?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Огненный катализатор

Процесс пошел лавинообразно.

Не успела остыть подожженная на Лубянке дверь, как российская либерально-демократическая тусовка распалась на фракции. Последний раз я видела нечто подобное в классе, кажется, восьмом. Или девятом. Дело происходило в пробирке, на уроке химии. Вот только что можно было наблюдать мутную жидкость неопределенного цвета, и вдруг – раз! При добавлении катализатора начинается бурная реакция, на дне оседает твердая фракция, а над ней – прозрачный слой. А катализатор во всем этом, что характерно, участия не принимает и остается без изменений.

Сначала показалось, что в осадок многие представители российской интеллигенции выпали исключительно на почве любви «к искусствам творческим, высоким и прекрасным»(с). Или на почве невозможности терпеть профанацию такового искусства. Словом, сначала было ощущение, что в-основном гнев внезапно возбухнувших искусствоведческих масс направлен именно против самого Павленского в частности, акционизма вообще и за светлые идеалы Леонардо, Микеланджело, Донателло и четвертого черепашки-ниндзя©, имя которого я успела забыть с тех пор, как дети их смотрели.  

По устоявшейся традиции советской российской интеллигенции, протест против профанации идеалов был артикулирован в духе «Ему что, больше всех надо, что ли?» (вариант: «Умнее всех, да?» «Лучше других?»).  Громче всех высказалась, как всегда на базаре в таких случаях Т.Толстая. Ее, кстати, понять-то можно.  Дал бы ей Бог чуток воображения, она бы, может, вполне нашла бы себя в акционизме. Кто знает. Насчет прибить-поджечь-сломать-обложить в ее способностях сомневаться не приходится. Фактура, правда, не та и насчет воображения, опять же, не сложилось. Но это так, к слову. Как раз первая реакция – коленный искусствоведческий рефлекс с прицелом оппоненту ниже пояса – была наиболее предсказуемой и наименее интересной.

Просто всем искусствоведам, захлебнувшимся от возмущения из-за того, что акция Павленского оказалась такой мощной и красивой, придется теперь жить с осознанием, что  «...в настоящий момент важнейшим из всех искусств для нас является умение завидовать молча»(с). Кстати, то же самое можно посоветовать всем, кому есть и спать не дает Нобелевка Светланы Алексиевич. Только глубокое дыхание с медитацией на данную фразу может помочь выйти из такого тяжелого личного кризиса.

Самое же интересное оказалось в другом.  По большей части реакция разделения на фракции к самому Павленскому непосредственного отношения не имела. Как истинный катализатор процесса он в него вошел и вышел таким же, как был: неизменным. А вот отношение к нему и к его акции – да, оно оказалось серьезным индикатором. Продолжая химическую метафору – лакмусовой бумажкой оказалось. Наиболее откровенно этот подход был сформулирован на «Эхе Москвы», которое с наступлением эпохи лесирябцевой стесняться перестало чего бы то ни было вообще. Что, впрочем, может, и к лучшему.

 «Публика не оставляет народу шанса поверить в свою нормальность»(с), - такую вот реакцию от А.Красовского выдало Эхо . И Павленский в этом случае – действительно лишь катализатор, поскольку речь уже практически не о нем. Речь – о втором уровне взаимодействий: между теми, кто видит в акции Павленского глубокую символику и теми, кто воспринимает такое вИдение Павленского как претензию на захват некоего духовного лидерства или на обладание, страшно сказать, некоей «высшей истиной».

Разделение, предлагаемое Красовским – на «публику» и «народ» - разумеется, лишь вполне традиционная (и вполне советская по сути) риторическая фигура, в которой сторонники Павленского –  традиционно-советские «отщепенцы», противопоставляющие себя нормальному и обладающему здоровым художественным чутьем «народу». Это, кстати, еще одна интересная деталь: реакция, запущенная катализатором Павленского, дала, помимо всего прочего, еще и обильную пену совкового сознания. Всплыло на поверхность и «хулиганство», и «безответственное отношение» и даже, страшно сказать, «порча имущества» и «за чей счет ремонт».

