?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А.Бондарев
Е.Покровская

«Народ, забывший свою историю, обречён повторить её вновь»
                                                                      Джордж Сантаяна

Бывший советский человек в Геттисберге переживает культурный шок. Казалось бы, ему ли не знать о мемориалах и военных музеях? Но здесь – другое. Вот они – братские могилы. Здесь лежат южане. Метрах в двадцати – северяне. Стелы, списки имен, звания, полки. Отдельные памятники. Здесь держали оборону северяне. Здесь состоялась атака южан. Здесь был такой-то редут. Здесь – такое-то укрепление. Висят первые военные фотографии в истории. Офицеры с оружием, в новенькой форме: семья гордилась тем, что могла себе позволить экипировать сына, мужа и брата. Вот они же, но уже основательно измотанные и потрепанные болезнями, голодом и войной. Северяне выглядят немного лучше: им хотя бы подвозили припасы. Южане к концу войны воевали в домотканой холстине. Но они – рядом.
Гражданская война в США была самой кровопролитной и жестокой за всю историю страны. Ни в одной из мировых войн американцы не понесли таких потерь, и ни в одной из войн гражданское население не терпело таких лишений. Это была единственная война в истории Штатов, когда погибали мирные жители, дети и старики, когда происходили изнасилования, грабежи и мародерство, когда гражданских лиц судили военным судом и расстреливали. История этой войны изучена поминутно. И главное, что удалось сделать американскому обществу – это внедрить в коллективное сознание мысль о том, что гражданская война – любая гражданская война! – это катастрофа для общества. Что в такой войне не может быть реальных победителей. Что побежденные тоже могут быть героями и благородными людьми. Что победители могут быть подлецами и проявлять самые низменные качества человеческой натуры.
Но вот в прошлом году было объявлено, что в городе Саратога-Спрингс в штате Нью-Йорк ассоциация реконструкторов эпохи Гражданской войны на очередном слете покажет какие-то эпизоды из военных действий. Однако в день, когда все должно было начаться, поле оказалось пусто. Собравщимся объявили, что в последний момент кому-то из местных властей показалось неправильным, что реконструкторы, изображающие южан, поднимут над своим лагерем флаг Конфедерации. После этого решения все реконструкторы, в том числе «северяне», мгновенно собрали вещи и уехали.
Американскому обществу за последние 200 лет реально удалось создать ощущение исторического континуума, в котором важен каждый факт, а каждое имя – имеет значение. Памятники, стоящие в американских городках, иногда уже даже полузаброшенных, всё равно бережно сохраняются. Почти в каждом городишке есть стела, на которой выгравированы имена тех, кто ушел оттуда на войну и уже не вернулся. В порядке хронологии: Война за независимость. Гражданская война. Первая мировая. Вторая мировая. Корея. Вьетнам. Такие памятники стоят и на Севере, и на Юге.
Что предлагают поборники политкорректной истории с этим делать? Стирать имена солдат, воевавших на «неправильной» стороне, чтобы история казалась приятнее на вид и удобнее в употреблении?
Можно, конечно, свалить все памятники «мертвым белым мужикам», но тогда придется сочинить что-нибудь убедительное насчет того, что Декларацию Независимости продиктовал Дух Святой. Осталось найти кандидатуру того, кому именно он ее продиктовал. Не так-то это будет легко, если учесть, что из семерых наиболее известных отцов-основателей США пятеро были рабовладельцами. В том числе первый президент США Джордж Вашингтон и третий американский президент, автор Декларации Независимости Томас Джефферсон.
Можно вычеркнуть из учебников Тедди Рузвельта, но что делать с национальными парками, созданными по его инициативе? Тоже Божественным откровением будем объяснять? Так это вроде как противоречит убеждениям новоявленной секты леваков-иконоборцев.
Дело не в том, что они левые. Никто не описал процесс «санации истории» лучше, чем вполне левый социалист и антифашист Оруэлл: «Тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое». Тот -- это невидимый Большой Брат.
До сих пор американцы имели все основания гордиться своим прошлым. Не только и не столько достижениями и победами, сколько тем, что они сумели принять своих предков такими, какими они были. Часто – далекими от совершенства. Иногда – жестокими и несправедливыми. Но и благородными, отважными, трудолюбивыми, предприимчивыми... Короче, живыми людьми. Нынешние поколения сумели признать грехи прошлого и по мере возможности постараться искупить их. Для такого противоречивого явления, как история, это ситуация, близкая к идеалу.
И если кто-то сейчас начинает ратовать за снесение памятников, это можно объяснить лишь одним: стремлением возбудить на ровном месте давно утихшие страсти. Привести общество к расколу и перевести конфликт из сферы соцсетей и СМИ на улицы американских городов.
А заодно и приобрести контроль над прошлым, настоящим и будущим.
Так спросим же себя: кто он сегодня, этот невидимый Большой Брат?

