-таки надо было это сделать и четко обозначить мою собственную позицию.

Шушарин - ни разу не специалист по Кавказу, и все, что он по этому поводу говорит следует перепроверять тыщу раз, оговаривать и делать сноски.
Но вот Украиной он занимался гораздо более серьезно, особенно в последнее время.
Кроме того, этот текст дал толчок моей мысли в одном интересном направлении (не кавказском!), из которого, может, и получится еще что-то интересное :)
(no subject) - moscou_actu - Jan. 29th, 2015 11:13 pm (UTC) - Expand
nosov_alexey
Jan. 31st, 2015 05:35 am (UTC)
Версия достаточно интересная. Но в ней есть один существенный изъян.
На какие средства будет существовать "империя"?
Промышленности фактически нет, денег на ее создание тоже нет - деньги на гадком Западе, а с ним предполагается если не воевать, то по крайней мере серьезно конфликтовать.
Нефть? Технологическая часть собственно добычи сейчас обеспечивается американскими компаниями. В случае серьезного конфликта это просто прекратится, и нефти тупо не будет. С газом то же самое.
Покупатели нефти - кто? Китай? Китай заплатит чуть выше себестоимости, на потребление элите не останется. И инфраструктуры по доставке нефти и газа (сейчас поставляемых в Европу) в Китай просто нет, и с неба она не свалится. И денег на ее создание нет.
Путин вовсе не создает и даже не поддерживает империю. Он просто запутался в собственных интригах и пытается хоть как-то вывернуться.
( 50 comments — Leave a comment )