susel2 (susel2) wrote,
susel2
susel2

Categories:

В ПОТЕ ЛИЦА СВОЕГО

Зло в этом мире не тотчас дает плоды,
 но, как земля, понемногу и в свое время.
 И плоды эти ужасны. 
(Законы Ману)
     Вернемся, наконец, к нашим баранам, козам, коровам, а, главное, к тому, как жившее свободными саморегулирующимися общинами человечество перешло к оседлому земледелию и медленно, но верно оказалось в конечном счете организовано, сосчитано и поделено государством. Прошлый пост - об охотниках и собирателях оказался таким длиннющим, что некоторые читатели его-таки ниасилили. Прочитав его еще раз критическим взглядом, я поняла, что, наверное, что-то в этом есть, и надо учиться писать лаконичнее. Попробую, хотя много живописных деталей при этом проскальзывает между пальцами, что жаль.
   


 Разумеется, говоря о переходе к оседлому земледелию мы должны всегда помнить несколько очень важных вещей. Во-первых, то, что переход этот был, разумеется не повсеместным, а произошел только в нескольких очагах, которые получили впоследствие название "колыбелей цивилизации". Почему именно там - огромная тема, обсуждающаяся в многочисленных специальных и популярных работах уже давно, так что пытаться ее раскрыть в коротком посте совершенно бессмысленно. Главное - что сомнений в этом нет, и оседлое земледелие распространилось по Земле из всего нескольких центров. В Старом Свете этими центрами стали Месопотамия, долина Нила, долина Инда  и долина реки Янцзы.  В этих центрах земледелие было "изобретено".
     Второй момент, который необходимо помнить, состоит в том, что переход к оседлому земледелию был чрезвычайно продолжительным процессом. Первые опыты по выращиванию диких злаков или других культур проводились еще охотниками-собирателями. Места, где произрастали такие злаки, отмечались, слегка расчищались от несъедобных растений, люди замечали, при каких условиях они растут лучше или хуже, возможно, даже высевали семена в каких-то новых местах. Процесс исследования потенциала диких злаков и других культур (например, диких фруктов) продолжался долго, но не влиял на образ жизни человеческих обществ до тех пор, пока полукочевое собирательство и охота были возможны.
     Что послужило толчком к тому,  что вольные охотники-собиратели начали "оседать" на одном месте и переходить к образу жизни, требующему гораздо бОльших трудозатрат и ведущему к серьезнейшим социальным изменениям, если не сказать - тектоническим сдвигам в человеческом обществе? В качестве главной причины такого перехода всегда называется увеличение плотности населения. Я уже писала и повторю снова, что для нормальной жизни охотникам-собирателям требовалась огромная территория, включавшая в себя места сезонных стоянок, охотничьи и рыболовные угодья, места для сбора съедобных растений и т.п. Несмотря на то, что прирост населения в доземледельчиских обществах был медленным, он, тем не менее, имел место и постепенно плотность населения начала достигать предельно допустимой для "комфортабельного" собирательства и охоты. Кроме того, став самым эффективным хищником на планете, человек постепенно начал выбивать из-под себя основу самого своего существования: истребление крупной дичи (мамонтов, крупных оленей, диких быков и т.п.). Дело было как в мясе этих животных (мясо, хоть и было чрезвычайно ценной частью диеты человека, никогда не было ее основой), так и в "сопутствующих продуктах": шкурах для одежды и сооружения жилищ, костях для инструментов, и т.п.
     Как произошел переход к земледелию и каковы были его последствия? "Как" - более-менее понятно: по мере того, как возрастало демографическое давление на территорию (и соседствующие общины начинали "пересекаться" друг с другом на своих территориях все чаще и чаще), все бОльшее внимание начинало уделяться компактным участкам, на которых произрастали культуры, дающие более-менее стабильный и предсказуемый (и достаточно высокий) урожай. Все бОльшее значение приобретали зерновые в диете по мере того, как возможность охотиться и собирать традиционные дикие съедобные растения и т.п. становилась все меньше и меньше. Это был длительный процесс, завершившийся тем, что общины осели на одном месте, поблизости от максимально плодородных участков и оказались, таким образом, абсолютно от них зависимы.
     Последствия же перехода к этому, с нашей точки зрения, совершенно нормальному и естественному существованию, были колоссальны. Наверное, для удобства восприятия будет лучше просто перечислить их, не вдаваясь в особые детали и не занимаясь художественными изысками.
1. Обработанная земля (поля, территория оседлого проживания и т.п.) стала восприниматься как собственность. Не сразу - собственность обрабатывающего ее крестьянина, разумеется. Сначала - собственность общины. Общинный уклад далеко не сразу распался (кое-где он сохранился аж до 19 века, как в России, например). Тем не менее, само понятие "собственности" возникло именно тогда. 
