?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





Проблема, с которой я начала один из моих предыдущих текстов, а именно – возможно ли сойти с ума в массовом порядке, или, выражаясь более строгим научным языком, возможны ли эпидемии массового психоза, при ближайшем рассмотрении оказалась огромна.  В принципе, на эту тему хорошо бы  написать монографию, потому что она не только чрезвычайно масштабна, но и – в отличие от большинства исторических работ – могла бы иметь непосредственное практическое применение. Впрочем, подозреваю, что подобная монография (и не одна) уже написана, только изданы эти работы были отнюдь не в академических изданиях, а брошюрками с пронумерованным тиражом, да и в Интернете они выложены вряд ли.

 

Однако, опереться есть на что: начиная с трудов психиатров конца XIX в.(в частности, В.М.Бехтерева и Н.В.Краинского и кончая современными работами по социологии, например, книгой Рэндалла Коллинза (Randall Collins, Interaction Ritual Chains, Princeton University Press, 2004) или Д.Ольшанского «Психология масс». Поскольку формат блога не дает возможности особенно растечься мыслью, приходится поступиться массой интереснейших деталей и историй, а также большинством цитат из источников с тем, чтобы хотя бы попытаться донести до аудитории главные мысли. Каковых в данном случае две:



  1. Действительно ли возможны эпидемии массового психоза или это только плод некоего воображения? И, если они возможны, то каким образом они распространяются за неимением физического возбудителя болезни (вируса, бактерии и т.п.)?


  2. Можем ли мы констатировать наличие симптомов эпидемии массового психоза в современном российском обществе, и если да, то в чем они заключаются?




  На первый вопрос первого пункта можно, разумеется, сразу же ответить утвердительно. Эпидемии массового психоза хорошо описаны, и, хотя большинство из них происходило достаточно давно, о них многое известно. Они – по вполне понятным причинам – привлекали к себе массу внимания. Разумеется, психиатров интересовали – пусть и в ретроспективе - прежде всего явления с ярко проявленными физиологическими симптомами: эпидемии массовых плясок, конвульсий, кликушества (бесоодержимости, звероодержимости), самобичевания, самоубийств. Однако, невозможно провести четкую границу между явно «клиническими» случаями и такими событиями, как массовые религиозные мании, эпидемии ведьмовства (и сопутствовавшие им эпидемии охоты на ведьм), а в XX в к этому списку, несомненно, присоединились психические эпидемии на идеологической почве и сопутствующие этому эксцессы.

   История Европы (где эти явления были наиболее тщательно описаны) насчитывает десятки психических эпидемий разного рода и разного масштаба: от сравнительно локальных (эпидемия массовой пляски в Дессау 1021 г., эпидемия бесоодержимости в Лудэне 1632-1639 гг), 1687-1690 – бесоодержимость в Лионе и десятки подобных) до региональных и даже охватывавших всю Европу (1212 – «крестовый поход детей», 1251 – первый  «крестовый поход «пастушков», 1260-61 – всеевропейская эпидемия самобичевания, 1320 – второй «крестовый поход пастушков», 1370 – повальная эпидемия массовой пляски в Европе, 1479-1480 – эпидемия пляски в Италии («тарантизм»), 1550 – эпидемия бесоодержимости в Германских землях, 1669-1670 – звероодержимость в Швеции, 1732 – бесоодержимость во Франции... список можно было бы продолжать чрезвычайно долго.


Заразительность:


   Если реальность массовых психических эпидемий можно считать установленной, то в этом случае чрезвычайно важно понять, как происходит «заражение», каким образом эмоции – а часто и физиологические ощущения, и непреодолимая потребность в определенных действиях – передаются от одного человека к другому и иногда охватывают огромные группы людей.

    Согласно психиатрам, рассматривавшим этот вопрос, это происходит путем    внушения (или самовнушения), собственно прямого «заражения», либо непроизвольного подражания, что есть своеобразная разновидность внушения.

   а) Что понимается в данном случае под внушением? Это - отнюдь не гипноз (точнее, далеко не только гипноз, хотя и подобные воздействия могут иметь место). Но гораздо чаще внушение происходит в состоянии, когда «объект» бодрствует и, скорее всего, не отдает себе отчета в том, что подвергается какому-то особому воздействию. Внушение такого рода представляет собой любое суггестивное воздействие, не затрагивающее логическое мышление и личное сознание человека и воздействующее впрямую на его подсознание, эмоции и инстинкты. Иначе говоря, «...внушать – значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие психофизические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению; под внушением следует понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний, помимо его "я", то есть в обход его самосознающей и критикующей личности.»(с)


   б) Психическое заражение, как ни странно это может показаться –феномен чрезвычайно распространенный, и с ним мы сталкиваемся едва ли не каждый день. Каждый, кто бывал на концерте или в опере (и каждый музыкант, имевший несчастье оказаться в этот момент на сцене) знает, какой эффект производит кашель всего лишь одного человека в аудитории: «эпидемия» кашля неудержимо распространяется по всему залу и может занять кажущиеся нескончаемыми минуты. Все знают, как заразителен бывает зевок, даже если зевает не человек, а, скажем, кот или собака. Заразителен часто бывает смех, почесывание и масса других физиологических и эмоциональных движений и реакций. Особенно мощно эффект психического заражения проявляется при массовых скоплениях людей: в толпе «аффективный заряд отдельных лиц повышается взаимной индукцией»(Ольшанский)(с).


    в) Подражание, в  свою очередь, можно рассматривать как, с одной стороны прямое следствие внушения и/или заражения, а, с другой стороны, оно может быть и самостоятельной подсознательной реакцией человека на предлагаемые ему раздражители. Прекрасным примером такого раздражителя может служить реклама, тщательно разрабатываемая именно для достижения эффекта подражания. В толпе этот эффект также многократно возрастает благодаря эффекту «Эмоциональной Энергии», вырабатываемой в ходе взаимодействия между людьми («ритуальных взаимодействий», Collins, pp.118-140), что мы можем наблюдать на стадионах, рок-концертах, митингах и демонстрациях и т.п.


   Несмотря на свое крайнее разнообразие (как мы видели, психические эпидемии могут различаться как своими масштабами, так и симптомами и длительностью), существуют, тем не менее, определенные закономерности и черты, свойственные всем этим явлениям, что, собственно, и позволяет их объединить в один «класс» . Каковы же эти черты?



Признаки психической эпидемии



  1. Провозглашаемая «избранность» вовлеченных: иногда некая общность формируется вокруг одного лица «мессианского типа», иногда – вся группа составляет «избранных» или «посвященных», причем группы могут быть чрезвычайно большими: до сотен тысяч или даже миллионов человек, что (на фоне остального человечества) не исключает избранности. Иногда жертвы эпидемии не составляют никакой организованной группы (как в случаях кликушества или звероодержимости), что, тем не менее, не меняет их статуса «избранных», пусть этот статус и мучителен и даже опасен для них самих.


Ощущение «избранничества» особенно ярко проявляется в случаях массовых религиозных или идеологических маний и массовых движений, основанных на таких маниях.


  1. Ожидание «чуда», или сверхъестественного решения стоящих перед обществом проблем (иногда – эсхатологические настроения, ожидания «конца света» в прямом или переносном смысле).


  2. Резкое черно-белое восприятие мира: те, кто не с нами, те против нас; абсолютизация крайностей, полное неприятие иных воззрений, кроме принятых в данной среде.


  3. крайняя эмоциональность, аффектация, доходящая подчас до истеричных проявлений, в крайних случаях – на уровне физиологии (кликушество, глоссолалия и т.п.)


  4. агрессивность и полное неприятие тех, кто не принадлежит к данной группе, иногда переходящее в прямое насилие (включая убийства и пытки), в крайних случаях  - самоагрессия и нанесение себе увечий.




   Собственно, ответ на первый их вопросов, поставленных в начале этого текста, уже получен. Можно лишь завершить его иллюстрацией. Одним из ярчайших примеров массовых психических эпидемий (и одним из тех, которые, как правило, первыми приходят на ум, когда речь заходит о  подобных явлениях) считается «Крестовый поход детей», 1212 года. В.М.Бехтерев, цитируя работу Б.Сидиса «Психология внушения», приводит следующее описание:

"Около 1212 г., между четвертым и пятым крестовым походами Стефан, мальчик-пастух, в подражание старшим начал проповедовать детям священную войну. Он скоро стал злобой дня; люди покидали храмы, чтобы слышать его слова. Он даже творил чудеса. Призыв Стефана к детям спасти Святой Гроб возбудил в них стремление присоединиться к нему в святом паломничестве.