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
yostrov
Aug. 17th, 2017 04:27 pm (UTC)
Спасибо! Хорошая статья.
notabler
Aug. 17th, 2017 05:06 pm (UTC)
Очень хочется, чтобы они разобрались и успокоились слегка. Хотя президентство Трампа немало страстей возбудило и переворошило души многим. Мне, как жительнице Европы, все же ближе британский подход: свобода дорога, но без законодательных запретов все же тоже нельзя. Есть черта, через которую нельзя переступать. Но это взгляд со стороны, я никогда там не была, с народом не общалась, так что не чувствую их так, как англичан.
zhscorp
Aug. 17th, 2017 06:53 pm (UTC)
Стабильный уклад, спокойная страна - все ясно и понятно. Изменение оного - непредсказуемые последствия. Но все это - хорошо и сознательно-умиротворительно забытое прошлое.

А вот как быть с этим http://narodna.pravda.com.ua/politics/5994536e54e02/ здесь и сейчас? Тем более в сочетании с происходящим сейчас в США?
susel2
Aug. 17th, 2017 07:13 pm (UTC)
Простите, но я не виже связи между Вашей ссылкой и нашим текстом.
zhscorp
Aug. 17th, 2017 07:37 pm (UTC)
Да, там много текста; да и не в нем дело, но в "Минске-2". Выборы в ОРДЛО и всеобщая амнистия...
Чем не Ваше: "Вот они – братские могилы. Здесь лежат южане. Метрах в двадцати – северяне. Стелы, списки имен, звания, полки. Отдельные памятники. Здесь держали оборону северяне. Здесь состоялась атака южан."
Про рабовладение речи быть не может, но флаг и прочее..

Если победа Северян в Гражданской войне сегодня вылилась в то, что белый мужчина - последний в отборе на рабочее место, то как может существовать чествование подвигов конфедератов или ККК в явной форме?

Edited at 2017-08-17 07:54 pm (UTC)
susel2
Aug. 17th, 2017 08:08 pm (UTC)
История не делается за месяцы или даже за пару лет. Для того, чтобы нынешние кровавые ужасы стали историей, нужно время.
Но помнить о том, что в гражданской войне победителей не бывает, можно и, мне кажется, нужно всегда. И тут речь не идет об иностранной агрессии, что тоже важно помнить.
zhscorp
Aug. 18th, 2017 02:25 pm (UTC)
Согласен!
Но ведь нам (теперь уже вроде и США) навязывают мнение, что у нас не агрессия, а именно гражданская война. Так в таком случае пусть дадут нам "играть" по тем-же правилам, по которым они сами начинают играть сегодня. Очень простая "арифметика".
Ведь это Россия лья слезы по развалу СССР, подтягивает к пантеону славы царя страдальца и "белую кость". США же заняли позицию ревизионизма. Ну и оставьте нас в покое с этими амнистиями сепаратистам.
claire_1973
Aug. 17th, 2017 10:24 pm (UTC)
Часть истории, не самая подлая. Остановились бы со сносом памятников и запретами флагов.

