?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Of all sad words of tongue or pen,
the saddest are these,

'
It might have been
(John Greenleaf Whittier)


В последнее время часто приходится сталкиваться с рассуждениями о русском народе. В основном - в связи с тем, что такому народу только при диктатуре и жить, что раз ВВП пользуется такой популярностью, то, значит, народ получает то, чего заслуживает, и о чем вообще можно говорить с таким народом?

Казалось бы, чтение подобных рассуждений, особенно во время путешествий, например, по европам, должно только усугублять эффект. Читаешь про русский народ, поддерживающий Путина, смотришь за окно, видишь результаты того, что, в частности, "воздух города делал человека свободным"(с) (да разве только этого!) и удручаешься от этого еще более.

Со многими, думаю, именно так и происходит. Не помню, кому из русских путешественников приписывают фразу: "Не оттого в Англии хорошо, что там парламент, а оттого там парламент, что там хорошо". Ну, ясное дело, все упирается в народ, которому ни парламент, ни какие-либо свободы не нужны особенно, более того - чужды и, может, даже вредны. Реакция, повторю, вполне понятная и довольно типичная.

А передо мной вот почему-то разворачивается совершенно другая картина. Смотрю на Скандинавию, Германию и - особенно - на земли, ранее входившие в состав Австро-Венгерской империи и не могу отделаться от мысли: вот такой должна была бы быть Россия. Вот это, то, что я вижу сейчас - это сослагательное наклонение, которого не бывает в истории.
Эта мысль, конечно, тоже не нова. Об этом  много говорили и  философы, и историки, но сейчас я сознательно отказываюсь втягиваться в научные дискуссии.
Сослагательное наклонение - это не наука, это - чистый импрессионизм. Или экспрессионизм, если хотите.

Я хорошо знаю города и городки русского Севера, Карелии, верхней Волги. Не говоря уж о городах так называемого Золотого Кольца. Казалось бы, сравнивать их в их теперешнем состоянии с даже мелкими городками бывшей Австро-Венгрии - невозможно. Нет, казалось бы, даже базы для сравнения...
Но возвращается это ощущение при взгляде на Эстергом или Сентендре, на Ремшайд или Хайльбронн: такой должна была бы быть Россия.

Давайте вспомним все-таки о том, что была Старая Ладога с ее городской демократией, с приглашаемыми и "увольняемыми" по мере необходимости князьями. Про Новгород, Псков и Полоцк с их вечевыми демократиями и напоминать не нужно.
А если углубиться еще немного дальше, то вспомнится, что традиционные культурные коды, религиозные представления, традиции, обряды славянских племен и племен германских не просто сходны, а практически идентичны. Представления о добродетелях, о праве, о справедливости, о том, как должно быть организовано общество у этих народов были, по крайней мере, изначально и весьма долгое время одни и те же. Точно так же, как и понятия о том, какие поступки человека подлежат осуждению и наказанию.

Не было никаких "культурных барьеров" между славянским миром и тем, что мы сейчас называем Западной Европой ни в X веке, ни в XII. Не было их и в XV в. между Новгородом, Псковом и городами Ганзейского союза.
Нормальный народ, оказывается, жил на Руси. Ничем не хуже немцев или скандинавов. А, точнее, практически такой же, как немцы и скандинавы.

Так что сослагательное наклонение российской истории все-таки существует.
Живет и здравствует в европах.

Comments

esli_mysli
Jun. 9th, 2014 11:21 am (UTC)
Мало того, что культурные коды оказываются подвижными. Пример Германии показывает, как трудно вернуться назад, к естественным формам существования общества после двух поколений, отторженных от самоуправления. С момента разрушения Берлинской стены прошла почти четверть века, а рана, нанесенная ее возникновением, до сих пор не затянулась. И это в стране, где, как нам кажется, основная черта национального характера - тяга к абсолютному порядку! Какие же бездны откроются на российской почве, когда сильная рука разожмется? Где придется искать опору, образец, историческую память? А ведь это неизбежно.
plauntago
Jun. 9th, 2014 05:29 pm (UTC)
Ну да, одного поколения мало. Причем рожденные в единой Германии только-только начинают формировать повестку дня. И я согласен, что тут имеет место быть некоторя ловушка, в которую Россия уже вляпалась в 90-е: сильная рука разжалась - стало плохо - быстро вернулись обратно к сильной руке. Что было бы в России спустя одно поколение, если бы сильная рука не сжалась снова в нулевые - имхо можно с некоторыми оговорками посмотреть в Украине. Хотя тут есть один нюанс - имперскость противоположна национальному, поэтому для успешного процесса формирования государства современного типа (основанного на общественном договоре политической нации) сильно желательно от имперского сознания избавиться (в УССР к 91 году имперскости в рамках украинского проекта уже не осталось, хотя она вполне была до чисток 30-40 годов).

Но если судить по ФРН и Польше, на мирный существенный сдвиг надо минимум два поколения. Причем два поколения активной работы по изменению.

А историческую память при желании всегда можно найти. Например домонгольская Русь с ее вечевыми традициями. Сколько там раз Господин Великий Новгород прогонял Александра, позже названного Невским? Три? А земские соборы на которых даже царей избирали? А то, что Россия почти является почти родиной анархизма? Да и во времена НЭПа в России очень много прогрессивного было, что на Западе внедрили только после ВМВ. И вообще - сильная рука это не наше, мы ее не выбирали... Романовы были немцами (Голштайн-Голтроппы), а Сталин - вообще грузин... В общем, угнетали иноземцы Россию-матушку, а сама она чиста и непорочна...
Думаете вокруг этого не может строиться национальная мифология? :-)
esli_mysli
Jun. 10th, 2014 08:20 am (UTC)
Конечно, родники имеются. Просто надо их раскопать. Я говорю о неимоверной сложности быстрого возвращения к реальному самоуправлению без нахождения опор в исторической памяти. Последние месяцы показали насколько действенной скрепой оказалась имперскость. И вот в этих условиях необходимо расчистить те роднички, которые потом могли бы стать полноводными реками, поскольку только им и под силу расчистить авгиевы конюшни. Имперское сознание невозможно искоренить, сломать, запретить. Его надо заместить.
plauntago
Jun. 13th, 2014 09:42 pm (UTC)
И еще один момент, который я считаю очень важным. Эти родники надо искать прямо сейчас... переосмысливать историю, строить альтернативный позитивный национальный миф, выстраивать самоидентификацию (кто такие русские/россияне, какова их история, каков их характер и привычки, чего они хотят), ставить цели и планировать пути их достижения... Потому как когда крепкая рука на горле в очередной раз разожмется - начинать думать об этом будет уже поздно. В этом смысле можно сравнить Россию, Украину и Польшу образца 1991 года. Поляки четко понимали кто они, чего хотят, как этого достичь и чем ради этого придется пожертвовать (Львовом в частности), результат, думаю, известен. Украинцы в целом имели понимание кто они, смутное - чего хотят (скорее на уровне направления "вот куда-то туда") и совершенно не готовы были ничем жертвовать (имхо - ключевая причина что отсутствия реформ, что внутригражданского мира до 2014 года), результат - маємо те, що маємо. Русские - вели бесплодные дискуссии о том, кто такие русские (входят ли в это понятие украинцы? а галычане? а беларусы? а татары? а карелы?), хотели кто империю, кто двадцать сортов колбасы, кто заморскую диковинку - капитализм (может помните, в фильмах конца 80-х - самого начала 90-х часто были позитивные герои кооператоры/бизнесмены, но при этом деньги они не зарабатывали, а они у них просто оказывались неким не вполне понятным способом, который не освещался в фильме), в результате - крепкая рука вернулась.
Поэтому, имхо, лучше быть готовым заранее, как Польша в 1989 году.