?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В реках девственных вода
      Напрочь пересохла,
От огня и от меча
Стала почва горяча,
И жирела саранча,
      И скотина дохла.
Много страсти сберегла
      Для энтузиаста,
Ибо Африкой была,
Южной Африкой была,
Нашей Африкой была,
      Африкой - и баста!
(Р.Киплинг, Южная Африка,
пер. Витковского)
   Ну что, это было ясно с самого начала. Если заведешь речь о Киплинге, то рано или поздно придется отвечать за базар по поводу джингоизма своего героя, его про-имперских симпатий и, прости Господи, расизма. Что ж. Назвался груздем - не говори, что не дюж и полезай в кузов. Собственно, мне и самой интересно, что из этого получится, и получится ли что-то связное вообще.
   


Данный пост - своего рода эксперимент. Упражнение по отделению мух от котлет для себя самой и попытка донести результаты этого эксперимента до интересующейся публики. Итак, прежде всего, мне кажется,  необходимо поставить очень четкое условие: не рассуждать о представлениях и идеалах людей, живших сто лет назад с точки зрения современных представлений и того, что мы сейчас считаем нормой. Не будем ахать и ужасаться тому, что сто лет назад люди ставили себе не те жизненные задачи, которые мы сами ставим перед собой, не тем восхищались, чем восхищаемся мы и не о том негодовали. Сто лет назад очень многое вообще было по-другому. Туберкулез-чахотка был смертелен, например. Женщина, даже из обеспеченных слоев общества, никак не могла ожидать, что все ее дети доживут до совершеннолетия: детская смертность была колоссальной. О географии Центральной Азии или Центральной Африки представление было такое же смутное, как мы сейчас имеем о географии планеты Уран. Может быть, даже более смутное. 
     Одновременно с этим вторая половина XIX в. стала временем беспрецедентного технологического прорыва европейской цивилизации. Сравнить это можно разве что только с наступлением компьютерной эпохи в конце века ХХ, да и то: мы были к этому более-менее подготовлены психологически, а сто с лишним лет назад технология свалилась на человечество, можно сказать, совершенно как снег на голову. Железные дороги и пароходы сократили расстояния в десятки раз. Телеграф позволил практически мгновенно узнавать новости с других концов света. Электричество, радио, фотография, опыты в воздухоплавании... Не говоря уж о более мелких изобретениях и усовершенствованиях. Разумеется, нельзя не упомянуть и вооружения. Усовершенствование стрелкового оружия, а, главное, изобретение в 1883 году пулемета "Максим" окончательно закрепило за европейской цивилизацией ведущую роль в мире и подтвердило - если кто еще сомневался - что европейская цивилизация и белая раса являются наиболее развитыми, передовыми и во всех отношениях превосходят все остальные цивилизации и расы.
     Повторю: в конце XIX  - начале XX века сомнений в превосходстве белой расы (так же, как и в превосходстве европейской цивилизации) не было практически ни у кого. Что бы мы сейчас об этом ни думали, как бы ни хватались за голову в приступах политкорректности - этого не отменишь. Даже люди, решительно выступавшие в защиту угнетенных рас и народов - такие, как Марк Твен, или религиозные деятели типа квакеров исходили в своей деятельности из того же тезиса: белая раса превосходит все остальные, а, следовательно, она должна использовать свое превосходство во благо, а не во зло.
     Собственно, в этом и только в этом и состояло различие между "злостными" расистами и теми, кого мы по привычке продолжаем считать "прогрессивными деятелями". Оно состояло не в том, признавали они или нет превосходство белой расы и европейской цивилизации над остальными (признавали все), а в тех выводах, которые они делали из этого. Выводов могло быть два (три, если принимать во внимание незначительное меньшинство - преимущественно антропологов). 
     Итак, первый возможный вывод - белая раса превосходит все остальные, а, значит, белому человеку все позволено. Черная, желтая и все прочие расы - это недочеловеки, а, следовательно, с ними можно обращаться как с животными или даже хуже. Убийство недочеловека не считается убийством, культуры у недочеловеков никакой быть не может, так же, как не может у них быть и чувств, интеллекта или других признаков, роднящих их с белыми людьми. Я, понятное дело, слегка сгущаю краски, но  такая точка зрения имела место.
     Второй возможный вывод из того же самого положения о преимуществе белой расы - да, белому человеку гораздо больше дано, но это означает, что на него возложена и гораздо бОльшая ответственность за судьбы остальных рас и народов. Достигнув высот цивилизации, белая раса теперь должна "подтащить" на эти высоты все остальное человечество. Белый человек может быть образованнее и умнее, он может иметь в своем распоряжении новейшую технику и комфорт, но это не дает ему права уничтожать других людей, унижать их или эксплуатировать. Более того, в моральном отношении отдельные личности разных рас могут быть вполне равны друг другу, поскольку высокие чувства - благородство, смелость, достоинство и верность своему слову - доступны всем людям, независимо от их уровня образования и интеллекта. В-общем, "кому много дано, с того и много спросится", то есть вместе с несомненными преимуществами белая раса получила и огромную ответственность на свои плечи. И как она с этой ответственностью справится - это большой вопрос, ибо задача весьма и весьма нелегка.
     Третий вывод - как я уже говорила, его придерживалось абсолютное меньшинство, преимущественно антропологи или люди так или иначе проведшие долгое время в общении в "примитивными народами"  (а это был вполне принятый в то время в антропологии термин). Этот вывод заключался в том, что, несмотря на очевидное преимущество белой расы и европейской цивилизации, лучше все-таки предоставить "примитивные народы" и вообще все прочие культуры и цивилизации своей собственной судьбе, т.к. контакт с европейцами разрушает туземные культуры, размывает устои традиционного общества и вообще не приносит ничего, кроме упадка даже тогда, когда европейцы имеют самые лучшие намерения: т.е. пытаются лечить, просвещать и заниматься подобной благотворительной деятельностью.
     А теперь вернемся к Киплингу и посмотрим, что он имеет сказать по поводу всего этого. Только без домыслов и без - подчеркиваю - натягивания современных представлений на каркасы сто-с-лишним летней давности.
Поскольку меня спрашивали именно об этом стихотворении, то его я и привожу.
К какому из течений, описанных выше, вы причислите автора?
БРЕМЯ БЕЛЫХ
Несите бремя белых, - 
И лучших сыновей 
На тяжкий труд пошлите 
За тридевять морей; 
На службу к покоренным 
Угрюмым племенам, 
На службу к полудетям, 
А может быть - чертям! 
Несите бремя белых, - 
Сумейте все стерпеть, 
Сумейте даже гордость 
И стыд преодолеть; 
Придайте твердость камня 
Всем сказанным словам, 
Отдайте им все то, что 
Служило б с пользой вам. 
Несите бремя белых, - 
Восставьте мир войной, 
Насытьте самый голод, 
Покончите с чумой, 
Когда ж стремлений ваших 
Приблизится конец, 
Ваш тяжкий труд разрушит 
Лентяй или глупец. 
Несите бремя белых, - 
Что бремя королей! 
Галерника колодок 
То бремя тяжелей. 
Для них в поту трудитесь, 
Для них стремитесь жить, 
И даже смертью вашей 
Сумейте им служить. 
Несите бремя белых, - 
Пожните все плоды: 
Брань тех, кому взрастили 
Вы пышные сады, 
И злобу тех, которых 
(Так медленно, увы!) 
С таким терпеньем к свету 
Из тьмы тащили вы. 
Несите бремя белых, - 
Не выпрямлять спины! 
Устали? - пусть о воле 
Вам только снятся сны! 
Старайтесь иль бросайте 
Работу всю к чертям - 
Все будет безразлично 
Упрямым дикарям. 
Несите бремя белых, - 
И пусть никто не ждет 
Ни лавров, ни награды, 
Но знайте, день придет - 
От равных вам дождетесь 
Вы мудрого суда, 
И равнодушно взвесит 
Он подвиг ваш тогда.
(пер. М. Фромана)
И оригинал, кому интересно:
Take up the White Man’s burden—
Send forth the best ye breed—
Go send your sons to exile
To serve your captives' need
To wait in heavy harness
On fluttered folk and wild—
Your new-caught, sullen peoples,
Half devil and half child
Take up the White Man’s burden
In patience to abide
To veil the threat of terror
And check the show of pride;
By open speech and simple
An hundred times made plain
To seek another’s profit
And work another’s gain
Take up the White Man’s burden—
And reap his old reward:
The blame of those ye better
The hate of those ye guard—
The cry of hosts ye humour
(Ah slowly) to the light:
"Why brought ye us from bondage,
“Our loved Egyptian night?”
Take up the White Man’s burden-
Have done with childish days-
The lightly proffered laurel,
The easy, ungrudged praise.
Comes now, to search your manhood
Through all the thankless years,
Cold-edged with dear-bought wisdom,
The judgment of your peers!

Comments

mbskvort
Jul. 3rd, 2012 07:26 pm (UTC)
Хороший текст.
Любопытно было бы почитать коменты.Даже стало обидно за такое невнимание к работе автора.
Интересно,а такой подход с позиции современников применим только к Киплингу? А к Гитлеру или Гайдару его тоже можно применять?
susel2
Jul. 3rd, 2012 07:35 pm (UTC)
Re: Хороший текст.
Я вижу, к чему Вы клоните.
Не знаю, какого Вы года рождения, но вообще-то ныне живущее поколение - современники Гайдара, так что и рассматривать его нужно именно так.
Что касается Гитлера, то он явно относится к тем, для кого расизм был оправданием уничтожения других людей. Такая трактовка встречала самое серьезное сопротивление уже и в 19м веке, а уж к середине 20го было вполне ясно, что ни морального, ни какого-либо другого оправдания у нее нет.
mbskvort
Jul. 3rd, 2012 08:28 pm (UTC)
Re: Хороший текст.
Я ещё Сталина застал.Правда был настолько юн,что помню только его похороны.
Мне кажется,в Вас проявился подход историка с упором на оценку современников.Политиков оценивают всё же иначе.
Кста!
Наткнулся случайно на одно исследование о роли чумы 1348г на формирование религиозного и нравственного самосознания в Зап.Европе.Помнится,у нас как-то возник небольшой спор по поводу причин поразительного прогресса Европы.Хочу это дело обмозговать и тиснуть небольшой пост на эту тему.Очень бы пригодилось Ваше умение владеть словом.Что скажете?
susel2
Jul. 3rd, 2012 08:34 pm (UTC)
Re: Хороший текст.
Ссылочку на текст про чуму не дадите? То есть, я, конечно, знаю, в чем там дело было, просто конкретный текст, который Вы имели в виду, хотелось бы посмотреть:)
mbskvort
Jul. 3rd, 2012 08:57 pm (UTC)
Re: Хороший текст.
Как таковой ссылки под рукой нет,но есть небольшой отрывок который я себе в Блокнот скинул.Там есть и автор с названием.
Остальное религиозная муть,а то,что во время чумы у народа мозги стали работать по другому, я себе отметил




Найтхард Бульст

Почитание святых во время чумы


СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000, с. 152-185.
Возррат к нравственности и морали. Если поиски тех, на кого можно было взвалить вину за приключившиеся несчастья, являлись актомборьбы с чумой, инициированным снизу, то к ранним мерам городских властей следует отнести широкий спектр законодательных инициатив, призванных повысить общественную нравственность, представить ввыгодном свете христианский образ жизни и восстановить должный социальный порядок. Ибо забвение общественного и христианского долга как следствие страха перед смертью от чумы разрушало самые тесные семейные узы и грозило социальной дезинтеграцией.


Вскоре после появления "черной смерти" городской совет Сиены,действуя во вполне традиционной манере, запретил азартные игры и проституцию "на вечные времена", одновременно учредивприют для нищих. Однако сразу же после затухания эпидемии запрет был отменен: он был крайне невыгоден в фискальном отношении, поскольку азартные игры облагались высоким

налогом13.


Хотя законы, каравшие за нарушение заповедей христианской морали, - запреты касались работы в воскресные дни, клятвопреступлений. богохульства, супружеской неверности, проституции и содомии — не были новыми в середине XIV в., тем не менее они никогда не находили столь широкого распространения, как во второй половине этого столетия. Интенсификация усилий, направленных на то, чтобы ввестихристианские ценности - как бы мы сегодня сказали - в законодательное русло, и претворить их в жизнь, является следствием "черной смерти" и периодически возникавших последующих эпидемий чумы.


Именно эпидемиями чумы было продиктовано принятие городскими светскими властями законов против роскоши, устанавливавшихправила ношения одежды, а также регулировавших проведение торжеств, связанных с крещением, бракосочетанием и погребением. Этизаконы - один из результатов долгосрочного воздействия "черной смерти", приведшего к трансформации общества. Первый пик таких законодательных мер падает на период "черной




Чума и исламский мир — иная концепция. Чума поразила в одно ито же Время как христианский Запад, так и исламский Восток. Ислампредлагал свои решения проблем, вызванных чумой, которые представляются теоретически более цельными. Смерть от чумы здесь интерпретировалась как индивидуальное мученичество. Чума воспринималась не как кара Божья, а как божественное избранничество. Поэтомув исламском обществе бегство от чумы осуждалось как грех, а культнебесного защитника отсутствовал23.

Весь отрывок не влез(((
susel2
Jul. 4th, 2012 03:42 am (UTC)
Re: Хороший текст.
Спасибо, подумаю:)