2. Поскольку возникло понятие собственности и территории, принадлежащей племени, одновременно с этим возникла и необходимость эту собственность защищать от возможных посягательств. Обработанная земля, приносящая урожай, в этом смысле серьезно отличается от "просто" земли, в которую не был вложен серьезный труд по окультуриванию, возможно, ирригации.. Кроме того, возникают запасы продовольствия и семян, домашний скот и т.п.  В связи с этим постепенно возникает понятие "войны" и воинское дело. В первое время, видимо, все взрослые мужчины племени выполняли функцию воинов (в некоторых племенах такое положение вещей сохранилось до наших дней), но в большинстве случаев постепенно выделилась особая каста воинов, ответственных как за защиту общины, так и (буде представится возможность) за захват собственности соседних общин. Из этой касты впоследствии выделяется особая элита - вожди и руководители, присваивающие себе все больше прав в принятии решений.
3. Обработка земли, в отличие от собирательства и охоты, требовала гораздо больше физических усилий и затрат времени. В среднем крестьянин проводил в работе все время от восхода до заката (в среднем 8-10 часов в день), в отличие от 4-5 часов охотников-собирателей. Естественно, что в таких условиях количество рабочих рук в общине (и - позже - в семье) приобретало решающее значение. Из этого следует пункт следующий.
4. Роль женщины в земледельческих общинах резко изменилась по сравнению с собирательскими обществами. Теперь ее главной функцией было производство как можно большего количества детей - будущих работников на земле. Поскольку кочевать больше было не нужно, и длительные переходы в течение дня для поисков пищи тоже не требовались, женщина (теоретически) могла рожать одного ребенка за другим, что и поощрялось. Из равноправных членов общины женщина таким образом превращалась все более и более в орудие воспроизводства, в "объект", тем более, что частые беременности и роды делали ее физически более беспомощной и зависимой от мужчины. Женщина уже не могла быть самостоятельной, и право принимать решения у нее постепенно отнималось во все большей и большей степени, пока не дошло до того, что она не могла распоряжаться уже и самой собой.
5. Диета ранних земледельцев была гораздо менее разнообразной, чем диета "классических" охотников-собирателей. Роль зерновых в ней была чрезмерно велика, что приводило к болезням и (как ни странно) сокращению срока жизни ранних земледельцев по сравнению с собирателями и охотниками. К этому выводу приводит сравнение останков собирателей и ранних земледельцев. Разумеется, у ранних земледельцев была гораздо выше женская и младенченская смертность: частые роды и однообразное питание сказывались негативным образом.
6. С момента перехода к оседлому образу жизни люди начали жить гораздо более скученно. Запасы продовольствия и семян с этого времени и навсегда впредь (до наших дней) привлекли к жилищам человека грызунов: крыс, мышей и т.п., которые как тогда, так и теперь являются переносчиками самых разнообразных болезней. Переход к земледелию отмечает так же начало эпидемий и массовых заболеваний. Единственное, что можно тут отметить в качестве положительного фактора - одновременно с грызунами к человечеству вышли из дикой природы и умные хищники кошки. И поселились в зернохранилищах, на токах и поблизости от домов. Кошка одомашнила человека, а не наоборот, за что ей большое спасибо.
7. Остальные последствия перехода к оседлому земледелию достаточно хорошо известны. Главным из них было то, что спустя несколько тысяч лет на основе вождеств и социально расслоенных земледельческих племен возникло государство и то, что мы называем "цивилизацией" в широком смысле этого слова: письменность, города, искусство как особый род занятий.
     Чем человечество заплатило за возможность читать книжки, писать картины и играть на электрогитаре? На этот вопрос каждый отвечает по своему. Судя по тому, как прошло обсуждение поста про охотников и собирателей, мы по-прежнему ужасно хотим сидеть на двух стульях. Главное желание человечества - это чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было. Очень боюсь, что так не бывает.
P.S. Немаловажная вещь. С переходом к земледелию резко возрастает количество останков со стертыми "до кости" зубами, страшным кариесом, следами челюстных воспалиний и прочих заболеваний зубов. Причем, частенько такие заболевания приводили к смертельному исходу (воспалительный процесс в челюсти погубил, как недавно стало известно, даже нескольких египетских фараонов). Причина, главным образом, в том, что зерно размалывалось на каменных жерновах, причем к муке примешивалось изрядное количество каменной крошки (от стирающихся жерновов). Поскольку хлеб был после перехода к земледелию самым основным предметом питания, человеку приходилось перетирать зубами огромное количество мучных изделий с каменной крошкой, от чего, конечно, зубы стирались вчистую, и хорошо еще если обходилось без абсцессов. Так что зубная боль - это тоже, в некотором роде, наследие того интересного периода.


Tags: urbi et orbi
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments