susel2 (susel2) wrote,
susel2
susel2

Categories:

Право сеньора? Обязанность сеньора? Жизнь и смерть сеньора? Часть 1.

Старый царь так разозлился,
что тут же и помер.
А Иван-дурак женился на Марье-царевне
и стал сам царем. И стали они жить-поживать...
(Сказка)

     Я даже и не знаю, честно говоря. С одной стороны, надо, конечно, написать, поскольку не люблю я оставлять болтающихся хвостов, даже если никто их не видит кроме меня самой. А, с другой стороны, ну как на такую тему написать не используя многабукаф - ума не приложу. Тем более, что по ходу дела многое приходится объяснять на пальцах. Ну ладно: начнем, а там будь что будет. Сама же недавно радовалась, какие у меня деликатные да интеллигентные читатели. Разберемся.
   

 Итак, какое-то время назад, я попыталась вкратце обрисовать, как жили наши предки, занимавшиеся в течение десятков тысяч лет охотой-собирательством, а потом постепенно перешедшие к земледелию. Мало кого мне удалось убедить в том, что жили они неплохо, и что бОльшую часть своей истории (ну, скажем, ДОистории) человечество провело в условиях общинного самоуправления. Образ довольных жизнью охотников и собирателей дается с трудом. С еще бОльшим трудом дается идея того, что общинная демократия-таки вполне реальна. Мы так привыкли, что всегда найдутся желающие прибрать власть к рукам (и, что еще важнее, имеющие материальные возможности подчинить своей воле окружающих), что подобные концепции ну никак не хотят укладываться в нашей голове. Какая цепочка ассоциаций возникает у нас в связи со словом "вождь"? Распоряжение богатствами и ресурсами, военное лидерство, много женщин, много золота, много вкусной еды и выпивки, много всего! Ну и некая вседозволенность, само собой, а иначе зачем это все, верно? И все окружающие - что характерно - смотрят на это как на нечто нормальное и само собой разумеющееся.
     Такую картину можно еще как-то худо-бедно объяснить в случае с феодальными сеньорами средневековой Европы. Крестьяне того времени были лишены права носить оружие, да и обращаться с ним были не обучены (хотя вилы с косами в умелых руках могут творить чудеса, что и было не раз доказано). Однако, в случае свободной демократической общины такая ситуация выглядит почти нереальной. В самом деле, в такой общине все взрослые мужчины были охотниками (позднее - и воинами тоже), а, значит, не только могли, но обязаны были уметь обращаться с оружием. Захватить власть силой над такими людьми можно было разве что если на каждого общинника приходилось как минимум по воину-агрессору. Да и захватом дело, естественно, не ограничивалось. Власть надо было как-то еще и удерживать, что на самом-то деле гораздо сложнее. Значит, было в этой "вождеской власти" нечто такое, что, во-первых, рассматривалось как абсолютно необходимая фунция для выживания и, во-вторых, могло осуществляться далеко не каждым. Иначе зачем, в самом-то деле, вожди (впоследствии частенько именовавшиеся "царями", хотя всего-то царства у них было - пара-тройка поселений) людям, которые и сами прекрасно могут устроить свою жизнь во всех ее бытовых проявлениях и мелочах?
     Материал на эту тему обширен и богат: и в антропологии, и в фольклористике, и в археологии происхождению правящих элит всегда уделяли самое серьезное внимание, так что это, в некотором роде, классика жанра. В формате ЖЖ, к сожалению, не получится размахнуться на красочные подробности (а они, поверьте мне, красочны так, что мало не покажется!) и придется многое очерчивать схематично. А схема такова.
     Община охотников-собирателей, при всей ее приспособленности к окружающей природе и способности людей по максимуму пользоваться всем, что могло быть им так или иначе полезно для жизни, была, несомненно, весьма зависима от того, что принято называть "стихиями": солнца, ветра, дождя, от того, насколько изобильна дичь в лесу и рыба в водоемах.. Ну, понятно, в-общем. Каждый индивидуальный человек, разумеется, владел необходимыми знаниями для того, чтобы обеспечить себя и своих близких едой, одеждой и жилищем, т.к. бытовая магия, наряду с приемами охоты, рыбалки и т.п. была фактом ежедневного существования, ей обучали мальчиков и девочек во время обрядов инициации. Однако в том, что касалось глобальных явлений, "простой" человек ощущал себя недостаточно магически сильным. Как применять охотничьи приемы если дичь перестанет откочевывать по привычным маршрутам или на нее нападет мор? Что делать если река обмелеет до такой степени, что нельзя будет ловить рыбу (а если река мелеет, значит, засуха стоит, и в лесу тоже недород всего, что там растет, бегает и летает)? Да что там: как обеспечить возрождение Солнца после зимнего солнцестояния (очень серьезный эсхатологический вопрос для северных широт, где зимние ночи так долги и холодны, что даже сейчас порой кажется, что лето уже никогда не наступит)? Как обеспечить, чтобы в племени сохранялся благоприятный баланс смертей и рождений, чтобы мальчики вырастали сильными мужчинами, а девочки - здоровыми женщинами? Все эти вопросы были без преувеличения вопросами жизни и смерти для человеческого общества.
     Кстати, если кто-то думает, что все эти экзистенциальные вопросы перестали быть актуальными после перехода к земледелию, то он очень глубоко заблуждается. Вопросы контроля погоды, обеспечения всхожести семян, охраны урожая от саранчи и птиц... Земледельцы нуждались в квалифицированной магической помощи не менее, а подчас и гораздо более охотников-собирателей. И с переходом к земледелию обрядовая магия отнюдь не стала "вегетарианской", ох, не стала... Так что все, что говорится здесь о "магической зависимости" человеческих обществ относится в равной степени как к охотникам-собирателям, так и к ранним земледельцам, будем иметь это в виду.
     Собственно, речь шла об обеспечении замых основных жизненных циклов: времен года, дождей и ясной погоды, смертей и рождений, плодородия полей и садов. Это требовало общения уже не с местными духами, и даже не с тотемными животными (хотя и в ними, разумеется, тоже), а с высшими богами: с богами-создателями, основателями мира. С Солнцем и Луной, богами Грозы и Дождя, ветрами (благоприятными и неблагоприятными), с богиней-Матерью (как правило ассоциировавшейся с Землей) и так далее. Все это были божества весьма грозные, поведения часто непредсказуемого, предъявлявшие к обращающемуся к ним магу самые высокие требования. Риск при этом был тоже немалый: что может сделать с человеком недовольный бог Грома было ясно всем, а бог Солнца (будучи, как правило отцом всех остальных богов) мог сделать вообще все, что угодно (буквально как бог черепаху).
     Так кто же должен был заниматься всей этой жизненно необходимой, но чрезвычайно сложной и потенциально опасной магией "на высшем уровне"? Разумеется, человек, имеющий особые способности и - главное - могущий претендовать на особые отношения с божествами. Лучше всего - родственник этих самых божеств, их потомок. Египетские фараоны, шумерские и вавилонские цари отнюдь не изобрели концепцию своего происхождения от верховных богов своих земель. Изначально это было основным условием, так сказать, квалифицирующим признаком претендента на роль царя/вождя-жреца. Да, роли вождя и главного жреца (или шамана) очень долго были совмещены. Отголоски этого мы видим в массе ритуалов, дошедших до исторических времен: каждое утро фараоны "будили" Солнце с тем, чтобы оно взошло на небосклон ("приветствовали своего Отца"), фараоны же "обеспечивали" разливы Нила и несли персональную ответственность все ключевые моменты сельскохозяйственного цикла. Греческие цари Микенского и Гомеровского периода выполняли жреческие функции, принося жертвы богам и общаясь с ними от имени своих народов. Совершенно не случайно в Древнем Риме жрецы высокого ранга именовались Rex Sacrorum (священный правитель, явное указание на исторические функции древних царей), а императоры являлись до самого конца Империи Верховными Жрецами (Pontifex Maximus). Примеры этого можно приводить бесконечно, из культур всевозможных народов, живущих по всему миру, так что по крайней мере этот момент сомнений вызывать не должен.
     Прежде, чем мои читатели окончательно перестанут воспринимать меня всерьез и начнут припоминать Канатчикову Дачу и Бермудский треугольник, хочу сказать несколько слов о самой магии. Можно, конечно, отослать любопытных просто к тоннам литературы: от индийских йогов, кто они до китайских даосов, до сих пор то и дело вызывающих дожди во время засухи и сибирских шаманов, способных подчас с поразительной точностью указать, где находится украденная/потерянная вещь или пропавший человек. Материала на эту тему столько, что за несколько жизней не перелопатишь. Спрашивать меня о том, что такое магия и как она работает и работает ли вообще - совершенно бесполезно. Я этого не знаю. Я знаю только, что наши предки практиковали определенные приемы на протяжении десятков тысяч лет. Люди эти были совершенно такими же, как мы с вами, и вряд ли они упорствовали бы в своих убеждениях если бы раз за разом они получали доказательства, что прием не работает. Предки наши романтиками не были: они были людьми практичными. Если что-то не работало, оно просто ни приживалось - это касалось и орудий, и молитв, и обрядов.
