?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавняя дискуссия на тему офшоров и связанные с ней рассуждения о роли денег напомнили мне одну историю из преподавательской практики.

Дело происходило в одном из очень приличных университетов США, где я читала курс "История ХХ в."
Первая Мировая война была успешно оставлена позади, и вот мы со студентами оказались лицом к лицу перед послевоенным экономическим коллапсом Европы. Рассказываю - с примерами, историями из жизни и даже с краткими пересказами из любимого "Черного обелиска" Ремарка - каково оно было, в частности, в Германии в годы гиперинфляции.
Спустя какое-то время понимаю, что что-то происходит не то. В аудитории слышится сдержанное, но явное шарканье ног под партами. Это, с одной стороны, хорошо, поскольку свидетельствует о том, что студенты не спят и не играют ни во что на своих телефонах, а, с другой стороны, это - признак некоего беспокойства.
Даже растерянности.
Останавливаюсь посреди очередного рассказа про то, как трудно было в то время приобрести зерно у крестьян. Спрашиваю.
- У кого-то есть вопросы?
Вверх тянутся несколько рук сразу.
- А почему?
- Простите,  что - почему?
- Ну почему крестьяне отказывались продавать зерно?
Из другого угла:
- И другие продукты!
- Да, и другие продукты! Почему они не хотели их продавать? Ведь им же предлагали за них деньги? Они могли запросить любую цену?

Я пытаюсь вернуться на шаг назад.
- Но мы же только что говорили о том, что была гиперинфляция, деньги теряли ценность буквально на глазах! Людям даже зарплату выдавали два раза в день, чтобы они могли успеть что-то купить, пока цены не повысились! Каждый знал, что если у него есть реальный товар, то этот товар завтра будет стоить намного больше, чем сегодня! И к продуктам питания это относилось в первую очередь, поскольку, без этого жить невозможно!

Студенты смотрят на меня так, словно я вдруг перешла с английского на язык хауса.
Но я не сдаюсь.
- В ситуации, когда деньги обесцениваются на глазах, тот, кто обладает товаром, без которого никто не может обойтись, например, продуктами питания, может выбирать, что ему с этим товаром делать, понимаете? Уж если он и решится его на что-то обменять, то не на теряющие смысл бумажки, а на то, что ему представляется реальной ценностью. Скажем, на золотые часи. Или на хорошую шубу для жены. Или еще на что-то, что ему действительно нужно и чем он будет пользоваться.

Студенты в растерянности.
- Но ведь деньги были настоящие? Государственные?
- Да. Государственные. Но когда коробок спичек стоит миллионы марок, уже не принципиально, кто именно печатает деньги.
- То есть как?!

Я начинаю терять терпение.
- Значит, так. Эта лекция заканчивается в двенадцать тридцать. Выйдя из этой аудитории вы наверняка пойдете на ланч в столовую. Так?
Кивают головами. Ожидают подвоха.
- Предлагаю проделать опыт. Сколько стоит ланч в среднем? Долларов пять-семь-восемь? Короче, прикиньте, сколько стоит то, что вы хотели бы сегодня съесть на ланч и сгрызите вместо этого пять долларовых бумажек, если у вас есть наличные. Если же наличных нет, даже лучше. Откусите кусочет от кредитки. Долларов на пять-шесть.  В четверг расскажете мне о своих ощущениях.

Студенты ошеломлены. Им просто в голову никогда не приходила мысль о том, что деньги - это абстракция. Причем, абстракция, висящая на очень тонкой ниточке: на уверенности человека в том, что, проснувшись завтра, он сможет использовать свои наличные из кошелька (бумажки и металлические кругляши), кредитки (еще бОльшая абстракция, совсем уж оторванная от чего-либо реального), а также сбережения в банке или иных финансовых организациях (чеки, переводы по интернету и т.п.) для покупки того, что ему на самом деле нужно для жизни: продуктов, одежды, жилища и тому подобных вещей.

Я же, закрепляя успех, рассказываю им, как в 1991 г. жила в условиях натурального хозяйства в Москве, и как  быстро бумажки под названием "деньги" утратили все свои волшебные свойства. И как всеобщим эквивалентом стала бутылка водки.
Да, это - наше национальное. Если хотите - скрепа такая. Но все-таки даже водка по сравнению с кусочками цветной бумаги  - реальный предмет, который можно употребить хоть внутрь, хоть для растирания, хоть для протирки оптики, хоть для приготовления целебных вытяжек из трав. Это уж как фишка ляжет.

Да это еще что!
Самое-то жуткое даже не это. Самое жуткое - то, что даже золотой запас, которым бумажки обеспечены - это же тоже абстракция!
В случае чего золотые часы пропитают своего владельца ничуть не лучше, чем разноцветные бумажки. Факт!

