?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В реках девственных вода
      Напрочь пересохла,
От огня и от меча
Стала почва горяча,
И жирела саранча,
      И скотина дохла.
Много страсти сберегла
      Для энтузиаста,
Ибо Африкой была,
Южной Африкой была,
Нашей Африкой была,
      Африкой - и баста!
(Р.Киплинг, Южная Африка,
пер. Витковского)
   Ну что, это было ясно с самого начала. Если заведешь речь о Киплинге, то рано или поздно придется отвечать за базар по поводу джингоизма своего героя, его про-имперских симпатий и, прости Господи, расизма. Что ж. Назвался груздем - не говори, что не дюж и полезай в кузов. Собственно, мне и самой интересно, что из этого получится, и получится ли что-то связное вообще.
   


Данный пост - своего рода эксперимент. Упражнение по отделению мух от котлет для себя самой и попытка донести результаты этого эксперимента до интересующейся публики. Итак, прежде всего, мне кажется,  необходимо поставить очень четкое условие: не рассуждать о представлениях и идеалах людей, живших сто лет назад с точки зрения современных представлений и того, что мы сейчас считаем нормой. Не будем ахать и ужасаться тому, что сто лет назад люди ставили себе не те жизненные задачи, которые мы сами ставим перед собой, не тем восхищались, чем восхищаемся мы и не о том негодовали. Сто лет назад очень многое вообще было по-другому. Туберкулез-чахотка был смертелен, например. Женщина, даже из обеспеченных слоев общества, никак не могла ожидать, что все ее дети доживут до совершеннолетия: детская смертность была колоссальной. О географии Центральной Азии или Центральной Африки представление было такое же смутное, как мы сейчас имеем о географии планеты Уран. Может быть, даже более смутное. 
     Одновременно с этим вторая половина XIX в. стала временем беспрецедентного технологического прорыва европейской цивилизации. Сравнить это можно разве что только с наступлением компьютерной эпохи в конце века ХХ, да и то: мы были к этому более-менее подготовлены психологически, а сто с лишним лет назад технология свалилась на человечество, можно сказать, совершенно как снег на голову. Железные дороги и пароходы сократили расстояния в десятки раз. Телеграф позволил практически мгновенно узнавать новости с других концов света. Электричество, радио, фотография, опыты в воздухоплавании... Не говоря уж о более мелких изобретениях и усовершенствованиях. Разумеется, нельзя не упомянуть и вооружения. Усовершенствование стрелкового оружия, а, главное, изобретение в 1883 году пулемета "Максим" окончательно закрепило за европейской цивилизацией ведущую роль в мире и подтвердило - если кто еще сомневался - что европейская цивилизация и белая раса являются наиболее развитыми, передовыми и во всех отношениях превосходят все остальные цивилизации и расы.
     Повторю: в конце XIX  - начале XX века сомнений в превосходстве белой расы (так же, как и в превосходстве европейской цивилизации) не было практически ни у кого. Что бы мы сейчас об этом ни думали, как бы ни хватались за голову в приступах политкорректности - этого не отменишь. Даже люди, решительно выступавшие в защиту угнетенных рас и народов - такие, как Марк Твен, или религиозные деятели типа квакеров исходили в своей деятельности из того же тезиса: белая раса превосходит все остальные, а, следовательно, она должна использовать свое превосходство во благо, а не во зло.
     Собственно, в этом и только в этом и состояло различие между "злостными" расистами и теми, кого мы по привычке продолжаем считать "прогрессивными деятелями". Оно состояло не в том, признавали они или нет превосходство белой расы и европейской цивилизации над остальными (признавали все), а в тех выводах, которые они делали из этого. Выводов могло быть два (три, если принимать во внимание незначительное меньшинство - преимущественно антропологов). 
     Итак, первый возможный вывод - белая раса превосходит все остальные, а, значит, белому человеку все позволено. Черная, желтая и все прочие расы - это недочеловеки, а, следовательно, с ними можно обращаться как с животными или даже хуже. Убийство недочеловека не считается убийством, культуры у недочеловеков никакой быть не может, так же, как не может у них быть и чувств, интеллекта или других признаков, роднящих их с белыми людьми. Я, понятное дело, слегка сгущаю краски, но  такая точка зрения имела место.
     Второй возможный вывод из того же самого положения о преимуществе белой расы - да, белому человеку гораздо больше дано, но это означает, что на него возложена и гораздо бОльшая ответственность за судьбы остальных рас и народов. Достигнув высот цивилизации, белая раса теперь должна "подтащить" на эти высоты все остальное человечество. Белый человек может быть образованнее и умнее, он может иметь в своем распоряжении новейшую технику и комфорт, но это не дает ему права уничтожать других людей, унижать их или эксплуатировать. Более того, в моральном отношении отдельные личности разных рас могут быть вполне равны друг другу, поскольку высокие чувства - благородство, смелость, достоинство и верность своему слову - доступны всем людям, независимо от их уровня образования и интеллекта. В-общем, "кому много дано, с того и много спросится", то есть вместе с несомненными преимуществами белая раса получила и огромную ответственность на свои плечи. И как она с этой ответственностью справится - это большой вопрос, ибо задача весьма и весьма нелегка.
     Третий вывод - как я уже говорила, его придерживалось абсолютное меньшинство, преимущественно антропологи или люди так или иначе проведшие долгое время в общении в "примитивными народами"  (а это был вполне принятый в то время в антропологии термин). Этот вывод заключался в том, что, несмотря на очевидное преимущество белой расы и европейской цивилизации, лучше все-таки предоставить "примитивные народы" и вообще все прочие культуры и цивилизации своей собственной судьбе, т.к. контакт с европейцами разрушает туземные культуры, размывает устои традиционного общества и вообще не приносит ничего, кроме упадка даже тогда, когда европейцы имеют самые лучшие намерения: т.е. пытаются лечить, просвещать и заниматься подобной благотворительной деятельностью.
     А теперь вернемся к Киплингу и посмотрим, что он имеет сказать по поводу всего этого. Только без домыслов и без - подчеркиваю - натягивания современных представлений на каркасы сто-с-лишним летней давности.
Поскольку меня спрашивали именно об этом стихотворении, то его я и привожу.
К какому из течений, описанных выше, вы причислите автора?
БРЕМЯ БЕЛЫХ
Несите бремя белых, - 
И лучших сыновей 
На тяжкий труд пошлите 
За тридевять морей; 
На службу к покоренным 
Угрюмым племенам, 
На службу к полудетям, 
А может быть - чертям! 
Несите бремя белых, - 
Сумейте все стерпеть, 
Сумейте даже гордость 
И стыд преодолеть; 
Придайте твердость камня 
Всем сказанным словам, 
Отдайте им все то, что 
Служило б с пользой вам. 
Несите бремя белых, - 
Восставьте мир войной, 
Насытьте самый голод, 
Покончите с чумой, 
Когда ж стремлений ваших 
Приблизится конец, 
Ваш тяжкий труд разрушит 
Лентяй или глупец. 
Несите бремя белых, - 
Что бремя королей! 
Галерника колодок 
То бремя тяжелей. 
Для них в поту трудитесь, 
Для них стремитесь жить, 
И даже смертью вашей 
Сумейте им служить. 
Несите бремя белых, - 
Пожните все плоды: 
Брань тех, кому взрастили 
Вы пышные сады, 
И злобу тех, которых 
(Так медленно, увы!) 
С таким терпеньем к свету 
Из тьмы тащили вы. 
Несите бремя белых, - 
Не выпрямлять спины! 
Устали? - пусть о воле 
Вам только снятся сны! 
Старайтесь иль бросайте 
Работу всю к чертям - 
Все будет безразлично 
Упрямым дикарям. 
Несите бремя белых, - 
И пусть никто не ждет 
Ни лавров, ни награды, 
Но знайте, день придет - 
От равных вам дождетесь 
Вы мудрого суда, 
И равнодушно взвесит 
Он подвиг ваш тогда.
(пер. М. Фромана)
И оригинал, кому интересно:
Take up the White Man’s burden—
Send forth the best ye breed—
Go send your sons to exile
To serve your captives' need
To wait in heavy harness
On fluttered folk and wild—
Your new-caught, sullen peoples,
Half devil and half child
Take up the White Man’s burden
In patience to abide
To veil the threat of terror
And check the show of pride;
By open speech and simple
An hundred times made plain
To seek another’s profit
And work another’s gain
Take up the White Man’s burden—
And reap his old reward:
The blame of those ye better
The hate of those ye guard—
The cry of hosts ye humour
(Ah slowly) to the light:
"Why brought ye us from bondage,
“Our loved Egyptian night?”
Take up the White Man’s burden-
Have done with childish days-
The lightly proffered laurel,
The easy, ungrudged praise.
Comes now, to search your manhood
Through all the thankless years,
Cold-edged with dear-bought wisdom,
The judgment of your peers!

Comments

sergvlkv
Jul. 3rd, 2012 11:12 pm (UTC)
То, как зверь они завоют, то заплачут, как дитя...
Мне больше нравится перевод Вячеслава Радионова:

Несите бремя Белых
Среди племен чужих -
Сынов своих отправьте
Служить во благо их;
Без устали работать
Для страждущих людей -
Наполовину бесов,
Настолько же детей.

Так же как и люди, разные народы имеют разный возраст. Возраст в данном случае - количество информации, хранимое народами и людьми. Первоклассник знает меньше, чем десятиклассник, но это не означает, что первоклассник хуже. Рано или поздно он тоже станет десятиклассником. Но сначала он должен окончательно распрощаться со звериным в себе. Здесь ему помогут те, кто успел на этом пути продвинуться дальше.

Edited at 2012-07-04 05:35 pm (UTC)
nedosionist
Jul. 10th, 2012 08:04 pm (UTC)
Re: То, как зверь они завоют, то заплачут, как дитя...
Метафора полу-детей, полубесов указывает на понимание самим Киплингом дебатов, намеренно вызываемых этим стихом: одни рассматривают примитивные народы нуждающимися в опеке, будто дети, а другие, их же - как воинственных дьяволоподобных дикарей.
sergvlkv
Jul. 11th, 2012 09:16 pm (UTC)
Re: То, как зверь они завоют, то заплачут, как дитя...
Душа каждого Homo содержит в себе зверя, ребенка и человека одновременно. В зависимости от пропорции получаем три социальные формации по Энгельсу (Моргану):

•Дикость,
•Варварство,
•Цивилизацию.

But there is neither East nor West, Border, nor Breed, nor Birth,
When two strong MEN stand face to face, tho’ they come from the ends of the earth.
susel2
Jul. 11th, 2012 09:22 pm (UTC)
Re: То, как зверь они завоют, то заплачут, как дитя...
Я не согласна с Энгельсом и Морганом.
Но согласна с Киплингом:)