?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дискуссия, развернувшаяся в ходе обсуждения предыдущего поста, оказалась настолько энергичной, а ее участники проявили такую заинтересованность в ее продолжении, что я решила, не мудрствуя лукаво, изложить основные факты, относящиеся к ней, по мере возможности в хронологическом порядке и тем самым предоставить всем желающим возможность в них разбираться. В таком виде, без всякой художественной обработки и иносказаний, история, о которой я начала разговор вчера, становится, возможно, еще более интригующей. А, может быть, и более очевидной.


Речь идет об обстоятельствах, сопутствовавших кончине Е.Т.Гайдара 16-го декабря 2009 года. Ничего принципиально нового я здесь не сообщаю: скорее, это попытка структурировать уже имеющуюся информацию с тем, чтобы ею было легче оперировать. Все ссылки на оригинальные источники даны в предыдущем посте.
Итак.


15.12. 2009. 10.18. А.Чубайс анонсирует открытие своего блога в Живом Журнале. Оно не проходит незамеченным. Только за первые сутки хозяин нового блога получает около 400 комментариев. Фактически создана новая популярная площадка, с которой Чубайс может немедленно донести до широкой аудитории любую важную для него информацию без каких-либо искажений.


15.12.2009. Рядом с Е.Гайдаром появляется его дочь, Мария Гайдар, работавшая в то время в Вятке и в Москве появлявшаяся нерегулярно. Цитируя ее собственный блог, она "была очень рада/.../ что, когда узнала, оказалась в Москве”. Фраза весьма двусмысленная. Чему была рада? Что узнала? Когда узнала? «когда узнала, [то] оказалась в Москве». Знание чего привело Марию Гайдар в Москву?


15.12.2009.  Вечером Е.Гайдар встречается на своей даче с А.Чубайсом и Л.Гозманом, очевидно, выпивает с ними, закусывает. Встреча заканчивается, согласно выжившим ее участникам, в 11 вечера. По словам А.Чубайса и Л.Гозмана, в ходе этой встречи обсуждались будущие книги и совместные проекты. Что ели? Что пили? Что это были за проекты? Какие книги планировались? Что стало с этими планами? Больше об этих книгах и планах ни Чубайс, ни Гозман, кажется, не обмолвились ни словом.


15.12.2009.  Согласно М.Гайдар, Е.Гайдар чувствовал себя прекрасно, ни на что не жаловался, работал, строил планы на будущее.


16.12.2009. Смерть Е.Гайдара, согласно М.Гайдар, наступила между 2 и 6 часами утра. Е.Гайдар скончался, очевидно, без свидетелей. Умер скоропостижно.  По словам Марии Гайдар, «не успев понять, что произошло».


16.12.2009 Гайдару было 53 года. По российской статистике для мужчин это возраст относительно опасный, да и пил он в последнее время сильно. Однако, он регулярно наблюдался у лучших врачей и опасений по поводу здоровья не имел.


16.12.2009. Согласно сообщению Марии Гайдар о результатах вскрытия, смерть наступила от отека легкого, вызванного ишемией миокарда. Отек легкого чрезвычайно редко приводит к смерти настолько скоропостижной, что человек "не успевает понять, что происходит".

В связи с этим привожу следующую информацию из заслуживающего доверия источника: «Острый отек легких (по продолжительности менее 4 часов) чаще развивается при обширном инфаркте миокарда, митральном пороке сердца (обычно после тяжелой физической нагрузки или эмоциональных расстройств), анафилактическом шоке; встречается при заболеваниях и повреждениях ЦНС и др.

Для справки: “анафилактический шок” - это ситуация, в которой человек часто умирает, не успев осознать, что происходит. Для интересующихся - подробная статья на тему.


16.12.2009. 10.53 смерти Гайдара стало известно не ранее 6 утра, но уже в 10.53 в блоге Чубайса появляется сухой, безэмоциональный, четко сформулированный некролог. В некрологе – ни слова о встрече накануне, ни выражения удивления, шока, потери. Но зато четко сформулированы основы идеологии гайдаризма: "спас страну от голода, распада и гражданской войны".


16.12.2009. 11.55. В радиоэфире выступает Л.Гозман, повторяющий формулировки идеологии гайдаризма, впервые появившиеся в чубайсовском некрологе, практически дословно. Гозман также не выражает ни изумления, ни скорби, ни шока по поводу смерти того, с кем много лет работал и с кем только что накануне обсуждали планы дальнейшей работы


16.12.2009. Ни вдова Мария Аркадьевна, ни сыновья Е.Гайдара Петр и Павел, кажется, не делают ни одного заявления по случаю смерти.


16-17.12.2009. Де-факто «пресс-секретарем» по поводу смерти Е.Гайдара становится М.Гайдар. За три года до этого М.Гайдар выступала в похожей роли пресс-секретаря по поводу т.н. «отравления Гайдара в Ирландии». Тогда в своем блоге она публиковала лаконичные, в нехарактерном для нее стиле, сообщения о состоянии здоровья отца. В 2009 г. история повторилась. Кажется, никаких других событий в жизни отца, кроме эпизода его «отравления», а затем и его смерти, М.Гайдар не комментировала. (Следует заметить, что Мария - дочь Гайдара от первого брака. При разводе родителей она осталась с матерью, до 15 лет с отцом не общалась, судя по всему, никогда с ним не жила, взяла его фамилию в возрасте 22-х лет, одновременно с поступлением в Академию Народного Хозяйства).