Я уж не говорю о том, что будет, если с Землей - Боже упаси - произойдет какая-нибудь серьезная неприятность, которая нарушит электроснабжение там, где сейчас находятся центры нашей цивилизации. Это только кажется, что это - не о том. На самом деле - все о том же.
О хрупкости абстракций. И о том, что в случае катастрофы шанс выжить будет прежде всего у тех, кто меньше всего зависим от технологий и кто ближе всего находится к источникам того, что необходимо для выживания: воды, продуктов питания и такого жилища, которое обитаемо даже в отсутствие электричества.

Грустная, конечно, тема для медитации.
Но что поделать. Адам Смит для нас может оказаться серьезным откровением.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
susel2
Apr. 15th, 2016 03:46 am (UTC)
Идея выживания в бункере - это, вообще-то говоря, полный бред.
Сколько можно жить в бункере?
И что потом, когда - рано или поздно - придется оттуда вылезти?

Это же даже не серьезно как-то.
Это я не про Вас. Это - про идею катакомбного выживания элит.
Может, и выживут, конечно. Но лучше им от этого точно не будет.
(no subject) - difabor - Apr. 15th, 2016 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - difabor - Apr. 15th, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - difabor - Apr. 15th, 2016 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - difabor - Apr. 15th, 2016 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - difabor - Apr. 15th, 2016 10:29 pm (UTC) - Expand
one_sergey
Apr. 15th, 2016 03:51 am (UTC)

А вы выписали спирт для протирки оптических осей ?(с)

susel2
Apr. 15th, 2016 03:59 am (UTC)
Вот кому что :)
А физикам - всегда одно и то же :)
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 04:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Apr. 15th, 2016 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - tchin_drugitche - Apr. 15th, 2016 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tchin_drugitche - Apr. 18th, 2016 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 15th, 2016 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Apr. 15th, 2016 08:26 pm (UTC) - Expand
zimorodok_ferro
Apr. 15th, 2016 06:48 am (UTC)
Понятен посыл.
У меня только вопрос : а где Вы храните свои деньги?
Или другими словами : если у Вас есть сбережения (накопления) , то в чём вы их храните?
Не сочтите за провокационный или нескромный вопрос , но это имеет отношение к Вашему посту. Ведь могли же студенты задать и такой вопрос в свете Вашей аналогии. Что бы Вы им на это ответили? :)
susel2
Apr. 17th, 2016 01:31 am (UTC)
Ну, где держу - в банке (не стеклянной), как и все люди :)
Так бы я и ответила студентам.
Ведь если денежная система рухнет, то, где кто держит деньги уже значения иметь не будет никакого. Вообще.

(no subject) - zimorodok_ferro - Apr. 17th, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
qulac73
Apr. 15th, 2016 08:12 am (UTC)
Ну да, ни что не обладает ценностью само по себе, ценность это свойство, которым наделяет предмет человеческое сознание(вот она абстракция). Не все это могут понять. Многие думают, что золото уже ценно само по себе. Я думаю, что так же трудно человеку привыкшему к низкой инфляции, понять поведение человека в условиях гиперинфляции. Я бы предложил студням такое объяснение:

1. У крестьян есть долги, поэтому им выгодно задерживать продажу товара, что бы после уплаты долгов, у них оставалось больше денег.

2. Нужны будут деньги для следующей посевной, а все дорожает. Поэтому выгодно, как можно дольше откладывать продажу своей продукции, что бы получить больше денег для следующей посевной.

3. Их продукция, в отличии от бумажных денег, сохраняет свою ценность, поэтому есть смысл держать ее в запасе заместо наличности, что бы при необходимости продать, а деньги быстро отоварить.

Как то так...

Edited at 2016-04-15 11:51 am (UTC)
kant_elz
Apr. 17th, 2016 09:59 am (UTC)
Крестьяне охотно везли хлеб в города, чтобы поменять его на городские товары. Но власти "мешочников" ловили и расстреливали.

То есть крестьяне готовы были продать свою продукцию, но не за резанную бумагу, которая перестала быть "всеобщим эквивалентом".
kant_elz
Apr. 15th, 2016 10:27 am (UTC)
Да, государство жульничает во время эмиссии. Поэтому идея биткоинов очень своевременна. Правда в случае глобального апокалипсиса и биткоины не спасут. Вот я вам сейчас стройную теорию и практику выживания ученого из Киева предложу, я ее читал с захватывающим интересом (лучше чем Робинзон Крузо):

http://vicsrg.ho.com.ua/stat/ogorod.htm
susel2
Apr. 17th, 2016 01:23 am (UTC)
Да, вот это действительно - основательно человек взялся за обеспечение автономии! :)
Я тоже читала с увлечением.

Но я считаю, такое упоение - оно тоже лишнее.
Вырыть яму для сортира во дворе и начать мыться в тазике можно всегда. Пока есть возможность пользоваться канализацией и мыться в ванной - почему бы и нет?!
Главное - иметь "План Б" на случай чего, а у этого мужика этот план есть.
Зачем себя и домашних терзать сортиром во дворе (при том, что зимы-то не короткие, и не то чтобы теплые!), а также всеми этими прибабахами с водой непременно из колодца - не знаю.

Есть в этом некая истовость, которая меня всегда настораживает.
Лишнее это - истовость. В любом деле :)
(no subject) - kant_elz - Apr. 17th, 2016 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - qulac73 - Apr. 17th, 2016 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - kant_elz - Apr. 19th, 2016 10:00 am (UTC) - Expand
dmitry_sofronov
Apr. 15th, 2016 12:18 pm (UTC)
Это прекрасно! И имеет самое непосредственное отношение к предыдущему посту по той же теме: в подавляющем большинстве случаев ключ к ситуации лежит не в фактах, а в том, каким образом мы сообщаем/думаем об этих фактах. Или даже в том, каким инструментарием мы пользуемся, чтобы рассказывать свои истории/думать о том, что нам рассказывают. Деньги - очень подходящий пример, потому что это метафора, которая овеществляется в общественных мозгах со слишком большой легкостью.
Владимир Шаталов
Apr. 15th, 2016 07:30 pm (UTC)
Спасибо!
(no subject) - dmitry_sofronov - Apr. 15th, 2016 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Apr. 15th, 2016 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitry_sofronov - Apr. 16th, 2016 03:03 pm (UTC) - Expand
difabor
Apr. 15th, 2016 07:38 pm (UTC)
Бумажные деньги обеспечиваются исключительно доверием к ним.
И это - хорошо!
susel2
Apr. 17th, 2016 01:24 am (UTC)
Хорошо, пока есть доверие :)
(no subject) - difabor - Apr. 17th, 2016 01:36 am (UTC) - Expand
Владимир Шаталов
Apr. 15th, 2016 08:16 pm (UTC)
Сослагательное наклонение - запретная конструкция для историка, и для экономического анализа сослагательное наклонение столь же нежелательна.


В астрономии нет никакой возможности создавать модели (физические, не математические) не то что в масштабе 1 и 100, но и в масштабе один к миллиону. Не возможно.
Ну и что?
- Хуже того, в астрономии в принципе невозможен ЛЮБОЙ эксперимент - в том смысле, в каком эксперимент является основой, скажем, - химии.

Опять - ну и что?
Астрономия от этого не становится НЕДОнаукой - ни в коем случае.
Просто астрономия - ОСОБАЯ наука, где доступно только наблюдение и невозможен эксперимент, и где доступно только математическое моделирование, но нет возможности проверить модель "в натурале".


С историей всё очень похоже - большинство исторических процессов не поддается оцифровке и моделированию.
Зато в истории возможно другое "моделирование", если имеете некую ситуацию в развитии - и в то же время у вас есть исторический материал по сходным историческим событиям -- можете провести параллели и выделить критерии (т.е., провести исторический анализ).
И тогда - если вы провели этот анализ грамотно и аккуратно -- тогда сможете сделать прогноз.
Подтвердить правильность исторического прогноза нельзя на эксперименте или модели. Но есть возможность, как и в астрономии -- НАБЛЮДАТЬ.


... А насчет роли денег, мой родитель когда-то сказал: Деньги - мусор, но этого мусора - так не хватает... .
notabler
Apr. 15th, 2016 09:25 pm (UTC)
Ну, сейчас уже очень большой процент "зеленой" электроэнергии, много независимых от внешних источников домов. То есть физическое выживание человечества уже кое-как обеспечено. А обменный эквивалент очень быстро выдумают другой. Не водку, так овес какой-нибудь. И история навряд ли знает примеры, чтобы мировая денежная система полностью схлопнулась. Локальные эпизоды только. Как-то после 90-х не страшно почему-то совсем.
kant_elz
Apr. 17th, 2016 09:54 am (UTC)
Патроны, медикаменты, швейные иглы, одноразовые зажигалки, фонарики-динамки или с подзарядкой от солнца - вот новыя валюта!
chuka_lis
Apr. 16th, 2016 06:23 am (UTC)
верные мысли про абстракции, но люди привыкают тешить себя иллюзиями.
susel2
Apr. 16th, 2016 06:46 am (UTC)
Ну, надо же просыпаться-то хоть иногда?!
(no subject) - one_sergey - Apr. 16th, 2016 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Apr. 17th, 2016 01:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Apr. 17th, 2016 04:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Apr. 17th, 2016 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - chuka_lis - Apr. 17th, 2016 04:57 am (UTC) - Expand
( 47 comments — Leave a comment )