?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эти рассуждения были мне навеяны беседой с френдессой esli_mysli. Общение с ней настолько стимулирует мои мыслительные процессы, что даже разговор о том, как поточнее плюнуть ведьме на хвост, перерастает рамки прикладной демонологии и выливается в нечто бОльшее. Это бОльшее внезапно потребовало себе отдельного места в качестве поста. В этом случае ничего не поделаешь: нужно позволять словам становиться туда, куда они хотят(с).

   
На днях в обсуждении в блоге А.Илларионова юзер lunarkrot заметил, что Гимн Украины стал теперь украинской марсельезой, и хозяин блога с ним согласился.
Я еще тогда отметила этот весьма лаконичный обмен мнениями, подумав, что, в принципе, речь тут идет отнюдь не только о внешних символах. Напротив,
это сравнеиние выводит  нас на гораздо более глубинные процессы, протекающие ныне в мире, особенно в той его части, которую принято называть "мировым политическим сообществом", т.е. в элитарной и достаточно закрытой группе людей, которая фактически принимает решения, влияющие как на судьбы как их собственных стран, так и всего мира.

    Складывается довольно определенное ощущение что это самое мировое "политическое сообщество" (причем  во всем его широком спектре  - от ВВП за гранью добра и зла до Обамы, так сказать в самом мэйнстриме) безумно испугано тем, что произошло в Украине. Хотя, откуда, казалось бы, такая нервная реакция на ликвидацию коррумпированного режима и изгнание запятнавшего себя кровью президента? Ответ на это короткий: Майдан. Точнее всеукраинский майдан как социальное явление.

     Феномен Майдана напугал традиционных политиков до судорог, как когда-то напугала Французская революция "Старые режимы" по всей Европе.
Дело ведь не в том, что убрали коррумпированного и зарвавшегося президента с его непосредственным окружением: это-то как раз дело довольно обыкновенное и не стОило бы хлопот. Дело - в феномене Майдана, который продолжает оставаться фактором прямого воздействия на политику в Украине. Не далее, как сегодня "Совет Майдана"
потребовал "заново согласовать с ним состав кабинета министров"(с).  Министры должны выступить с короткими тезисами: рассказать о своем образовании, о том, каковы их планы в нынешней должности. Возможно, они должны будут, также, ответить на вопросы, если таковые возникнут. Если Майдан не выразит доветия этому человеку, то от него потребуют на второй же день сложить свои полномочия.

   Это - форма прямой демократии, столь же древняя, как и само человеческое общество и старательно "стертая" из коллективной памяти общества с тех пор, как военные и духовные элиты присвоили себе право решать все
жизненно важные вопросы общества своей властью при помощи подчиняющегося им (государственного) аппарата насилия.  Напомню, что на Руси очаги такой прямой демократии возникали во многих  местах (начиная от Старой Ладоги в VIII в. и заканчивая ганзейскими городами Новгородом и Псковом, чье самоуправление было ликвидировано лишь в конце XV - начале XVI вв. Но это все считалось поросшей мохом историей, предметом абстрактного любопытства, чей опыт неприменим в условиях мегаполисов, современных требований к уровню жизни и чрезвычайно сложных инфраструктур.
Все эти соображения сгорели в огне Майдана и были развеяны вместе с дымом горелых покрышек.  Выяснилось и было доказано, что самоорганизация гражданского общества и принятие решений методами прямой демократии, возможны не только в древности или в нынешних мелких, оторванных от основного мира общинах бывших хиппи, живущих плетением корзин и гамаков. Это возможно и в условиях современных городов, в условиях большой европейской страны.
Что это значит в практическом смысле? Это значит, что так называемая "политическая элита", профессиональные политики - начиная от местных чиновников до бонз из ООН нутром почуяли опасность.


Примерно вот так они ее почуяли. По английски это называется "gut feeling".

Надо сказать, что чутье их не обманывает.  Если окажется, что возможно устройство общества, в котором все политические должности будут выборными впрямую, подотчетными впрямую и - главное - отзываемыми в случае неудовлетворительной работы, то это - практически конец тому уютному положению дел, когда власть прочно находится в руках некоей - пусть даже формально избираемой - элиты.
Более того, все больше и больше функций власти будет передаваться местным органам самоуправления: всеукраинский майдан показал, что для того, чтобы организовать жизнь "на местах" - от уборки улиц до поддержания общественного порядка - никакой центральной власти не требуется. Это можно прекрасным образом устроить самостоятельно.
Да что там! Сама необходимость государственно организованной полиции теперь находится под вопросом: уж слишком явно было продемонстрировано то, что отнюдь не на страже интересов населения эта полиция как правило стоит. Для поддержания порядка - от регулировки движения до охраны жизни и имущества граждан могут быть созданы (и были созданы) весьма эффективные отряды  самообороны на местах.

Эдак можно легко дойти и до того, что бюрократы вообще не очень-то и нужны, а если и нужны, то в гораздо меньшем количестве, чем они есть сейчас, на меньших зарплатах и без всяких привилегий по сравнению с остальными гражданами. И то сказать: королева Нидерландов ездила же на велосипеде, пока ей возраст и здоровье позволяли? Так почему бы нынешним столоначальникам тоже не попробовать вести скромный (и здоровый) образ жизни?

Как Вы понимаете, это - потрясение основ, сравнимое разве что с Liberté, Egalité, Fraternité в конце восемнадцатого века, и в нынешнем эстаблишменте производит ничуть не меньший ужас, чем этот французский лозунг производил в сердцах маркизов и герцогов, коим угрожало превратиться в граждан даже если для них лично революция обходилась более-менее благополучно.


Запад сдает не Украину: он сдает Майдан.
Но феномен майдана уже произошел, его не ликвидируешь из памяти, и, главное, из исторического опыта. Что бы теперь ни произошло в Украине и с Украиной - это останется. Это - возвращаясь к моей небольшой идее-фикс - портал в другой мир. Только на этот раз уже не в литературный, а в самый что ни на есть реальный: в политическую реальность будущего.

Comments

(Anonymous)
Mar. 9th, 2014 08:29 am (UTC)
Почему могут быть в панике бюрократы, я понимаю.
А чем для меня как индивида, ценящего свободу и право, будет лучше нарушение моих свобод и прав "структурами прямой демократии", а не бюрократами?
Вот этого энтузиазма в отношении "тех же щей, да пожиже влей" - я не понимаю.
Растолкуйте, пожалуйста.