Эпидемия крестового похода быстро распространилась между малолетними. Всюду появились 10-летние, даже 8-летние дети, объявлявшие себя пророками, посланными Стефаном, во имя Бога. Эти "пророки" начали ходить по городам и деревням. Подобно настоящей эпидемии, эта мания блуждания не щадила ни мальчиков, ни девочек; по рассказам хроникеров, среди больших количеств загипнотизированных детей было очень много малолетних девочек. Король Филипп Август по совету Парижского университета издал эдикт, приказывающий детям вернуться домой, но религиозные внушения были сильнее повеления короля, и дети продолжали составлять свои сборища. Отцы и матери употребляли все свое влияние, чтобы обуздать эту опасную манию странствования, но без успеха. Убеждения, угрозы, наказания были столь же бесполезны, как и приказ короля, запоры не могли удержать детей: они вырывались через двери и окна и стремились занять места в проходивших процессиях. Если же их держали так, что убежать было невозможно, они чахли как перелетные птицы в заточении".

   Как известно, этой психической эпидемией не преминули воспользоваться предприимчивые купцы, предоставившие «детям-крестоносцам» корабли для того, чтобы якобы доставить их в Святую Землю. Как оказалось, доставлены они были отнюдь не в Палестину, а к берегам Алжира, где большинство их попало в руки уже ожидавших их работорговцев.

   Конечно,заманчиво было бы продолжать приводить примеры и другого рода: например, финансовых (наподобие «тюльпановой лихорадки» в Голландии в 1634 г), многочисленных «золотых лихорадок», эпидемий кладоискательства, массовых религиозных маний и прочих увлекательных сюжетов, свидетельствующих о том, как легко поддается манипуляции психология толпы, и какими колоссальными (и часто – непредсказуемыми) могут быть последствия психических эпидемий. Однако, формат блога ограничивает такие возможности, а потому попробуем перейти ко второму вопросу, заявленному в начале текста, а именно:


   Можем ли мы констатировать наличие симптомов эпидемии массового психоза в современном российском обществе, и если да, то в чем они заключаются?

   Надо сказать, что вопрос это – не вполне академический. Более того, после того, как сегодня я получила вот этот комментарий на мой ироничный, но без особых претензий на глубину анализа, пост, мне представляется, что он заслуживает достаточно серьезного внимания. Раз уж слова «психическая эпидемия» были произнесены одним из истовых «навальновцев» в применении к собственным сподвижникам, последуем и мы примеру русских врачей, выезжавших, бывало «на эпидемии», в том числе и на психические, и взглянем на то, что происходит сейчас в политической жизни России и, особенно, Москвы, именно с этой точки зрения.

   Итак, по пунктам:


  1. Ощущение избранности, «особенности» данной общности, сплочение вокруг лица, которому приписываются «мессианские» черты.


Можно поставить галочку, есть. Г-н Навальный описывается его сторонниками как человек, обладающий почти сверхъестественными способностями и качествами. Не буду цитировать всем уже известный текст Ф.Крашенинникова, он по праву может рассматриваться как образец агиографии. Но и ни один более умеренный текст о г-не Н. не обходится без таких эпитетов, как «уникальный», «беспрецедентный», «гениальный» и т.п. Соответственно, и среди «приближенных» к этой уникальной личности культивируется атмосфера избранности (по какому принципу происходит «избрание» - другой вопрос, к которому мы еще вернемся).

2. Ожидание «чудесного» решения стоящих перед обществом проблем.

Еще одна галочка. Есть. Вот уж чего-чего, а упоминаний о «чуде» и ожидании оного в навальновской пропаганде – сколько угодно. «Причина - Алексей Навальный. Разве не чудо?», «Если вдруг чудо станет сверхчудом, и Навальный станет мэром...»,  и т.д., и т.п.

3. Черно-белое, без оттенков, восприятие мира.

И опять – есть. К этому приложил руку даже инженер душ человеческих г-н Акунин с его афористичным, «кто мешает Навальному, тот помогает стене.», и тот же Федор-евангелист («если вы... не нашли способ помочь Алексею, то вы – путинист, да и все»), ссылку давать не буду, все это видели. Да практически все, кто выступает в поддержку г-на Н. на просторах Интернета высказываются именно в этом ключе: кто не с нами, тот за Путина, ибо третьего не дано.

4. Крайняя эмоциональность, доходящая до аффектации .

Есть. Это я ощутила на собственном опыте. Например, вот в таком, адресованном мне заявлении: «Уверен, что Вы сами любите Навального, но злитесь из-за того, что он не отвечает взаимностью». Ну, это, так сказать, довольно предельное выражение подобных чувств. Бывает и попроще: «будущее за Навальным», «Навальный – наша надежда», ну и так далее. Собственно, повторять все то малоприятно, но приходится, в рамках, так сказать, эксперимента.

5. Агрессивность и полное неприятие тех, кто не принадлежит к данной группе.

И это тоже есть. По одному образному выражению (к сожалению, не помню автора) противники г-на Н. подвергаются при любой возможности «моральному расстрелу». Дискуссия не ведется, любые попытки рационального рассуждения и логического мышления на тему деятельности г-на Н. пресекаются самым решительным образом, при этом «навальновцы» отнюдь не брезгуют оскорблениями, личными инсинуациями, хамством.

   Если добавить ко всем вышеперечисленным пунктам практическое отсутствие содержательной программы действий,  то мы получим довольно типичную картину психической эпидемии, хоть и не переходящей в публичные массовые пляски, но, тем не менее, полностью отвечающей классическим описаниям подобных случаев.

   И все же... Вопросы остаются. И они заставляют задуматься о том, что эта психическая эпидемия – отнюдь не стихийное явление, подобно тем, что были описаны выше. Похоже, что в данном случае мы имеем дело с тщательно организованным «очагом психического заражения», который поддерживается, постоянно подогревается, концентрируется, но одновременно и изолируется от действительно широких масс людей. Как убедительно показала Мария Говорова,   «команда Навального» отнюдь не стремится популяризировать свои идеи в СМИ, весьма тщательно (несмотря на заявленную нехватку желающих) относится к отбору волонтеров, активно привлекает «молодых, активных мужчин с весьма агрессивным настроем», в том числе – в последнее время – приезжих, немосквичей.  Именно эти люди подвергаются интенсивной психической обработке, их них сколачивается тесная, эмоционально взвинченная  и хорошо управляемая «команда», управляемая «штабом» г-на Н.

   Зачем – возникает закономерный вопрос – нужно контролировать распространение психической эпидемии? Почему бы не дать ей распространяться максимально широко, тем более, что такой потенциал явно существует? Ответ на этот вопрос, мне кажется, можно найти также в  истории. Хорошо известно, что чем движение более массово, тем оно менее управляемо и более непредсказуемо. Ни то, ни другое явно не устраивает г-на Н. Ему, судя по всему, требуется готовая на все, эмоционально взвинченная и лично преданная ему «команда», которая в данный момент проходит «обкатку» и обработку.  Периодически мы наблюдаем «выплески» в виде истерической про-навальновской кампании на «Эхе Москвы», в виде экзальтированных текстов в Интернете и агрессивных выпадов против любых попыток рационального анализа происходящего.

  А еще чрезвычайно интересен принцип «завоза» энтузиастов на московские выборы из других городов. Нет, я абсолютно ничего не имею против «гостей столицы». У меня в связи с этим только два вопроса: а) как это отразится на распространении обсуждаемой нами психической эпидемии, и, б) какую – чисто гипотетически - роль могут сыграть иногородние волонтеры (особенно, как отметил сам г-н Н., «активные молодые мужчины с агрессивным настроем»)  в случае, если по результатам выборов возникнет конфликтная ситуация, или если г-на Н.-таки посадят, и все, преданные его делу активисты, решать выйти на улицы и продемонстрировать свою преданность своему лидеру?..

Comments

kabud
Aug. 14th, 2013 04:09 pm (UTC)
Mon, I AM IN USA!
At this point I may say that MOST OF MY LIFE I SPENT IN USA

GOD BLESS AMERICA!

Не просто ЗНАЮ, а ЖИВУ ТУТ более 20 лет. США приняли меня и очень помогли во всем. Страна- АХУЕННАЯ во всех отношениях.

В свое время я работал в одном айти шопе в одной из крупнейших телекомуникационных компаний в мире(!)

В нашем шопе было 2 технических корифея(ну кроме меня конешно;))

и оба были самые настоящие негры

1.бывший чемпион мира по плаванию, в высшей степени воспитанный, стильный и класный чувак. Он был администратором баз данных, на то время(рецессия конца 80х)
получал очень нифигово: ок $1000 в день

2.главный 'системщик' , поддерживавший ВСЮ систему - негр, даже не из США а из Тринидада. Тоже чудесный чувак и блестящий специалист.