17.12.2009. 23.29. В блоге Марии Гайдар появляется запись о том, что «прошла не совсем верная информация об изменении даты прощания». Это странно, т.к., кажется, ни место, ни время прощания не изменялись по сравнению с ранее объявленными. Единственная новая информация в этой записи М.Гайдар – это то, что «отец хотел быть кремирован». М.Гайдар надеется, что это «снимет все вопросы». Какие все вопросы? У кого появились вопросы? Что именно должно было снять все вопросы?


18.12.2009. Тело покойного, скончавшегося 16-го декабря, было кремировано 18-го числа, с почти неприличной поспешностью


16.12.2009. Начинается массированная кампания по построению культа Е.Гайдара, закладываются основы идеологии гайдаризма, покойный провозглашается де-факто "святым".


Итак, что произошло 15 декабря 2009 г.?




Comments

esli_mysli
Feb. 19th, 2013 07:32 am (UTC)
esli_mysli
Feb. 19th, 2013 07:48 am (UTC)
Очень интересно упоминание о Финляндии из интервью, которое, как можно понять автора блога, опубликовано в 1992 году:
--Не приходила ли вам мысль уехать из нынешнего хаоса и распада?
--Никогда. Здесь мои корни, здесь меня знают, здесь друзья, общение. Я вот был полгода в Финляндии. Работал и жил чудесно. Но я русский человек... Там я имел бы немалые деньги, но это не главное. Мне и здесь вполне хватает на хлеб.
esli_mysli
Feb. 19th, 2013 08:11 am (UTC)
А вот целая книга о нем:
http://www.shishkin-gallery.ru/images/smirnov/SMIRNOV_RU.pdf

И там, например, такая информация:

Лишь в середине 80-х у него появилась возможность продавать картины через
экспортный салон СХ СССР. Государство вошло в долю, которая, разумеется, была львиной, и дела пошли хорошо. Настолько хорошо, что это стало неожиданностью и для художника, и для государства.
Выход на мировую арену был поистине триумфальным. За короткий срок —
4–5 лет — картины Смирнова получили признание на ежегодных престижнейших выставках в Базеле (1984–1986), в Дюссельдорфе (1986), Париже (1987–1988).
На выставке советского искусства в Японии (1987) он был удостоен золотой медали Японской ассоциации художников за картину «Пушкинские страницы»
(1978). На знаменитом Нью-Йоркском аукционе Фельдмана-Габсбурга в 1990 году
три его работы приобретены Японским национальным банком за рекордные сум-
мы. Это были «Маскарад» (1983), «Памяти 1812 года» (1984–1985) и «Книги» (1986).

К началу 90-х искусство Смирнова снова оказалось на родине неактуальным.
Да и некогда было соотечественникам в то время всматриваться в сложную жи-
вопись художника. Все были заняты политикой. Зимой 1991 года он уезжает на
край света — в Боливию.

«Вариации на тему Великих географических открытий» (1979–1980) украшают президентский дворец в Колумбии, а одним из самых верных почитателей таланта был посол Боливии в СССР. Он-то и пригласил художника в свою страну, где тот провел пять долгих лет. Смирнов не любил вспоминать эти годы, даже считал их потерянными — его искусство нуждалось в родной почве. И все же в роскошном особняке, в одном из самых экзотических уголков Земли было написано 12 картин, в основном небольшого размера, среди которых есть настоящие шедевры — «Воспоминание об Александре Вертинском» (1992), «Тайная вечеря» (1993), «Христос из Потоси» (1993), «Серебряный век» (1993).
В 1996 году Николай Смирнов вернулся в Россию.
esli_mysli
Feb. 19th, 2013 08:21 am (UTC)
Вот еще оттуда же, из интервью Мегаполис-Континент. 1991. № 17:
А. Б.: А вы не хотите уехать?
Н. С.: Нет. Здесь мои корни, здесь все меня знают, здесь мои друзья, общение. Я вот был полгода в Финляндии, и работал, и жил чудесно. Но я русский человек. И здесь я могу свободно работать.
А. Б.: А там?
Н. С.: Я бы наверняка попал в лапы какого-нибудь галериста, и он жал бы из меня все соки. Ну, был бы богатым. Но это не главное. Мне и здесь вполне хватает на хлеб. Я хочу видеть мир. Мне уже столько лет, а мои картины видели в десять раз больше, чем я сам. Но жить нужно дома. Бывать везде, узнавать новое, обогащать себя и чувствовать одновременно гражданином своей страны — это важнейшее условие для творчества. Изоляция гибельна для культуры. Начинается умирание.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - esli_mysli - Feb. 20th, 2013 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Feb. 20th, 2013 07:36 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
esli_mysli
Feb. 19th, 2013 09:01 am (UTC)
1991
Создает для Галереи Леонида Шишкина эскизы росписи для фарфоровых сырных досок.
В декабре по приглашению боливийского коллекционера уезжает вместе с женой
в Ла-Пас.
1992
В марте в Национальном художественном музее Боливии в Ла-Пасе проходит
персональная выставка Николая Смирнова.
С июля начинает работать консультантом по художественному оформлению в крупнейшем издательстве страны «Папильеро».
1993
Плодовитый для художника период. Создает за год рекордное количество работ - семь. Пишет в технике «картон, темпера, цветные карандаши» вариант «Серебряного века» и «В 1812 году» и в своей обычной манере на левкашенном холсте на деревянной доске казеиново-масляной темперой создает пять работ на темы западной культуры: «Распятие», «Христос из Потоси», «Тайная вечеря», «Боливийские мотивы» и «Цветы Боливии».
1994
В феврале в Национальном художественном музее Боливии в Ла-Пасе проходит
вторая персональная выставка художника.
Возвращается к теме русской истории. В этом же году написан портрет «Катя».
Известно, что художник в Боливии сделал на заказ еще около пяти портретов, но, видимо, они ему не нравились, и он их не включил в свой альбом, который готовил к изданию при жизни. Изображения этих портретов не сохранились.
1995
Переезжает из Ла-Паса в город Кочабамба для росписи строившейся там русской
часовни. Пишет для нее иконы деисусного чина.
1996
В октябре возвращается в Москву.
susel2
Feb. 20th, 2013 07:45 am (UTC)
Абсолютно непонятно, зачем Маше надо было печь пирожки на продажу. Либо отчим дикие суммы пропивал (а продавался он хорошо), либо... ну, я не знаю: отказывался кормить падчерицу?! Бред вообще-то...
И котята эти...
Как-то очень не стыкуется все. Легенда разваливается:)
И зачем, спрашивается, вообще легенда?!
(no subject) - esli_mysli - Feb. 20th, 2013 09:04 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - esli_mysli - Feb. 21st, 2013 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Feb. 21st, 2013 07:40 am (UTC) - Expand
esli_mysli
Feb. 19th, 2013 08:51 am (UTC)
О, батюшки! Все из той же книги 2010 года. Пишет друг Н.Смирнова Леонид Шишкин об их знакомстве в 1985 году:
"нельзя было не заразиться его любовью к деревне Княжево, с ее полями, просторами, деревенской баней, которую Николай натапливал неистово, столом с «теткиполиным» самогоном, прорвой солений жены Тани, свиной ногой из русской печки, которую Коля не доверял готовить никому — только сам."

Далее: "К тому времени снова дала трещину и его семейная жизнь. Работа требовала мастера целиком и не отдавала его никому и ничему. Порой видно было, как ему становилось горько и тревожно, что жизнь уходит, времени остается мало, а он многого еще не успел. В 2000 году он переезжает и обустраивается со своим котом Арчибальдом в Пущино."

И еще:
"Через год летом 2005 мы опять были здесь. Но на этот раз Николай Николаевич был с нами не один, а с Татьяной. И уже сам садился за руль и ехал показывать ей свою Италию. У него наладилась личная жизнь.
Он никогда не жаловался. Лишь однажды на мой вопрос, что с ним, когда он
грустный уезжал от нас из Ватутинок, произнес: «Ты не знаешь, что это такое — жить одному». В общем, я не удивился, когда осенью 2004 он мне сказал, что познакомился с ней по… Интернету. Сначала был отвергнут, но благодаря своему обаянию, своей настойчивости новый 2005 год уже встречал с ней, ее мальчишками, ее родителями. Весной из своей берлоги в Пущино он переехал в Москву в ее квартиру. Ее сыновья в нем души не чаяли. Рядом с их домом мы сняли ему еще квартиру для студии. Татьяну он заставил уйти с работы, и она помогала ему в мастерской, став его подмастерьем. Судьба поворачивалась к Николаю Николаевичу лицом."

Ни о какой Ирине ни намека!
И помирать, кстати, не собирался. Пишет Шишкин по поводу смерти художника от анестезии для удаления зубов при подготовке к операции: "Он так хотел жить, так хотел скорей вылечиться, что от этого умер."

А это из интервью Ирины Медведю в марте 2012:
"Николай перед смертью (он был сердечник) отдал нашего кота какому-то своему другу, про которого я только знаю, что он держал кошек."
esli_mysli
Feb. 19th, 2013 08:54 am (UTC)
Нашла-нашла-нашла!
1988
Женится на И. А. Герасимович.
(Deleted comment)
(no subject) - susel2 - Feb. 19th, 2013 09:26 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - esli_mysli - Feb. 19th, 2013 09:30 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - esli_mysli - Feb. 19th, 2013 09:33 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - susel2 - Feb. 19th, 2013 09:15 pm (UTC) - Expand
susel2
Feb. 19th, 2013 09:20 pm (UTC)
То есть, девичья фамилия матери Маши Гайдар - ГЕРАСИМОВИЧ?
А почему это так тщательно скрывается, что даже дочь этого не помнит?
Нормальная, в принципе, фамилия, если только она не связана плотно сами-знаете-с-чем...