?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дискуссия, развернувшаяся в ходе обсуждения предыдущего поста, оказалась настолько энергичной, а ее участники проявили такую заинтересованность в ее продолжении, что я решила, не мудрствуя лукаво, изложить основные факты, относящиеся к ней, по мере возможности в хронологическом порядке и тем самым предоставить всем желающим возможность в них разбираться. В таком виде, без всякой художественной обработки и иносказаний, история, о которой я начала разговор вчера, становится, возможно, еще более интригующей. А, может быть, и более очевидной.


Речь идет об обстоятельствах, сопутствовавших кончине Е.Т.Гайдара 16-го декабря 2009 года. Ничего принципиально нового я здесь не сообщаю: скорее, это попытка структурировать уже имеющуюся информацию с тем, чтобы ею было легче оперировать. Все ссылки на оригинальные источники даны в предыдущем посте.
Итак.


15.12. 2009. 10.18. А.Чубайс анонсирует открытие своего блога в Живом Журнале. Оно не проходит незамеченным. Только за первые сутки хозяин нового блога получает около 400 комментариев. Фактически создана новая популярная площадка, с которой Чубайс может немедленно донести до широкой аудитории любую важную для него информацию без каких-либо искажений.


15.12.2009. Рядом с Е.Гайдаром появляется его дочь, Мария Гайдар, работавшая в то время в Вятке и в Москве появлявшаяся нерегулярно. Цитируя ее собственный блог, она "была очень рада/.../ что, когда узнала, оказалась в Москве”. Фраза весьма двусмысленная. Чему была рада? Что узнала? Когда узнала? «когда узнала, [то] оказалась в Москве». Знание чего привело Марию Гайдар в Москву?


15.12.2009.  Вечером Е.Гайдар встречается на своей даче с А.Чубайсом и Л.Гозманом, очевидно, выпивает с ними, закусывает. Встреча заканчивается, согласно выжившим ее участникам, в 11 вечера. По словам А.Чубайса и Л.Гозмана, в ходе этой встречи обсуждались будущие книги и совместные проекты. Что ели? Что пили? Что это были за проекты? Какие книги планировались? Что стало с этими планами? Больше об этих книгах и планах ни Чубайс, ни Гозман, кажется, не обмолвились ни словом.


15.12.2009.  Согласно М.Гайдар, Е.Гайдар чувствовал себя прекрасно, ни на что не жаловался, работал, строил планы на будущее.


16.12.2009. Смерть Е.Гайдара, согласно М.Гайдар, наступила между 2 и 6 часами утра. Е.Гайдар скончался, очевидно, без свидетелей. Умер скоропостижно.  По словам Марии Гайдар, «не успев понять, что произошло».


16.12.2009 Гайдару было 53 года. По российской статистике для мужчин это возраст относительно опасный, да и пил он в последнее время сильно. Однако, он регулярно наблюдался у лучших врачей и опасений по поводу здоровья не имел.


16.12.2009. Согласно сообщению Марии Гайдар о результатах вскрытия, смерть наступила от отека легкого, вызванного ишемией миокарда. Отек легкого чрезвычайно редко приводит к смерти настолько скоропостижной, что человек "не успевает понять, что происходит".

В связи с этим привожу следующую информацию из заслуживающего доверия источника: «Острый отек легких (по продолжительности менее 4 часов) чаще развивается при обширном инфаркте миокарда, митральном пороке сердца (обычно после тяжелой физической нагрузки или эмоциональных расстройств), анафилактическом шоке; встречается при заболеваниях и повреждениях ЦНС и др.

Для справки: “анафилактический шок” - это ситуация, в которой человек часто умирает, не успев осознать, что происходит. Для интересующихся - подробная статья на тему.


16.12.2009. 10.53 смерти Гайдара стало известно не ранее 6 утра, но уже в 10.53 в блоге Чубайса появляется сухой, безэмоциональный, четко сформулированный некролог. В некрологе – ни слова о встрече накануне, ни выражения удивления, шока, потери. Но зато четко сформулированы основы идеологии гайдаризма: "спас страну от голода, распада и гражданской войны".


16.12.2009. 11.55. В радиоэфире выступает Л.Гозман, повторяющий формулировки идеологии гайдаризма, впервые появившиеся в чубайсовском некрологе, практически дословно. Гозман также не выражает ни изумления, ни скорби, ни шока по поводу смерти того, с кем много лет работал и с кем только что накануне обсуждали планы дальнейшей работы


16.12.2009. Ни вдова Мария Аркадьевна, ни сыновья Е.Гайдара Петр и Павел, кажется, не делают ни одного заявления по случаю смерти.


16-17.12.2009. Де-факто «пресс-секретарем» по поводу смерти Е.Гайдара становится М.Гайдар. За три года до этого М.Гайдар выступала в похожей роли пресс-секретаря по поводу т.н. «отравления Гайдара в Ирландии». Тогда в своем блоге она публиковала лаконичные, в нехарактерном для нее стиле, сообщения о состоянии здоровья отца. В 2009 г. история повторилась. Кажется, никаких других событий в жизни отца, кроме эпизода его «отравления», а затем и его смерти, М.Гайдар не комментировала. (Следует заметить, что Мария - дочь Гайдара от первого брака. При разводе родителей она осталась с матерью, до 15 лет с отцом не общалась, судя по всему, никогда с ним не жила, взяла его фамилию в возрасте 22-х лет, одновременно с поступлением в Академию Народного Хозяйства).



17.12.2009. 23.29. В блоге Марии Гайдар появляется запись о том, что «прошла не совсем верная информация об изменении даты прощания». Это странно, т.к., кажется, ни место, ни время прощания не изменялись по сравнению с ранее объявленными. Единственная новая информация в этой записи М.Гайдар – это то, что «отец хотел быть кремирован». М.Гайдар надеется, что это «снимет все вопросы». Какие все вопросы? У кого появились вопросы? Что именно должно было снять все вопросы?


18.12.2009. Тело покойного, скончавшегося 16-го декабря, было кремировано 18-го числа, с почти неприличной поспешностью


16.12.2009. Начинается массированная кампания по построению культа Е.Гайдара, закладываются основы идеологии гайдаризма, покойный провозглашается де-факто "святым".


Итак, что произошло 15 декабря 2009 г.?




Comments

vladimir_kf
Feb. 12th, 2013 10:31 pm (UTC)
.. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Поэтому, суммируя а-б-в, можно сделать вывод, что соучастие соратников ЕГ можно было бы считать вероятным только при уж очень сильной мотивации. Т.е. если бы на тот момент была очень высокая вероятность «покаяния», причем не просто покаяния, а обнародование со стороны ЕГ чего-то такого, что перевесило бы даже риски, связанные с возможным разоблачением или «сдачей»..
Кроме того, надо помнить, что, как бы ни была нежелательна возможная переоценка человеком того, что он совершил, воспрепятствовать обнародованию им своих мыслей можно и не прибегая к радикальным средствам.. Способов – масса (см. к/ф «Бриллиантовая рука»)..

Поэтому, как мне кажется, в части дальнейшего развития темы наиболее результативным направлением стала бы проработка участниками дискуссии следующего направления:
Какие в открытых источниках можно найти свидетельства (признаки, доказательства) изменения в последние годы жизни ЕГ его оценки проведенных реформ, либо какие другие факты, которые могли бы указать на то, что он стал представлять какую-то угрозу «элитам».. Это могут быть, как вариант, интервью зарубежным СМИ, которые, наверное, не всегда приводились в российских СМИ, либо, может, малоизвестные статьи, которые по понятным причинам не очень-то вспоминают апологеты "реформ"..


susel2
Feb. 12th, 2013 11:12 pm (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Я согласна с Вами, что все соображения по этому поводу сводятся к косвенным аргументам. Поскольку единственное прямое доказательство было достаточно поспешно (все-таки с необычной для России поспешностью) кремировано.
Каждый из Ваших аргументов, взятый в отдельности, действительно достаточно легковесен. Однако, сведенные воедино, они представляют несколько другую картину.
- накануне Чубайс открывает блог
- накануне же приезжает работающая в другом месте Маша, которая уже служила пресс-секретарем в случае "отравления"
- некрологи/отзывы появляются практически мгновенно, ни следа шока, только отточенные формулировки
- тело поспешно кремируется
- немедленно начинается активнейшая, массированная, на грани истерики, кампания по превращению Гайдара в "святого".