Нынешние тёмно-левые активисты США мне всё больше напоминают нашу "православную общественность", которая имеет все права и постоянно на всё оскорбляется, говоря от имени населения страны. Не стоит американцам повторять наши глупости.

С удивлением узнала, что в США всего около 35 миллионов афроамериканцев. Понимаю тех белых, которые голосовали за Трампа, но на что они рассчитывали?
(no subject) - vlasovetz55 - Aug. 18th, 2017 11:37 am (UTC) - Expand
kant_elz
Aug. 18th, 2017 10:34 am (UTC)
Про Штаты не скажу. Но памятники Ленину-сталину-дзержинскому и всяким прочим Артемам сносят, на мой взгляд, правильно. Нельзя ставить памятники палачам и уродам.
Eugene Naumovich
Aug. 19th, 2017 10:27 am (UTC)
Re:памятники Ленину-сталину-дзержинскому
Это не памятники, это культовые объекты.
kant_elz
Aug. 19th, 2017 10:31 am (UTC)
Re: памятники Ленину-сталину-дзержинскому
Да, нету давно уж того культа. Инерция...
Eugene Naumovich
Aug. 19th, 2017 11:14 am (UTC)
Re: нету давно уж того культа
Это не суть. Суть в том, что вованы и феликсы- не исторические памятники, хотя бы и неуместной идеологической наполненности. Это параферналии определённой идеологии, пометки территории. Их снос- естественная компонента процесса ухода общества от этой идеологии.
kant_elz
Aug. 19th, 2017 11:23 am (UTC)
Re: нету давно уж того культа
Это тоже, конечно.
Николай Былков
Aug. 25th, 2017 04:09 am (UTC)
Re: нету давно уж того культа
Поддерживаю Вашу позицию. Символы, а памятники таковыми являются, как и названия, влияют на уровне идей, программируя людей вне их сознания.
СИМВОЛИЗМ - образное выражение идеи или мысли.
mikaza
Aug. 19th, 2017 08:15 am (UTC)
это противоречит бритве Оккама, большой брат, это слишком сложно. Простите, но что мы видим? Мы видим, что со знанием истории в среднем уже плохо. Что приводит к подмене истории мифом, типа все республиканцы плохие. Вопрос: почему эти люди призывают срывать флаги и делать историю удобной и простой? Какая тут защита? Ответ: это рушит веру в свою идеальность. Индивидуализм рождает самый важный миф: что ты лучше всех, а если это не так, то все ужасно. И вообще, все либо ужасно, либо прекрасно, а среднего не дано. и это уже давно играет дурную шутку с нацией.
pan_wit
Aug. 23rd, 2017 12:49 pm (UTC)
кто он сегодня, этот невидимый Большой Брат?
"И если кто-то сейчас начинает ратовать за снесение памятников, это можно объяснить лишь одним: стремлением возбудить на ровном месте давно утихшие страсти. Привести общество к расколу и перевести конфликт из сферы соцсетей и СМИ на улицы американских городов.
Так спросим же себя: кто он сегодня, этот невидимый Большой Брат?"


Возможно уши этого "Большого Брата", который стремится возбудить на ровном месте, торчат где-то здесь:

http://www.kasparov.ru/material.php?id=5991D54827B59
Ольга Кортунова: Вот так Путин и "поднял страну с колен на международном уровне"

4. Ну и на закуску вам инфа, что у организатора недавнего шабаша неонацистов в Вирджинии и лидера движения "Хайль Трамп" Ричарда Спенсора оказывается жена Нина Куприянова - переводчица книг Дугина.
Putin_v_Gaage
Aug. 23rd, 2017 10:00 pm (UTC)
После Трампа США уже не будут прежними, вот увидите.
susel2
Aug. 23rd, 2017 10:41 pm (UTC)
Они уже сейчас - не прежние
( 19 comments — Leave a comment )