Вообще в том шопе были ВСЕ этносы представлены, включая китайцев :) и китаек ;)

Эти два черновика, о комя выше написал, были и технически самые грамотные и по человечески самые класные ребята

Далее: я жил в разных районах Ню Йорка, в том числе в ряде так. наз. ЧЕРНЫХ, в паркчестере , Бронкс например. Прекрасно себя чувствовал. Девки черные- класные и очень даже.

Жил в районе где доминируют Хасиды - тоже доволен, ребята веселые, не против пыхнуть дури, кстати, считают что усиливает религиозность)))

Жил в районе где живут из доминиканской республики. Ребята попроще, но всегда веселые.

Хуже всего, паскуднее всего- так. наз 'русские районы'. Увы, но там совки-атеисты, вечно недоволные, бухают и выглядят как жлобы, но телки из екс ссср класные и развязные))

Да, спецом о детройте:

я БЫЛ ТАМ на ахуенном фестивале DEMF.

Мне город страшно ;) понравился. Увы он в упадке, но это временно.

ВЫ дорогой 'ницшеанец' просто видимо очень мало знаете жизнь, как бы глобальную, не ориентируетесь пока, но со временем раберетесь.

Успехов

Edited at 2013-08-14 04:12 pm (UTC)
nienschance
Aug. 14th, 2013 05:12 pm (UTC)
Re: Mon, I AM IN USA!
oh my god! you live in paradise and I m in troubles and hell
god bless america
I m so jealous for your destiny and your black brothers
as Kennedy told everybody in the world have to dream about united states
Если без шуток жил в NJ нью арк через речку от нью йорка,практически в самом нью-йорке a little alien in NY
за родственником ухаживал пожилым мог остаться, но вот уехал
Как то райончик начали заселять черные братья, а до этого жили итальянцы ,такие типичные sopranos из сериала
и недвижимость начала проседать, как-то black bro попеть любят, пошуметь пострелять.причем круглые сутки
Все на welfare или как говорят в германии на социале
Где то есть и обамы с опрой уинфри, но вот не попадались
Поэтому продали и поехали в SC (Charleston) городишко в три дома
вообщем, что понравилось -грузовики и природа
А вот люди очень разные и черные мне крышу раздолбали на авто, видишь ли в их районе остановился.
Больших спецов среди черных и мексов не наблюдал в чем-либо, кроме угонов и продажи перебитых авто и запчастей
Это они умеют -любую тачку на заказ угонят и еще пневмоподвеску сделают -какой-же уважающий себя man может ездить без пневмоподвески и на дисках меньше 24"
а в детройте друг жил несколько лет назад переехал в Чикаго
он еврей как раз но не хасид -среди черных как то сложновато жить оказалось
И детройт обанкротился из за того что налог на недвижимость исчисляется со рыночной стоимости имущества
и соотв если квартал черный то стоимость падает и налоги падают в местный бюджет да и general income tax с этих ребят никакие если они все на пособии да на food stamps
Живете то где сейчас в бронксе или где?
а по поводу чистоты эксперимента почитайте про Либерию(историю)
вот там самые классные ребята -в алжире гастарбайтеры оттуда были
Хотел съездить на западное побережье на мшине так эти козлы раздолбали машину причем арендованную
так что флаг в руки насчет расового мира
как то случай с латиносом циммерманом недавний прямо ностальгию вызвал как будто и не уезжал
Ничего не меняется

kabud
Aug. 14th, 2013 05:32 pm (UTC)
В НюАрке проводят фестівалі
Хорошо знаю, там до конця 90х оставались горелые в 60е годы или 70е здания, во время активных мероприятий ЦК КПСС, проводимых СВР в среде беднейшей черной молодежи. Потом за это дело взялось ФБР, левакие банды были инфилтрированы такими блестящими спецами как наш теперишний Президент и 'мы' с советским беспределом разобрались на том этапе.
меня тут еще не было;) но история известная

В Ню Арке рядом крупнейший аеропорт, когда едеш по торнпайку- самолеты садятся прямо в 100 метрах от хайвея

Очень удобный аеропорт, если надо на рейсовом. Если на своем или корпоративном- есть аеродром тетельборо, чуть севернее и ближе ко мне

Вот Вы пишете о криминале: а ведь они все такие, руский криминал еще хуже. Криминал не имеет рассы. Просто урла

Кстати дело Циммермана не вызвало НИКАКИХ ОСОБЫХ НАПРЯГОВ

пару демонстраций и менее 20 задежаний

А в свое время ЛА бунтовал неделю на подобном деле

Штаты класное место и решили этническую проблему.

Штаты стали страной, где ВСЕМ ХОРОШО

и таланты сюда едут: Сергей Брин, Стивен Возняк- это наши, арийские (в правилном смысле слова) герои

и страна багатеет

Я считаю надо России учиться политике примерения всех друг с дугом у США


Edited at 2013-08-14 05:39 pm (UTC)
nienschance
Aug. 14th, 2013 05:47 pm (UTC)
Re: В НюАрке проводят фестівалі
я так понимаю вы с украины а Россия то каким боком вам интересна
Про этно преступность спорить не буду -я там 10 лет не был
на месте виднее
Может там и нашли как из негров сделать ...даже не могу вспомнить какого ниб ученого или бизнесмена типа Steve Jobs
судя по статистике как сидели черные братья на пособии и тороговали food stamps чрез таких же черных кассиров в магазинах так все и осталось
ну да ладно американцы сами разберутся
Госдолг еще подкрутят до небес и все будет пучком
По поводу бунтов -в париже они уже по рсписанию
Не было погрома -значит и день прожит зря
В лондоне та же песня
Ну в Европе это в основном муслимы
В США их задавили после 9-11
И в России такакя же ерунда с этноперступностью -она зашкаливает
kabud
Aug. 14th, 2013 11:13 pm (UTC)
You have no idea about american affairs
unfortunately you have it all wrong
nienschance
Aug. 15th, 2013 09:38 am (UTC)
Re: You have no idea about american affairs
as one user told - best seen from afar
kabud
Aug. 17th, 2013 07:09 pm (UTC)
from my Hasidim brother in Israel
диалог с израильтяниным про США

I grew up there. Was born and raised there. So my perception is bound to be much different than yours. Regarding race relations my impression visiting there in the late 90s was that things had much improved, to the point that it was detrimental to white youths who seemed stricken with some serious identity problems. I ascribed that on the surface to the overwhеlming presence of black entertainers in the media, and the elevation of black culture to the very top levels of public awareness. But at least the relations between blacks and whites seemed much improved, the opportunities for blacks seemed very much improved, as well as the sense of belonging among blacks.
---
USA today is so much better place in all repsects then it was when i arrived here in 88, including issues of race, `integration` or whachyoumaycallit

it just `feels` very good here besides the objective indicators
---

Personally, I am blacker than black, black as night, black as coal...

i am the prettiest, the fastest, the strongest...

i am from the black root race that survived the ice age
The black race of the steppe

We be hip hoppin thirty thousand years ago..

We be doin hundreds of wives...

Don't look at my lily white skin
Don't let that fool ya Bro
We be blacker than Afro
When we do the funky monkey evva body stop and drop
When we do da mumbo jumbo we be mo bad than bad!!
nienschance
Aug. 17th, 2013 07:50 pm (UTC)
Re: from my Hasidim brother in Israel
It s blabla bla
Иоанн написал: "И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И судим был каждый по делам своим." (0ткровение 20:12,13).
УПО: І бачив я мертвих малих і великих, що стояли перед Богом. І розгорнулися книги, і розгорнулась інша книга, то книга життя. І суджено мертвих, як написано в книгах, за вчинками їхніми.
KJV: And I saw the dead, small and great, stand before God; and the books were opened: and another book was opened, which is the book of life: and the dead were judged out of those things which were written in the books, according to their works.

зачем слова -пусть этот израйлитянин купит дом в Детройте за 1 доллар и живет в мире и согласии с черными братьями
И каждый день им поет осанну
Говорить все умеют красиво а вот делать нет
kabud
Aug. 17th, 2013 07:55 pm (UTC)
I was in detroit for vacation!
I love it and will go again

nienschance
Aug. 17th, 2013 08:18 pm (UTC)
Re: I was in detroit for vacation!
not vacation -stay there for at least a year among your black friends
America is still alive because there are still enough of the WASP population to join the rest of the nation and race in peace
Look at Brasil or Mexico -wwhy do people live there much worse than in the us
what the difference
Do you know the history of Liberia foundation?
kabud
Aug. 17th, 2013 08:41 pm (UTC)
it may be an idea
i bet one can lease an unlimited space there for nothing

in 2012 i offered my partner to start some operation in detroit it may happen one day

Detroit is not so bad compared to Russia, Moscow, realy, to be honest - much better