     Другой вопрос - что магические приемы срабатывают не всегда и не у всех. В отличие от тостеров или, скажем, утюгов. Хотя... но не будем о грустном. Хорошо известно, что для успешного обряда необходимо выполнение определенных условий. Прежде всего это относится к самому магу: он должен не только знать, что делает, но и "соответствовать занимаемой должности", т.е. постоянно находится в состоянии, позволяющем ему осуществлять магическую деятельность.         Это самым непосредственным образом касается и рассматриваемых нами "царей-жрецов" и позволяет нам немного понять, чего, собственно, от них ожидали и в чем заключались их обязанности. В общем и целом от них ожидали, чтобы жизнь племени происходила благополучно и без катастроф и катаклизмов. Все это было возможно до тех пор, пока вождь был угоден богам, т.е. жил, соблюдая ритуальную чистоту (не всегда совпадающую с чистотой в нашем понимании этого слова) и обладал мощной магической потенцией (почти всегда совпадавшей с мужской потенцией в нашем понимании этого слова). Ритуальная чистота достигалась путем соблюдения многочисленных запретов (различных у разных народов, так что перечислять их не имеет смысла) и жесткой дисциплины. Никто не имел такого широкого круга обязанностей, как вождь. Вся жизнь его - от того, что он должен сделать в течение каждого дня до того, как и когда он должен умереть - была четко расписана и определена. Поскольку от вождя зависело благополучие племени, то о качестве "руководства" судить было легко: вступала в силу обратная зависимость. Если племя процветало, значит, его лидер был могуч и способен на сильную магию. Если начинались неприятности, вождю давали шанс "показать себя" и исправить положение. Если это не удавалось и племя продолжали преследовать неудачи, его отправляли на переговоры к его предкам-богам чтобы он вымолил у них  возвращение хороших времен. Иначе говоря, лучшей жертвой богам всегда был вождь.
     Собственно, он изначально был жертвой богам. С самого начала своей деятельности вождь знал, что его судьба - умереть на жертвеннике. Все, кто читал древнегреческие мифы, ужасались тому, что греческие цари то и дело приносят в жертву своих детей по тому или иному поводу. Мы, конечно, ужасаемся не без оснований, но для царя-жреца (так же, как для его семьи) это была своего рода "естественная смерть". Рано или поздно жертвенника было не миновать никому из царского рода, так уж это было заведено богами, таковы были условия обладания магической силой. Почему не миновать? Да потому, что даже если все шло замечательно, и царствование данного конкретного правителя было воистину благословенным, срок рано или поздно все равно приходил. Помните насчет магической потенции, связанной с потенцией сексуальной? Вот именно. Периодически правитель должен был подтверждать, что он и силен физически, и способен зачинать детей. Особую важность этот последний пункт приобрел в аграрных обществах, где царь-жрец часто считался состоящим в мистическом браке с Землей, и, следовательно, впрямую выполнял ритуальные обязанности оплодотворителя полей. Отсюда - и ритуальный бег фараона с целью доказать, что он еще вполне полон сил, и "атлетические игры" древних греков: всевозможные соревнования в борьбе и беге с призыванием богов, и состязания в воинских доблестях у практически всех когда-либо существовавших народов. "Спорта" в нашем понимании древние люди не знали: состязания были способом определить, кому сопутствует покровительство богов, кто может обеспечить своему народу магическую защиту при необходимости.
     Но, как ни доказывай свою магическую состоятельность, каким любимцем богов ни будь, рано или поздно старость-таки подкрадывалась к правителю, и возникала проблема преемственности власти. Откуда брался новый царь-жрец? Судя по данным антропологии и фольклора, до того, как вождеская и жреческая власть начала передаваться от отца к сыну (что произошло уже несомненно после перехода к земледелию) вожди выбирались на основе, так сказать, свободного конкурса. Претендент на место вождя должен был а) доказать, что ведет свое происхождение от богов и героев (т.е. рассказать в подробностях свою родословную и деяния своих божественных предков); б) принять участие в состязаниях какого-то рода (согласно одной из легенд Олимпийские игры были учреждены Эндимионом, и призом в них была царская власть, причем бежать соревнующиеся должны были от его гробницы); в) продемонстрировать свои магические способности: власть над стихиями, над жизненными циклами и т.п. Это последнее условие, конечно, особенно интересно, но мы на нем останавливаться не будем, ибо утонем.
     Тот, кто соответствовал всем требованиям, получал в жены дочь (или иную родственницу, в зависимости от обычая) старого вождя, приносил старого вождя в жертву (вариант - убивал его в поединке) и начинал свое правление. И до тех пор, пока люди и скот плодились и размножались, пока погоды стояли правильные, а растения произрастали обильно, мог наслаждаться властью, богатствами, какие были, едой и питьем. Но все - в строгом соответствии с традициями и обрядами. Да, и еще женщины, конечно. Впрочем, женщины - это скорее была обязанность, а не право. Но об этом - в следующем посте. 

Tags: urbi et orbi
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments