?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Старый царь так разозлился,
что тут же и помер.
А Иван-дурак женился на Марье-царевне
и стал сам царем. И стали они жить-поживать...
(Сказка)

     Я даже и не знаю, честно говоря. С одной стороны, надо, конечно, написать, поскольку не люблю я оставлять болтающихся хвостов, даже если никто их не видит кроме меня самой. А, с другой стороны, ну как на такую тему написать не используя многабукаф - ума не приложу. Тем более, что по ходу дела многое приходится объяснять на пальцах. Ну ладно: начнем, а там будь что будет. Сама же недавно радовалась, какие у меня деликатные да интеллигентные читатели. Разберемся.
   

 Итак, какое-то время назад, я попыталась вкратце обрисовать, как жили наши предки, занимавшиеся в течение десятков тысяч лет охотой-собирательством, а потом постепенно перешедшие к земледелию. Мало кого мне удалось убедить в том, что жили они неплохо, и что бОльшую часть своей истории (ну, скажем, ДОистории) человечество провело в условиях общинного самоуправления. Образ довольных жизнью охотников и собирателей дается с трудом. С еще бОльшим трудом дается идея того, что общинная демократия-таки вполне реальна. Мы так привыкли, что всегда найдутся желающие прибрать власть к рукам (и, что еще важнее, имеющие материальные возможности подчинить своей воле окружающих), что подобные концепции ну никак не хотят укладываться в нашей голове. Какая цепочка ассоциаций возникает у нас в связи со словом "вождь"? Распоряжение богатствами и ресурсами, военное лидерство, много женщин, много золота, много вкусной еды и выпивки, много всего! Ну и некая вседозволенность, само собой, а иначе зачем это все, верно? И все окружающие - что характерно - смотрят на это как на нечто нормальное и само собой разумеющееся.
     Такую картину можно еще как-то худо-бедно объяснить в случае с феодальными сеньорами средневековой Европы. Крестьяне того времени были лишены права носить оружие, да и обращаться с ним были не обучены (хотя вилы с косами в умелых руках могут творить чудеса, что и было не раз доказано). Однако, в случае свободной демократической общины такая ситуация выглядит почти нереальной. В самом деле, в такой общине все взрослые мужчины были охотниками (позднее - и воинами тоже), а, значит, не только могли, но обязаны были уметь обращаться с оружием. Захватить власть силой над такими людьми можно было разве что если на каждого общинника приходилось как минимум по воину-агрессору. Да и захватом дело, естественно, не ограничивалось. Власть надо было как-то еще и удерживать, что на самом-то деле гораздо сложнее. Значит, было в этой "вождеской власти" нечто такое, что, во-первых, рассматривалось как абсолютно необходимая фунция для выживания и, во-вторых, могло осуществляться далеко не каждым. Иначе зачем, в самом-то деле, вожди (впоследствии частенько именовавшиеся "царями", хотя всего-то царства у них было - пара-тройка поселений) людям, которые и сами прекрасно могут устроить свою жизнь во всех ее бытовых проявлениях и мелочах?
     Материал на эту тему обширен и богат: и в антропологии, и в фольклористике, и в археологии происхождению правящих элит всегда уделяли самое серьезное внимание, так что это, в некотором роде, классика жанра. В формате ЖЖ, к сожалению, не получится размахнуться на красочные подробности (а они, поверьте мне, красочны так, что мало не покажется!) и придется многое очерчивать схематично. А схема такова.
     Община охотников-собирателей, при всей ее приспособленности к окружающей природе и способности людей по максимуму пользоваться всем, что могло быть им так или иначе полезно для жизни, была, несомненно, весьма зависима от того, что принято называть "стихиями": солнца, ветра, дождя, от того, насколько изобильна дичь в лесу и рыба в водоемах.. Ну, понятно, в-общем. Каждый индивидуальный человек, разумеется, владел необходимыми знаниями для того, чтобы обеспечить себя и своих близких едой, одеждой и жилищем, т.к. бытовая магия, наряду с приемами охоты, рыбалки и т.п. была фактом ежедневного существования, ей обучали мальчиков и девочек во время обрядов инициации. Однако в том, что касалось глобальных явлений, "простой" человек ощущал себя недостаточно магически сильным. Как применять охотничьи приемы если дичь перестанет откочевывать по привычным маршрутам или на нее нападет мор? Что делать если река обмелеет до такой степени, что нельзя будет ловить рыбу (а если река мелеет, значит, засуха стоит, и в лесу тоже недород всего, что там растет, бегает и летает)? Да что там: как обеспечить возрождение Солнца после зимнего солнцестояния (очень серьезный эсхатологический вопрос для северных широт, где зимние ночи так долги и холодны, что даже сейчас порой кажется, что лето уже никогда не наступит)? Как обеспечить, чтобы в племени сохранялся благоприятный баланс смертей и рождений, чтобы мальчики вырастали сильными мужчинами, а девочки - здоровыми женщинами? Все эти вопросы были без преувеличения вопросами жизни и смерти для человеческого общества.
     Кстати, если кто-то думает, что все эти экзистенциальные вопросы перестали быть актуальными после перехода к земледелию, то он очень глубоко заблуждается. Вопросы контроля погоды, обеспечения всхожести семян, охраны урожая от саранчи и птиц... Земледельцы нуждались в квалифицированной магической помощи не менее, а подчас и гораздо более охотников-собирателей. И с переходом к земледелию обрядовая магия отнюдь не стала "вегетарианской", ох, не стала... Так что все, что говорится здесь о "магической зависимости" человеческих обществ относится в равной степени как к охотникам-собирателям, так и к ранним земледельцам, будем иметь это в виду.
     Собственно, речь шла об обеспечении замых основных жизненных циклов: времен года, дождей и ясной погоды, смертей и рождений, плодородия полей и садов. Это требовало общения уже не с местными духами, и даже не с тотемными животными (хотя и в ними, разумеется, тоже), а с высшими богами: с богами-создателями, основателями мира. С Солнцем и Луной, богами Грозы и Дождя, ветрами (благоприятными и неблагоприятными), с богиней-Матерью (как правило ассоциировавшейся с Землей) и так далее. Все это были божества весьма грозные, поведения часто непредсказуемого, предъявлявшие к обращающемуся к ним магу самые высокие требования. Риск при этом был тоже немалый: что может сделать с человеком недовольный бог Грома было ясно всем, а бог Солнца (будучи, как правило отцом всех остальных богов) мог сделать вообще все, что угодно (буквально как бог черепаху).
     Так кто же должен был заниматься всей этой жизненно необходимой, но чрезвычайно сложной и потенциально опасной магией "на высшем уровне"? Разумеется, человек, имеющий особые способности и - главное - могущий претендовать на особые отношения с божествами. Лучше всего - родственник этих самых божеств, их потомок. Египетские фараоны, шумерские и вавилонские цари отнюдь не изобрели концепцию своего происхождения от верховных богов своих земель. Изначально это было основным условием, так сказать, квалифицирующим признаком претендента на роль царя/вождя-жреца. Да, роли вождя и главного жреца (или шамана) очень долго были совмещены. Отголоски этого мы видим в массе ритуалов, дошедших до исторических времен: каждое утро фараоны "будили" Солнце с тем, чтобы оно взошло на небосклон ("приветствовали своего Отца"), фараоны же "обеспечивали" разливы Нила и несли персональную ответственность все ключевые моменты сельскохозяйственного цикла. Греческие цари Микенского и Гомеровского периода выполняли жреческие функции, принося жертвы богам и общаясь с ними от имени своих народов. Совершенно не случайно в Древнем Риме жрецы высокого ранга именовались Rex Sacrorum (священный правитель, явное указание на исторические функции древних царей), а императоры являлись до самого конца Империи Верховными Жрецами (Pontifex Maximus). Примеры этого можно приводить бесконечно, из культур всевозможных народов, живущих по всему миру, так что по крайней мере этот момент сомнений вызывать не должен.
     Прежде, чем мои читатели окончательно перестанут воспринимать меня всерьез и начнут припоминать Канатчикову Дачу и Бермудский треугольник, хочу сказать несколько слов о самой магии. Можно, конечно, отослать любопытных просто к тоннам литературы: от индийских йогов, кто они до китайских даосов, до сих пор то и дело вызывающих дожди во время засухи и сибирских шаманов, способных подчас с поразительной точностью указать, где находится украденная/потерянная вещь или пропавший человек. Материала на эту тему столько, что за несколько жизней не перелопатишь. Спрашивать меня о том, что такое магия и как она работает и работает ли вообще - совершенно бесполезно. Я этого не знаю. Я знаю только, что наши предки практиковали определенные приемы на протяжении десятков тысяч лет. Люди эти были совершенно такими же, как мы с вами, и вряд ли они упорствовали бы в своих убеждениях если бы раз за разом они получали доказательства, что прием не работает. Предки наши романтиками не были: они были людьми практичными. Если что-то не работало, оно просто ни приживалось - это касалось и орудий, и молитв, и обрядов.
     Другой вопрос - что магические приемы срабатывают не всегда и не у всех. В отличие от тостеров или, скажем, утюгов. Хотя... но не будем о грустном. Хорошо известно, что для успешного обряда необходимо выполнение определенных условий. Прежде всего это относится к самому магу: он должен не только знать, что делает, но и "соответствовать занимаемой должности", т.е. постоянно находится в состоянии, позволяющем ему осуществлять магическую деятельность.         Это самым непосредственным образом касается и рассматриваемых нами "царей-жрецов" и позволяет нам немного понять, чего, собственно, от них ожидали и в чем заключались их обязанности. В общем и целом от них ожидали, чтобы жизнь племени происходила благополучно и без катастроф и катаклизмов. Все это было возможно до тех пор, пока вождь был угоден богам, т.е. жил, соблюдая ритуальную чистоту (не всегда совпадающую с чистотой в нашем понимании этого слова) и обладал мощной магической потенцией (почти всегда совпадавшей с мужской потенцией в нашем понимании этого слова). Ритуальная чистота достигалась путем соблюдения многочисленных запретов (различных у разных народов, так что перечислять их не имеет смысла) и жесткой дисциплины. Никто не имел такого широкого круга обязанностей, как вождь. Вся жизнь его - от того, что он должен сделать в течение каждого дня до того, как и когда он должен умереть - была четко расписана и определена. Поскольку от вождя зависело благополучие племени, то о качестве "руководства" судить было легко: вступала в силу обратная зависимость. Если племя процветало, значит, его лидер был могуч и способен на сильную магию. Если начинались неприятности, вождю давали шанс "показать себя" и исправить положение. Если это не удавалось и племя продолжали преследовать неудачи, его отправляли на переговоры к его предкам-богам чтобы он вымолил у них  возвращение хороших времен. Иначе говоря, лучшей жертвой богам всегда был вождь.
     Собственно, он изначально был жертвой богам. С самого начала своей деятельности вождь знал, что его судьба - умереть на жертвеннике. Все, кто читал древнегреческие мифы, ужасались тому, что греческие цари то и дело приносят в жертву своих детей по тому или иному поводу. Мы, конечно, ужасаемся не без оснований, но для царя-жреца (так же, как для его семьи) это была своего рода "естественная смерть". Рано или поздно жертвенника было не миновать никому из царского рода, так уж это было заведено богами, таковы были условия обладания магической силой. Почему не миновать? Да потому, что даже если все шло замечательно, и царствование данного конкретного правителя было воистину благословенным, срок рано или поздно все равно приходил. Помните насчет магической потенции, связанной с потенцией сексуальной? Вот именно. Периодически правитель должен был подтверждать, что он и силен физически, и способен зачинать детей. Особую важность этот последний пункт приобрел в аграрных обществах, где царь-жрец часто считался состоящим в мистическом браке с Землей, и, следовательно, впрямую выполнял ритуальные обязанности оплодотворителя полей. Отсюда - и ритуальный бег фараона с целью доказать, что он еще вполне полон сил, и "атлетические игры" древних греков: всевозможные соревнования в борьбе и беге с призыванием богов, и состязания в воинских доблестях у практически всех когда-либо существовавших народов. "Спорта" в нашем понимании древние люди не знали: состязания были способом определить, кому сопутствует покровительство богов, кто может обеспечить своему народу магическую защиту при необходимости.
     Но, как ни доказывай свою магическую состоятельность, каким любимцем богов ни будь, рано или поздно старость-таки подкрадывалась к правителю, и возникала проблема преемственности власти. Откуда брался новый царь-жрец? Судя по данным антропологии и фольклора, до того, как вождеская и жреческая власть начала передаваться от отца к сыну (что произошло уже несомненно после перехода к земледелию) вожди выбирались на основе, так сказать, свободного конкурса. Претендент на место вождя должен был а) доказать, что ведет свое происхождение от богов и героев (т.е. рассказать в подробностях свою родословную и деяния своих божественных предков); б) принять участие в состязаниях какого-то рода (согласно одной из легенд Олимпийские игры были учреждены Эндимионом, и призом в них была царская власть, причем бежать соревнующиеся должны были от его гробницы); в) продемонстрировать свои магические способности: власть над стихиями, над жизненными циклами и т.п. Это последнее условие, конечно, особенно интересно, но мы на нем останавливаться не будем, ибо утонем.
     Тот, кто соответствовал всем требованиям, получал в жены дочь (или иную родственницу, в зависимости от обычая) старого вождя, приносил старого вождя в жертву (вариант - убивал его в поединке) и начинал свое правление. И до тех пор, пока люди и скот плодились и размножались, пока погоды стояли правильные, а растения произрастали обильно, мог наслаждаться властью, богатствами, какие были, едой и питьем. Но все - в строгом соответствии с традициями и обрядами. Да, и еще женщины, конечно. Впрочем, женщины - это скорее была обязанность, а не право. Но об этом - в следующем посте. 