Вот когда оно все вместе, то, согласитесь, картина выглядит иначе. Если бы присутствовал лишь один (ну, два!) из этих факторов, говорить было бы не о чем. А так... Мне кажется, говорить есть о чем.

Но Вы предложили очень правильный путь для дальнейшего исследования: во-первых, поиски интервью и прочих высказываний Гайдара в самые последние месяцы перед смертью.
Я бы еще добавила: высказывания всех, кто так или иначе высказывал версии по поводу смерти Гайдара. Пусть даже самые завиральные и невероянтные. Просмотреть следует все.
Но - увы - надежды мало.
(Deleted comment)
susel2
Feb. 13th, 2013 03:42 am (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Маша пишет о том, что прошла "не совсем верная информация об изменении даты прощания". А кто вообще мог делать какие-то заявления о дате прощания, кроме самых близких людей?
Тут можно (по крайней мере, пока) только строить предположения.

Я посмотрела - действительно, прощание было 19го, это моя серьезная накладка. Я обшиблась в календаре и почему-то решила, что "суббота", о которой говорит Маша 17го числа - это 18е.
Тут - да, надо признать, что получилось неточно.
Но вопроса относительно того, кто и почему хотел изменить дату прощания это отнюдь не отменяет, скорее делает этот вопрос более интересным. Хотели отложить? Или, наоборот, ускорить?

То, что Вы пишете по поводу фото и видео, тоже чрезвычайно интересно. Надо будет поискать в сети фото. Хотя, повторяю, на фото покойника особо полагаться не приходится без спец. навыков или экспертизы. Но взглянуть было бы любопытно.
Спасибо за Ваше участие в этом захватывающем проекте!
(Deleted comment)
susel2
Feb. 13th, 2013 04:01 am (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Собс-но это-то и интересно: ПОЧЕМУ их больше нету?!
Я посмотрела видео: оно явно смонтировано, т.е. прерывается видеоряд, но в этом в самом по себе ничего удивительного нет. Удивительно, если вырезали именно лицо покойника.
(Deleted comment)
tabucco
Feb. 13th, 2013 09:22 am (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Да нет. Много картинок с прощания с лицом в сети.
Например, эта или эта.
Но пока я просматривал фотки прощания, заметил интересную вещь. Фотографы зафиксировали у гроба огромное количество сислибов и не только. От Черномырдина с Касьяновым до Новодворской с Навальным. Даже Дедушкин отметился. Но вот ближайших друзей и соратников, Толя и Гоца, я не увидел НИ НА ОДНОЙ. А ведь ещё 3 дня назад вместе пили...
Давайте покопаемся вместе и попробуем понять, были они там или нет? Если их действительно не было, то, ИМХО, вопросов больше нет.
А где были Толь и Гоц? - tabucco - Feb. 13th, 2013 09:43 am (UTC) - Expand
А где были Толь и Гоц? - tabucco - Feb. 13th, 2013 10:38 am (UTC) - Expand
Re: А где были Толь и Гоц? - drug_detei - Feb. 13th, 2013 06:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
susel2
Feb. 13th, 2013 06:51 am (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
С Вашей оценкой Маши согласна. С поправкой: она еще и самозабвенная карьеристка без особых моральных ограничителей. То есть, готовый двойной агент.
Но это все - в сфере оценочных суждений, разумеется.

А вообще у Маши очень много общего с Ксюшей, естественно. Только Маша, мне кажется, покрепче орешек будет. Хотя бы потому, что умеет держать язык за зубами и говорить строго по делу.
drug_detei
Feb. 13th, 2013 08:57 am (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
>> Умна, красива, образованна, хитра.

Насчет умна -- не-а. Образованна -- сильно сомневаюсь. Как и насчет иностранных языков. Красива -- на любителя, полагаю. Но зато несомненно обладает большой пробивной силой. Ну, и фамилия, конечно, весьма помогает. :)
one_sergey
Feb. 13th, 2013 09:53 pm (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
<Ну, и фамилия, конечно, весьма помогает. >

Вот вам и объяснение гайдаро-религии.
esli_mysli
Feb. 13th, 2013 04:41 pm (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Не стоит сбрасывать со счетов, по-моему, буквального понимания названия пьесы - "Покаяние". Тем более, что тому есть некоторое подтверждение.

18 декабря 2009 г.:
http://www.newsru.ru/arch/religy/18dec2009/gaidar.html
Всеволод Чаплин рассказал, что общался в течение разных периодов новейшей истории с Гайдаром: "Приходилось видеть его и у вершин власти, приходилось общаться с ним и тогда, когда он подвергался самой жесткой критике".
"Надо сказать, что Церковь открыта к самым разным людям. Мы не должны принимать условий тех или иных частей общества или политических сил, которые говорят: не общайтесь вот с этими, это враги, это сволочи, это мерзавцы. Поэтому господин Гайдар бывал в Отделе внешних церковных связей, мы с ним встречались в разных обстоятельствах", - сказал священник. В последний раз он встречался с Гайдаром "несколько месяцев назад, довольно долго проговорили".
"По-моему, он пересматривал свое отношение к тому самому народу, который, как мы знаем, очень скептически к нему относится", - сказал Всеволод Чаплин, добавив, что Гайдар был человеком, который чувствовал груз прожитого и груз отрицательной реакции. "Этот груз, конечно, отразился на его здоровье", - считает священник.
Он сообщил также, что семья покойного экономиста не планирует его отпевать в православном храме. "Насколько я знаю, он (Егор Гайдар. - Прим. ред.) был неверующим человеком", - добавил представитель Церкви.
susel2
Feb. 13th, 2013 10:58 pm (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
Как хорошо, что Вы появились! А то что-то давно Вас не было видно, я даже беспокоиться начала:)
Что до буквального понимания пьесы, то, хоть чужая душа и полные потемки, но, во-первых, вспомним деда ЕГ, Гайдара-Первого, которому "являлись (или снились) убитые им люди" и который совершенно точно страдал от тяжелого психического заболивания, сопровождавшегося алкоголизмом. Такие вещи часто бывают наследственными (и псих. заболевания, и алкоголизм). Во-вторых, абсолютно не связано, но в сочетании может дать интересные разультаты: сислибы почему-то БЕЗУМНО хотят, чтобы их любили. Даже такие, как Чубайс. Почему-то им важно, чтобы то, что они делают, воспринималось с восторгом. ЕГ не мог не осознавать того, что никакой любви народ к нему не испытывает, и это еще мягко сказано. Если посмотреть комментарии к выложенному видео "Прощание с Егором Гайдаром", волосы дыбом встают: примерно такими словами, наверное, поминали Сталина, когда тот умер. Так что какие действия мог ЕГ предпринять для того, чтобы попытаться "очистить" свою репутацию - Бог весть. Что ради этого он не остановился бы перед тем, чтобы утопить в грязи Чубайса, Коха , да и всех, кто был с ним рядом - сомнений нет.
Но надо пробовать копать дальше, а это уже значительно труднее.
Материалов, сами понимаете, нет.
esli_mysli
Feb. 14th, 2013 12:45 pm (UTC)
Re: .. а не «вернуться ли к нашим баранам» ? ч.2
А я, в свою очередь, растрогана Вашим беспокойством. Спасибо, что не забывали. :)

Вы полагаете, что сислибы хотят, чтобы их любили? На мой взгляд, все прагматичней. Чувства людей им никогда не были важны, не важны и теперь. Но в истории остаться Гайдар и Ко, безусловно, хотят. Причем с позитивной коннотацией. И не просто ради того, чтобы после смерти стоять с кем-то рядом на полке. Остаться в истории - это их ресурс для сохранения реальных капиталов, в том числе. Отсюда и Маши-Ксюши, и массированное формирование культа именно сейчас, когда сменилось поколение. Кстати, и Алексашенковские иски для обеления репутации - того же поля ягоды.