?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Of all sad words of tongue or pen,
the saddest are these,

'
It might have been
(John Greenleaf Whittier)


В последнее время часто приходится сталкиваться с рассуждениями о русском народе. В основном - в связи с тем, что такому народу только при диктатуре и жить, что раз ВВП пользуется такой популярностью, то, значит, народ получает то, чего заслуживает, и о чем вообще можно говорить с таким народом?

Казалось бы, чтение подобных рассуждений, особенно во время путешествий, например, по европам, должно только усугублять эффект. Читаешь про русский народ, поддерживающий Путина, смотришь за окно, видишь результаты того, что, в частности, "воздух города делал человека свободным"(с) (да разве только этого!) и удручаешься от этого еще более.

Со многими, думаю, именно так и происходит. Не помню, кому из русских путешественников приписывают фразу: "Не оттого в Англии хорошо, что там парламент, а оттого там парламент, что там хорошо". Ну, ясное дело, все упирается в народ, которому ни парламент, ни какие-либо свободы не нужны особенно, более того - чужды и, может, даже вредны. Реакция, повторю, вполне понятная и довольно типичная.

А передо мной вот почему-то разворачивается совершенно другая картина. Смотрю на Скандинавию, Германию и - особенно - на земли, ранее входившие в состав Австро-Венгерской империи и не могу отделаться от мысли: вот такой должна была бы быть Россия. Вот это, то, что я вижу сейчас - это сослагательное наклонение, которого не бывает в истории.
Эта мысль, конечно, тоже не нова. Об этом  много говорили и  философы, и историки, но сейчас я сознательно отказываюсь втягиваться в научные дискуссии.
Сослагательное наклонение - это не наука, это - чистый импрессионизм. Или экспрессионизм, если хотите.

Я хорошо знаю города и городки русского Севера, Карелии, верхней Волги. Не говоря уж о городах так называемого Золотого Кольца. Казалось бы, сравнивать их в их теперешнем состоянии с даже мелкими городками бывшей Австро-Венгрии - невозможно. Нет, казалось бы, даже базы для сравнения...
Но возвращается это ощущение при взгляде на Эстергом или Сентендре, на Ремшайд или Хайльбронн: такой должна была бы быть Россия.

Давайте вспомним все-таки о том, что была Старая Ладога с ее городской демократией, с приглашаемыми и "увольняемыми" по мере необходимости князьями. Про Новгород, Псков и Полоцк с их вечевыми демократиями и напоминать не нужно.
А если углубиться еще немного дальше, то вспомнится, что традиционные культурные коды, религиозные представления, традиции, обряды славянских племен и племен германских не просто сходны, а практически идентичны. Представления о добродетелях, о праве, о справедливости, о том, как должно быть организовано общество у этих народов были, по крайней мере, изначально и весьма долгое время одни и те же. Точно так же, как и понятия о том, какие поступки человека подлежат осуждению и наказанию.

Не было никаких "культурных барьеров" между славянским миром и тем, что мы сейчас называем Западной Европой ни в X веке, ни в XII. Не было их и в XV в. между Новгородом, Псковом и городами Ганзейского союза.
Нормальный народ, оказывается, жил на Руси. Ничем не хуже немцев или скандинавов. А, точнее, практически такой же, как немцы и скандинавы.

Так что сослагательное наклонение российской истории все-таки существует.
Живет и здравствует в европах.

Comments

( 70 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
susel2
Jun. 7th, 2014 06:57 am (UTC)
Ну, Вы же понимаете, что речь не об элитах (тут и разговора никакого не требуется), а именно о "культурных кодах" народа.
О традициях, обычаях и морально-нравственных представлениях.
(Deleted comment)
(no subject) - one_sergey - Jun. 7th, 2014 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 7th, 2014 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plauntago - Jun. 9th, 2014 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jun. 9th, 2014 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - plauntago - Jun. 9th, 2014 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jun. 10th, 2014 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - plauntago - Jun. 13th, 2014 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - basya51 - Jun. 7th, 2014 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 7th, 2014 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 7th, 2014 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 8th, 2014 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 8th, 2014 04:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 8th, 2014 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 8th, 2014 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 9th, 2014 04:02 am (UTC) - Expand
эххх:) - susel2 - Jun. 9th, 2014 07:44 am (UTC) - Expand
Re: эххх:) - esli_mysli - Jun. 9th, 2014 11:43 am (UTC) - Expand
Re: эххх:) - susel2 - Jun. 10th, 2014 08:06 am (UTC) - Expand
Re: эххх:) - one_sergey - Jun. 10th, 2014 01:23 am (UTC) - Expand
Re: эххх:) - susel2 - Jun. 10th, 2014 03:26 am (UTC) - Expand
Re: эххх:) - one_sergey - Jun. 11th, 2014 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plauntago - Jun. 9th, 2014 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 10th, 2014 01:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorslivejour - Jun. 7th, 2014 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hang_hai_zhe - Jun. 8th, 2014 02:57 pm (UTC) - Expand
) - esli_mysli - Jun. 9th, 2014 01:12 pm (UTC) - Expand
vika_1_2
Jun. 7th, 2014 07:21 am (UTC)
Вы читали/слушали "Историю государства Российского" Акунина? Там как раз про этот период, и тоже про сходство.
susel2
Jun. 7th, 2014 07:26 am (UTC)
Я Акунина уже несколько лет не читала. Как-то подустала от него, что ли...:)
Надо будет посмотреть. Спасибо за наводку:)
(no subject) - vika_1_2 - Jun. 7th, 2014 04:31 pm (UTC) - Expand
raoul_duke23
Jun. 7th, 2014 07:51 am (UTC)
на мой взгляд, это утверждение: "не существует сослагательного наклонения" - глупость несусветная.
Моделировать надо возможные варианты, и учиться на ошибках.
Без "бы" это невозможно.

И насчет "каждый народ достоин своего правительства" спорно.
Корейцы и немцы после 45 не дают согласиться
susel2
Jun. 7th, 2014 06:54 pm (UTC)
Мне тоже кажется, что рассуждения на тему возможных "альтернативных путей" могут быть плодотворны.
По крайней мере, они дают возможность поговорить о том, что обычно остается "за кадром".
Ну, и корейцы - это, конечно, классический пример того, как один и тот же народ на протяжении жизни двух поколений превращается в две "полярные противоположности".
(Deleted comment)
susel2
Jun. 7th, 2014 06:51 pm (UTC)
А с чего Вы взяли, что славяне были носителями идеи "элитаризма"?
Славянские культуры, как я упомянула в тексте, были практически аналогичны культурам германских племен - от Скандинавии до Бургундии. Системы ценностей, религиозные верования, традиции и обряды были (с учетом разности языков) чрезвычайно схожи.
Славянские и германские "правды" (своды законов) также показывают практически идентичный подход к вопросам организации общества.

Так при чем тут "элитаризм" славян?
(Deleted comment)
(no subject) - susel2 - Jun. 9th, 2014 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Jun. 9th, 2014 10:56 am (UTC) - Expand
navkratis
Jun. 7th, 2014 02:29 pm (UTC)
Т.е. истоки ментальной катастрофы все-таки следует искать в ордынском иге?
P.S. Помню происходившую здесь несколько месяцев назад интересную дискуссию об империях и даваемых ими цивилизационных образцах. Поправьте меня, если ошибаюсь, но вот в империи, созданной Батыем и Чингисханом, никаких таких образцов для подражания что-то не проглядывается (если не считать таковым запредельную жестокость). Я это к чему - завоюй наших пращуров какая-нибудь "нормальная" империя по типу Римской или Британской, и вполне возможно, сейчас и на просторах России цвела бы и здравствовала цивилизация европейского типа, а так, выходит, нам не повезло вдвойне)
one_sergey
Jun. 7th, 2014 04:12 pm (UTC)
России не повезло не вдвойне, а раз этак сто.
(no subject) - susel2 - Jun. 7th, 2014 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sdalker2014 - Jun. 18th, 2014 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 18th, 2014 01:56 am (UTC) - Expand
one_sergey
Jun. 7th, 2014 03:24 pm (UTC)
Орда - впереди планеты всей ?
Как Вы считаете, а можно ли назвать создание Орды так сказать началом процесса реимперилизации мира (по аналогии с реиндустриализацией) ?
Ведь смотрите что получается (пардон за мое профанство в истории) - была древняя Греция - вполне себе империя в отдельные периоды своего существования, был Рим - тоже самое, была Османская империя (пардон если кого забыл :)
Потом варвары разрушили Рим и несколько веков в Европе не было империей - было большое количество государств, которые, по всей видимости, успешно конкурировали друг с другом и именно тогда заложили основы успеха свободной Европы в будущем. А потом опять начались об"единительные тенденции с войнами, создание империей. И началось это именно с Орды. А уж потом подтянулись и европейские страны, которые стали завоевывать заморские территории.
Вот, вроде бы, пошел процесс реимперилизации.

Или все было на самом деле не так ?
susel2
Jun. 7th, 2014 06:47 pm (UTC)
Re: Орда - впереди планеты всей ?
Не хотелось бы все валить на Орду, т.к. на самом деле ордынских институтов и традиций государство Российское переняло ну уж во всяком случае не больше, чем византийских.
Плюс, довольно устойчивые тенденции развития по, условно говоря "западной модели" на российском Севере.
Так что картина получается совершенно не однозначная.

Ну, а если мы вспомним, что Австро-Венгрия (так же, как и Османская империя) были, пожалуй, ближайшими аналогами империи Российской, все становится еще более непросто.

Возможно, если все предельно упростить, то ответ - в том, что для того, чтобы началось развитие по демократическому пути империя должна распасться.

Сравнение с Западными колониальными империями здесь вряд ли правомерно, поскольку там процесс развития институтов самоорганизации общества как начался во времена "Германских правд", так и не прерывался практически:)

P.S.Косвенным подтверждением идеи того, что для распад империи - первое условие развития по демократическому пути, может служить Польша. Получив независимость после большевистского переворота, Польша пережила много тяжелых моментов истории, и, было время, даже вернулась в сферу влияния Империи, но все-таки не до конца.
И - вуаля, так сказать - имеем пример демократии.
navkratis
Jun. 7th, 2014 04:40 pm (UTC)
еще немного "рассуждений о русском народе":)
Немного не в тему, но хочется поделиться интересной статьей, поавшейся на глаза несколько дней назад: http://inliberty.ru/blog/karmodi/3888/ Здесь автор зашел к проблеме нашей ментальности с довольно необычной стороны - с вопроса о разнице в горизонтах планирования русского и европейца.

Edited at 2014-06-07 04:41 pm (UTC)
plauntago
Jun. 7th, 2014 10:21 pm (UTC)
Имхо причина во многом в национальной мифологии. "Все знают", что русские склонны к жизни в общинах, неумеренному потреблению крепких напитков, но не склонны к систематическому тщательному труду, что компенсируется авральщиной и умением нестандартно решать проблемы, да и вообще "у ней особенная стать". Знают все, кроме, пожалуй историков и социологов, которые занимаются этим вопросом и почему-то считают, что и в истории можно найти кучу совершенно разных примеров, и сейчас у людей есть разные модели поведения, а писатели с журналистами добавят, что если одну и ту же историю рассказать чуть иначе расставив акценты, то "мораль" у нее будет уже другая (...идею этой сказки, а может и не сказки поймет не только взрослый, но даже карапуз: "Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз"). Но "все знают, что..." и вокруг этого выстраивается самоидентификация и картина мира. Если же поменять национальные мифы - имхо и "колея" поменяется.
susel2
Jun. 7th, 2014 10:43 pm (UTC)
Именно поэтому я и отметила особо тот (часто игнорируемый) факт, что изначально национальная мифология славян практически ничем не отличалась от национальной мифологии и миропредставлений германских народов.
Это - деяствительно очень важный момент. И действительно представления русского народа о себе самом изменялись далеко не случайным образом.
Принятие христианства (сначала, разумеется, лишь элитами) сыграло роль. Но через "крещение" в той или иной его форме прошли и германские народы.
Доктрина "Москвы как Третьего Рима", несомненно, сыграла роль, но она - опять же - далеко не сразу стала распространена в народе.
Словом, тут есть о чем подумать:))
(no subject) - Николай Былков - Jun. 7th, 2014 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plauntago - Jun. 9th, 2014 10:34 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 8th, 2014 01:44 pm (UTC)
Если не ошибаюсь, раскопки под Старой Ладогой показывают синхронное наличие рядом двух поселений, двух народов с разными обычаями. А потом чужаки ассимилировались, конечно, у них своих женщин было мало.

Всё-таки, географический детерминизм не оспорить. Можно [и нужно] высмеивать злокозненных дебилов вроде А.Паршева, но уже с построениями Р.Пайпса спорить трудно.
susel2
Jun. 9th, 2014 07:12 am (UTC)
Поселения в Старой Ладоге были не одновременными, а последовательными. Первое было разрушено, второе возникло слегка в другом месте, но рядом.

Влияние географических факторов, несомненно, имеется, но "детерминизм", как любой детерминизм, мне кажется, пора бы перестать использовать как решающий аргумент. Реальность гораздо сложнее любых детерминизмов.
С Р.Пайпсом спорить вполне можно:)
И многие это небезуспешно делают.
esli_mysli
Jun. 8th, 2014 09:08 pm (UTC)
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.


Похоже, Вам удалось найти нужный вопрос! "Почему Россия не Германия?"
Охранительный пафос паршевской книжки заточен под обоснование идеи, почему Россия и не может быть Америкой в силу естественных различий. А развитие сравнения России с Германией, по всей видимости, неизбежно выведет к пониманию истинных причин того, почему Россия не стала Германией при всей исторической общности. Отсюда можно будет прямо-таки почерпнуть рецепт на тот вопрос - что делать? - который, хоть и ставился, но умозрительно. Что делать - для чего? Для достижения по-разному понимаемого благоденствия? В случае сравнения с Германией понятно, о каком результате идет речь. Но, исходя из устойчивого представления о кардинальном различии менталитетов, и в голову не приходит всерьез заниматься таким сопоставлением! Вы же предлагаете разобраться с причиной такого расхождения менталитета при общности многовекового развития.
Остается идентифицировать развилки, где пути расходились, и тогда возникает непустяшный шанс постановки задачи возвращения на путь успеха.
susel2
Jun. 8th, 2014 10:39 pm (UTC)
Развилки менталитета:)
Боюсь, прежде, чем можно будет всерьез заниматься сопоставлением, придется преодолеть немалую инерционную силу, существующую в исторической науке, причем не только российской (это-то понятно, она практически никогда и не выходила за пределы имперской школы "истории государства российского"), но и мировой тоже.
Скажем, взгляд на "феодальную раздробленность" как на период, едва ли не аналогичный современному понятию "failed state". Считается, что любые усилия по преодолению "раздробленности", укрощению власти местных владетелей и т.п. - это, несомненно, правильный путь государственного развития, и ради того, чтобы на этом пути удержаться можно многое себе позволить (и перетерпеть).
То есть, всевозможные объединители всех времен и народов (ну, разве что за исключением особо зарвавшихся и начавших претендовать на "весь мир") как правило оправдывались и восхвалялись.

Только совсем недавно в исторической науке появился новый подход, состоящий в том, что "раздробленность" - это совсем не то же самое, что отсутствие социальных структур и систем обеспечения жизнедеятельности. Скорее наоборот, именно (условно говоря) "раздробленность" дает возможность для воплощения разнообразных форм социальной и политической организации: это - гибкая система, отвечающся требованиям мелких человеческих общин, приспособленная и к местным природным условиям (что, как и в каких количествах выращивать, как организовать торговлю и сбор податей, общественные рпботы и т.п.) и к возможностям данной общины (количество людей, половозрастной состав и его изменения, сезонные миграции и т.п.)

Началось это с истории Японии, когда молодое (сравнительно:)) поколение историков осмелилось по-другому взглянуть на период, предшествовавший сегунату Токугава (с 1600 года до середины XIX в) и обнаружили, что, вопреки сложившимся представлениям о том, что это было время полного разброда, "войны всех против всех" и т.п., именно в это время сложились практически все предпосылки для последующего "рывка" Японии и ее превращения в региональную сверхдержаву.
Прежде всего, именно в это время сложился знаменитый "японский менталитет" и класс служилого самурайства с его кодексом чести.
Многие японские историки впрямую сравнивают феодальные образования до сегуната (от мельчайших до крупных) и принципы их функционирования с тем, как в 19м веке, после "реставрации Мэйдзи" стали формироваться компании и предприятия.

Словом, видимо, тему надо будет развивать:))
Николай Былков
Jun. 9th, 2014 06:40 am (UTC)
m 0 Wɨ/ ]}g#'KTFF7A]aJtPf1d
"В то же время коллективный опыт человечества в этом вопросе твёрд и неизменен: сила в единстве, а разъединение - источник слабости и поражения. Плечом к плечу, обученная и дисциплинированная, толпа становится армией, где каждый человек стоит сотни нетренированных людей, которые могут выступить против нее. Организация в любой области деятельности человека означает успех, экономию времени и труда, средств и подготовительных работ. Недостаток метода, плана, случайная, время от времени, работа, проявляющаяся вспышками энергии, недисциплинированные усилия - всё это означает неизбежный провал. Голос человечества подтверждает правду.

Эгоизм по сути своей консервативен и терпеть не может, когда его беспокоят. Он предпочтёт уживчивую, нетребовательную ложь величайшей истине, если последняя требует пожертвовать хоть толикой комфорта. Сила умственной инерции огромна, если только что-либо не сулит немедленной выгоды и награды. Наш век в выдающейся степени бездуховен и прозаичен.

Если мы прибавим к этому личные усилия и высокую чистоту жизни, которые требуются от тех, кто хотел бы стать учениками внутреннего круга, а также очень ограниченное число готовых следовать нашим правилам, требующим полного бескорыстия, станет понятно, почему теософия обречена на такое медленное продвижение и такой трудный подъём.
По сути это философия лишь для тех, кто страдал в трясине жизни и потерял всякую надежду выбраться оттуда иным способом. Более того, история всякой системы веры или нравственности, впервые высаженной на незнакомую почву, показывает, что её первые ростки встречали все препятствия, которые только могли учинить мракобесие и эгоизм. Воистину, "венец новатора - терновый венец!" Разрушение старых, изъеденных жучками зданий никогда не обходится без некоторой опасности.

Ведь мы знаем, что за исключением остатков двух древних наций - парсов и евреев, - каждая не только имеет распри с другими, но и разделена даже внутри себя самой. Этим особенно отличаются так называемые христианские нации. Поэтому вы удивляетесь, и наша первая цель представляется вам утопией. Не так ли?

Спрашивающий. Каковы же, на ваш взгляд, эти причины?

Теософ. Первая и главнейшая - это естественный эгоизм человеческой натуры. Вместо того, чтобы искореняться, он повседневно стимулируется и укрепляется религиозным образованием, превращаясь в яростное и непреодолимое чувство, и образование это склонно не только способствовать ему, но и решительно его оправдывать.
Представления людей о правильном и неправильном были полностью извращены буквальным принятием еврейской Библии. Всё бескорыстие альтруистических учений Иисуса стало просто теоретическим предметом ораторских упражнений с кафедры, тогда как принципы практического эгоизма, которым учит Моисеева Библия и против которых Христос столь тщетно проповедовал, прочно укоренились в самой жизни западных наций. "Око за око, зуб за зуб" стало первой заповедью вашего закона. И я заявляю, открыто и бесстрашно, что извращённость этой доктрины, как и многих других, может искоренить только теософия."
Е. П. Блаватская. КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ

Edited at 2014-06-09 06:43 am (UTC)
(Anonymous)
Jun. 9th, 2014 10:53 am (UTC)
axios
ODE AUTEM EXCUTE WISDOM DENTEM (Ода на вырывание зуба мудрости ) Алеет Восток, голубеет Запад. На краю империи на волне патриоистерии, Предвестьем увяданья и распада Вырван зуб мудрости. Он своё отгрыз. Знал он перловку, пиво, молоко. Теперь его съел кариеса моргенфриц. Не узнает никогда вкуса фуагра, шабли, устриц, И какая разница между лафитом и клико. Бегом времени положено от рода - Всему умаленье дала Природа : Упованьям, искушениям, Шевелению мозгов, Фрикционным движениям И количеству зубов. Под сладостны звуки лиры Вдохновения взалкал Пред образцов кумиры На диванной позиции поднимаю свой бокал. Щемитесь, сатрапы, Ещё двадцать девять зубов Готовы грызть престолы и рвать скрепы Свободы врагов. Пусть трепещут тираны, И собирают себе на плешь Горящие уголья, Смолы кипящей жбаны И прочий ацкий трэш. Избранник Судьбы, Я восстаю из тьмы, Пусть не в образе Зорро, Ну, хотя б, Ревизора. Кого ведёт Бесконечность, Тот наследует Вечность, Того Апполон хранит, Он будет в граните отлит. Приснился давеча Пасюк. По соннику - толи к деньгам, толи полный цурюк. ( Во сне он принял закон, что в блоге, приравненном к сми, нельзя пить, курить, сморкаться, экстремально выражаться, а также свально уестествляться ) В чём Пацюк преуспел- Вынимать души из тел, Складывать их в вагоны И отправлять на зоны. ..... -Чарли, что за шум на улице, понять не могу? -Сэр, ликует народ : На понтийском берегу Операция " Оверлод ".
livejournal
Jun. 11th, 2014 06:19 am (UTC)
Понравился коммент анонима к этому посту
Пользователь birbera сослался на вашу запись в своей записи «Понравился коммент анонима к этому посту» в контексте: [...] Сослагательное наклонение [...]
rinbes
Jun. 12th, 2014 08:36 am (UTC)
Бытие определяет сознание. Коммунизм пал, ссср развалился, но на 1/8 части суши быт остался прежним: коммуналки, общежития, панельные дома, призывная армия, "дворовое воспитание" и т.д. Вот я живу в поселке, в котором убери рекламные вывески и он станет таким, каким был 30 лет назад. Когда в Москве при Лужкове опять начали строить многоквартирные дома, мне уже тогда показалось, что мы по кругу ходить начали.
bartdelascasas
Jun. 13th, 2014 06:16 pm (UTC)
век Опричника
Орда, конечно повлияла на культурные коды старой Руси, но не настолько, чтобы существенно изменить их или разрушить... Гораздо большее влияние на культурные коды оказала скорее Опричнина. Ее значение в российскои и особенно советской историографии в основном недооценено, либо извращено, однако именно Опричнина стала краеугольным камнем на котором посроена и империя и абсолютизм, какими мы их знаем... Тут и окончательное уничтожение остатков власти удельных "хозяев" князей, и тотальное переселение и "перебирание людишков" и пересмотр и изменение вековых традиций и представлений о добродетелях, о праве, о справедливости... Оттуда и Грозный и Петр и "диктарура сволочи" в 17-м, ну и современность, конечно...
plauntago
Jun. 13th, 2014 09:52 pm (UTC)
Re: век Опричника
Имхо Опричнина это просто "нормальный" средневековый террор собственной страны. Такое было средневековых и в Англии, во Франции... Я бы скорее поставил именно на Петра, который начал ломать социальный скелет по голландскому образцу, но совершенно не голладнскими методами. В результате последствия были хоть и не такими катастрофическими, как после переворота 1917 (тогда старый социальный скелет стремились просто полностью уничтожить, "а затем..."), но все же. Если продолжать аналогию со скелетом, то в результате петровской ломки ментальность страна стала напоминать китайскую знатную девочку с перебинтованными ногами (в результате ходить сама она практически не может, но зато "красиво").
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 70 comments — Leave a comment )