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
one_sergey
Sep. 19th, 2012 01:07 am (UTC)
Ну вот - а я только во вкус читания вошел....
Как же много мы потеряли с началом бурного научно-технического прогресса ! Даже погодой не можем управлять. Вообще все это кажется довольно логичным и естественным. Жизнь у вождей была не сахар, но я вполне могу поверить, что онт испытывали чувство гордости служа своему народу. С другой стороны, если было четкое представление о реинкарнации, то какаяя разница когда умрешь ? Важно было именно сделать как можно более хорошего в жизни, чтобы в следующей жизни иметь еще бОльший авторитет.
susel2
Sep. 19th, 2012 01:17 am (UTC)
Слава Богу, Вы не решили, что у меня за спиной стоИт главврач и все такое:)
Вообще-то это - просто непомерно разросшееся введение к следующему посту. Который, я надеюсь, не замедлит. Потому что писание - Вы не поверите - имеет нечто общее с магией. Если, конешно, не таблицы составлять и не графики чертить, чего я не умею, и что для меня - не просто магия, а ЧЕРНАЯ МАГИЯ.
Но я рада, что хоть Вы понимаете, что возможна такая ситуация, при которой человек считает смерть на жертвеннике не только не кошмарной, но абсолютно нормальной. Более того, смерть "в своей постели" воспринималась бы таким человеком как довольно страшная перспектива. Потому что сомнений в перерождении ВООБЩЕ НЕ БЫЛО. Нам сейчас это трудно представить, потому что даже самые религиозные люди, честно говоря, мне кажется, все равно верят как бы с фигой в кармане. Типа, есть этот рай или нет... Лучше уж тут пожить пока.
А у древнего человека вообще сомнений не было на этот счет, совершенно. Так что если царь умер как положено, то он и возродится опять в царском роду, скорее всего в своем собственном. А если умрет от старости на перине, то кто его знает - может, каким-нибудь убогим пастухом родится... Кому охота рисковать целой будущей жизнью?
Достойная смерть была подчас ГОРАЗДО важнее всей прошлой жизни.
one_sergey
Sep. 19th, 2012 05:13 am (UTC)
Главврач за спиной может стоять если пациент надежно зафиксирован, в противном случае врач должен держать :) Поэтому в Вашем случае одно из двух - либо главврач давно повесил руки и Вы давно и надежно зафиксированы, либо главврачу это все нравится и он с Вами кофеи гоняет вместо работы :)

Писание - это и правда магия. Поэтому я не пишу. Писал лет 15 назад и даже неплохо получалось, люди отзывались хорошо, но потом как отрезало. Завяли помидоры. Поэтому я и прошу Вас писать размашисто, не упуская деталей - мне нравится даже когда многабукаф потому что у Вас это хорошо получается.

На счет фиги в кармане тоже полностью согласен. Дело в том, что раньше люди верили, а теперь они стали лиригиозными. Не хочу тут открывать эту бездонную тему, но все-таки в паре слов опишу мое видение проблемы. Что такое лиригия - это некоторое знание, которое нам самим непостижимо и которое мы не можем получить непосредственно от Бога. Это появились лиригии как раз когда люди стали уходить от Бога в материальное. А по большому счету далеко не всем нам надо, чтобы нам кто-то указывал что хорошо и что плозо - каждый человек это знает сам. Каждый человек может сам общаться с Богом, посредники никому не нужны, но подавляющее большинство банально ленивы. Вот и пришла палочка-выручалочка - религия. А заодно и необходимость в настоящей вере отпала. Подумай
one_sergey
Sep. 19th, 2012 05:24 am (UTC)
подумайте - ведь ни в одной настоящей религии (буддизм все-таки не является таковой) нет концепции многих жизней. Значит чем-то это концепция была неудобна религиям. Значит, в ней есть что-то такое, с чем религия не может бороться - что-то очень важное и основополагающее.

Поэтому, если предположить, что древним любдям были открыты эти знания и каналы общения с высшими силами, то всё Вами описанное становится очень логичным. Такм и следовало себя вести и вождям и обычным людям чтобы жить в гармонии с природой, обществом и самим собой.

И все-таки вопрос, который меня все больше и больше интересует - почему так получилось, что люди стали уходить от природы и от Бога, стали терять чувствительность восприятия всего и вся, стали утрачивать заложенным природой (Богом) представления о добре и зле ? Почему им понадобились заповеди - ведь только потому, что внутренний голос ослаб ! Был весь этот процесс неизбежным следствием развитияя науки и техники (обрабатывание земель и т.д.) или опять же это случайная комбинация разных факторов ? Может совершенно необязательно было человеку становиться бревном и ломать природу вокруг себя, может можно было развивать науку и технику прекрасно понимая, что связь с природой первична и тщательно следить за тем, чтобы оставаться в первую очередь творением божим, а уж потом думать о своих удоствах и похотях. Есть ли тут принципиальное противоречие или все так получилось случайно под влиянием комбинации разных природных факторов ?
susel2
Sep. 20th, 2012 04:43 am (UTC)
Эх... Я Вам написала ТАКОЙ комментарий, прям как целый пост. И даже самой понравилось. А ЖЖ взял и сжевал его куда-то. Все, еще раз мне такой подвиг не под силу:)
Но зато от расстройства я закончила и повесила Часть 2.
Не знаю, насколько мне удалось донести свою мысль, но что выросло - то выросло.
one_sergey
Sep. 20th, 2012 05:01 am (UTC)
А уж сколько раз со мной такое происходило !
То жж глюкнет, то айфон, то дома проблема с интернетом...
Я уже научился не злиться :)
susel2
Sep. 20th, 2012 06:10 am (UTC)
Вот Вам, кстати и преимущества магии над технологией: умели бы люди общаться на расстоянии, никаких глюков бы не было. Говорят, это вполне возможная вещь, только, как все такого рода, требует умения концентрироваться и праведной жизни. Да.
susel2
Sep. 20th, 2012 06:14 am (UTC)
Помню только, что в том комменте я Вам советовала объяснить Далай-Ламе, что то, чем он занимается - не религия. Ну и индусам тоже. Вы индуизм как-то забыли (это я про перерождение душ):)
one_sergey
Sep. 20th, 2012 05:58 pm (UTC)
Ну да - у всякой хорошей идеи всегда найдутся тысячи последователей, готовых упростить ея ради донесения сути до широких масс :)
А Далай-Лама безусловно не религией занимается. И он знает это !
susel2
Sep. 20th, 2012 06:19 am (UTC)
Да, а еще в том пропавшем комменте я всю вину за лиригию валила, естественно, на государство (а чего еще ждать от анархиста-то?) Любая вера, становясь гос. лиригией (уж больно слово хорошо!) превращается в то, что мы имеем. И даже РПЦ можно не вспоминать. Достаточно сравнить христианство ДО Константина и ПОСЛЕ (хоть это и трудно, поскольку те, что ПОСЛЕ основательно потрудились над тем, чтобы ликвидировать все следы того, что было ДО).
Да и то, что проповедовал Будда можно сравнить с тем, что практикуют в Монголии и приужахнуться.
Словом, государство - корень зла, конечно.
Заодно и новый юзерпик выведу в свет: анархистский. Специально припасла для хулиганств в ЖЖ.
one_sergey
Sep. 20th, 2012 06:02 pm (UTC)
Юзерпик просто блеск !
Дождался своего часа :)
Я вторую часть еще не читал, но со сваливанием всех грехов на государство полностью согласен, хотя и не могу себя назвать анархистом (может просто не дошел еще до понимания самого себя).
Значит, все-таки, закономерность :( Похоже на то, ибо в процессе развития человеческого общества от создания государства удержаться невозможно...
Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь это пойдет в обратном направлении - все-таки маятник есть во всем в природе (уж если он есть в пульсациях вселенной, то тут сам Бог велел ему быть :)
susel2
Sep. 21st, 2012 02:44 am (UTC)
Маятник-то обратно, похоже, уже качнулся. Но жернова богов мелют очень медленно (хоть и очень тщательно). Так что доведется ли нам жить при блаженном анархизьме - большой вопрос:)
one_sergey
Sep. 21st, 2012 02:46 am (UTC)
Ну я далек от мысли о том, что я настолько совершенен, что это моя последняя жизнь в этом мире :)
esli_mysli
Sep. 20th, 2012 05:12 am (UTC)
С каким восторгом читаю Ваши тексты и диалоги с one_sergey!

Просто привстаю на цыпочки и не дышу, дабы не спугнуть очарование.

Спасибо сердечное!

susel2
Sep. 20th, 2012 06:12 am (UTC)
Мне все больше жаль тот пропавший коммент. Как все, что безвозвратно пропало, он кажется абсолютно гениальным:)
А Вы не стойте там на цыпочках, Вы тоже участие принимайте! Веселее будет!
one_sergey
Sep. 20th, 2012 06:05 pm (UTC)
И Вам спасибо за доброе слово.
Мы стараемся чтобы нам самим было интересно, а уж если кого-то еще это интересует, то это наилучшая нам похвала. И источник вдохновения !
Задерживать дыхание не стоит - мы пока не планируем прекращать наши исследования того, как устроен мир :)
sergem_ua
Oct. 1st, 2012 01:33 pm (UTC)
> Достойная смерть была подчас ГОРАЗДО важнее всей прошлой жизни.

У Леси Украинки в "Кассандре" эту мысль:
... Ти сим словом
на смерть почесну в Трої заслужив.

не понял контргерой (Гелен).
Читатели (с той поры и доныне) - тоже воспринимают как угрозу.
livejournal
May. 16th, 2014 05:29 am (UTC)
Теория и практика: 1.1
Пользователь avramenko_konst сослался на вашу запись в записи «Теория и практика: 1.1» в контексте: [...] Подробнее о том, как и почему складывалась каста (варна) воинов-правителей можно почитать здесь [...]
dmitry_sofronov
Aug. 18th, 2014 10:50 am (UTC)
Кстати, в словосочетании Rex Sacrorum не только последнее напоминает о жреческих функциях. Дело в том, что rex, р. п. regis, этимологически связано с корнем "резать" - да, с общеславянским *rezati тоже. Rex изначально означало "резальщик", то бишь "жрец".

Edited at 2014-08-18 10:52 am (UTC)
Adan Tarcil
Apr. 17th, 2015 03:19 pm (UTC)
rex
А жрец - потом зарезанное идоложертвенное пожирать,
собой представляя божество.

И да, индоевропейские языки имеют общий корень происхождения.
Adan Tarcil
Apr. 17th, 2015 03:16 pm (UTC)
The Greek Myths
The Greek Myths: The Complete and Definitive Edition
Robert Graves
ISBN-10: 0241952743
ISBN-13: 978-0241952740

Как раз полностью показывает древний образ
жизни и культуры индоевропейцев в Европе.
А греки с кельтами были первыми индоевроепейцами в Европе,
и греки же за счёт существования языческих государств
оставили описательную литературу.
Вот читаю Грейвза, и он там рассказывает смыслы
крылатых Пегасов, смерти Одиссея, похода Эпигонов. Всё великолепно. Безосновательное приклеивание библейских аналогий
лучше бы ему не трогать.
livejournal
Aug. 12th, 2015 07:45 am (UTC)
И дым Отечества
Пользователь foxm66 сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества» в контексте: [...] Юпитеру, не позволено быку»(с) проверялся на практике. Пару лет назад я уже говорила немного [...]
livejournal
Aug. 12th, 2015 09:16 am (UTC)
И дым Отечества
Пользователь darth_mickey сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества» в контексте: [...] Юпитеру, не позволено быку»(с) проверялся на практике. Пару лет назад я уже говорила немного [...]
livejournal
Aug. 12th, 2015 10:11 am (UTC)
И дым Отечества
Пользователь glavbuhdudin сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества» в контексте: [...] Юпитеру, не позволено быку»(с) проверялся на практике. Пару лет назад я уже говорила немного [...]
livejournal
Aug. 13th, 2015 03:01 pm (UTC)
И дым Отечества « . герой так прожорлив, потому что
Пользователь topbloger сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества « . герой так прожорлив, потому что прожорлива и» в контексте: [...] Юпитеру, не позволено быку»(с) проверялся на практике. Пару лет назад я уже говорила немного [...]
( 25 comments — Leave a comment )