Но главное все-таки – в распаде на фракции, которое оказалось на удивление быстрым и жестким. Интеллектуальная элита России разделилась по принципу «за» или «против», и речь при этом идет уже совершенно не об искусстве. Искусствоведение – как в штатском, так и нет - пройденный этап. Реальным пробным камнем стало отношение к свободе. Прежде всего – к свободе отдельной личности в авторитарном или тоталитарном обществе. Если отскрести все аргументы противников Павленского от демагогической шелухи, то претензия к его сторонникам сводится к известному лозунгу: «Не раскачивайте, карл, лодку! У вас - идеи, а нас всех, тошнит, карл, и если вы не успокоитесь, то будет хуже!  Хуже, карл, будет! Вы этого добиваетесь?»

Вот и вся разница. Ситуация оказалась на самом деле почти лабораторной. Да российское общество вот уже почти два года как живет в условиях непрекращающейся серии экспериментов по выделению все более тонких фракций. Первым пробным камнем стал Майдан и традиционный «украинский вопрос» . Потом – отношение к аннексии Крыма и к агрессии на Востоке Украины. Потом – «кто сбил Боинг». Где-то в промежутках между этими крупными процессами деления на фракции происходили деления помельче, но приносившие не меньше неожиданностей: мнение о Ходорковском или мнение о Навальном, не говоря уж о таких деталях, как «кашинский манифест» или что-нибудь подобное.

И вот сейчас одиночная, казалось бы,  акция производит такой эффект. Судя по силе и размаху реакции затронут главный нерв либерально-демократической тусовки. Российская интеллектуальная элита совершенно очевидно привыкла жить по системе «все включено». Включено, помимо разнообразных привилегий морального и материального плана, еще и жесткое ограничение личной свободы, политических и гражданских прав и – ах, да, еще здание на Лубянке и та организация, которая с Лубянки распространилась в Кремль и далее везде. Но пакетное соглашение – есть пакетное соглашение. Расчекрыживать его и пытаться практиковать личную свободу, да еще и конкретно на лубянской двери...

Те, кто поддерживают нечто подобное, воспринимаются не как люди, лишенные художественного вкуса. О вкусах – спорят, и еще как. А вот с предателями интересов "своего круга" действительно разговоров быть не может никаких. С предателями сами понимаете, как поступают в советско-российских традициях. Именно этим и объясняется истерический надрыв обвинений в адрес сторонников Павленского: и то сказать, Толстая графиня аж три раза выходила в ФБ чтобы высказаться по этому поводу. Вот до чего ей этот вопрос безразличен. И таких как она безразличных – легион.

И все бы ничего: жила российская либерально-демократическая тусовка до акции Павленского, будет и дальше жить, конечно.
Но есть проблема. Членам этой тусовки очень хочется считать себя европейскими интеллектуалами. Оставаясь при этом в системе «все включено», как она есть, вместе с нетронутой Лубянкой и ее современными производными.
В принципе, решение и в этом случае есть. В Европе «если правозащитная, эпатажная акция не нравится, но ты считаешь себя человеком приличным принято молчать»(с). Не принято самоутверждаться за счет того, кто рискует своей свободой, а, возможно, и здоровьем. Принцип «падающего толкни» считается дурным тоном.
Ну, и как тогда? И Европой хочется себя считать, и «все включено» российское терять страшно до посинения.

Это, наверное, и есть главный результат реакции, запущенной огненным катализатором Павленского: кристаллизация страха. Страшен не Павленский. Страшна свобода.

И это – действительно страшно.




Comments

( 131 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
vladlitovchenko
Nov. 11th, 2015 09:36 am (UTC)
да, это Художник с большой буквы, как оказалось, дивное попадание в узел смыслов, вокруг которого накручивается вся современная РФ.
susel2
Nov. 11th, 2015 10:09 am (UTC)
Именно узел смыслов. Абсолютно точно.
А фото, которое я выложила к тексту, смотрится совершенно феерически: икона ведь!
(no subject) - vladlitovchenko - Nov. 11th, 2015 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - victor_12 - Nov. 11th, 2015 11:28 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 11th, 2015 10:27 am (UTC)
У врат ада
Пользователь v_s_c сослался на вашу запись в своей записи «У врат ада» в контексте: [...] dia/photogallery/26646508.html Комменты к комментам: http://susel2.livejournal.com/117045.html [...]
tchin_drugitche
Nov. 11th, 2015 10:47 am (UTC)
Ну, кадр действительно... эффектный!

Как в амерских боевиках про очередной апокалипсец. :-)

За кадром остался вопрос о заказчике этого эффектного мероприятия.

Так же, как и вопрос об организаторах и заказчиках знаменитого ролика "Пусей", смонтированного из ДВУХ плясок. Первая из которых ваащще прошла мимо суда и общественного сознания. Там, на минуточку, девахи лихо отплясывали в Богоявленском соборе.

Я, наверное, как и Вы, милая Лиза, не слишком высокого мнения о бетонном новоделе, про который БГ Великий замечательно сказал "Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса".

Но Елоховский собор вовсе не заслужил такой сомнительной "чести", как пляски ради съемок клипа в сакральном пространстве.

К девахам-акционисткам, кстати, у меня претензий нет. Если бы встретил их "за плясками" в Елоховском, естественно, вывел бы "за ушко" на улицу, ну, если бы сами дурить не прекратили бы. Но не более.

И уж конечно, не было смысла сажать их "по уголовке" за административный состав. Или призывать к их лупцовке, в чем засветились "православнутый" Охлобыстин и "комми" "дядюшка Зю". Все-таки, мракобесие "православнутых" и "комми" это нечто!

А вот предъявить народу организаторов съемок, которые тогда организовали шабаш в Елоховском соборе, причем по-тихому, но со светом и всей съемочной машинерией... Ну, в дополнение к тому перформансу в том самом "бетонном новоделе", где и пьють, и жруть, и пляшуть, и молюццо, и все в одном здании...

Милая Лиза! Вы представьте уровень персонажей, которые открыли для плясок "Пусей" Елоховский собор!

Представили?

А теперь сопоставьте это с тем, что Верзилов сексот со стажем...

И все это "моление", типа, "Богородица Путина прогони", видится совсем в ином свете...

А насчет этого юродивого...

Смотриццо он изумительно. Именно классический юродивый. Такого и обижать грешно...

Но.

Кто-то его подбил на это эффектное мероприятие...

И не факт, что этот "кто-то" не носит погоны "Ка-Гэ-Бэ"...

Вот смотрите, милая Лиза! Только не ругайтеся сразу, а сначала прочитайте! :-)

Один мой знакомый, который недавно бывал в том здании :-) объяснил, почему персонажа не взяли "на подходе".

Во-первых, оттуда уже давно "сняли" стандартного дежурного мента, который во все годы Сов. власти обеспечивал внешний визуальный контроль. То есть, персонажа с канистрой он перехватил бы "на раз". Но, увы, кто-то из нынешнего поколения "гебоидов" объявил, что камеры наружного наблюдения заменят обычного советского постового.

Всегда говорил, что "гебоиды" "Россиянии" ё..утые на весь свой мозжечок. Кажется, я всю дорогу думал о них правильно.

Во-вторых, время акции было выбрано в высшей степени УДАЧНО. Сейчас в здании (кстати, там ТРОЙНЫЕ двери, и те, что так эффектно "пожжог" Павленский, скорее декоративные!) идет кап. ремонт. :-)

Ведут его, естественно, "кто попало и как попало". То бишь пресловутые "Равшаны с Джамшутами".

Чтобы не "светить" столь пикантный момент, "пильщики" бюджета "национальной безопасности"...

Пра-а-авильно!

Отключили все эти камеры видеонаблюдения ко всем еб..ям! :-)

КТО-ТО об этом факте ЗНАЛ.

И подбил юродивого на красивый перформанс!

А теперь подумайте о вероятности того, что ЗАКАЗЧИК перформанса Павленского НЕ носит погоны "Ка-Гэ-Бэ".

Что-то мне подсказывает, что эта вероятность пренебрежимо мала...

Кстати, Вы в курсе, что ВЕСЬ "андеграунд" Маськвы, Питера и прочих "культурных мест" "Россиянии" мощно инфильтрован сексотами?

Просто обратил Ваше внимание на то, что подготовка ЛЮБОЙ акции "свободных художников" находится изначально под колпаком у "органов".

И "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!" (C) В. В. Маяковский.

Надеюсь, мой скепсис не сбил Вас с приподнятого настроения по поводу разборок "россиянской" богемы, "за" и "против" Павленского.

Просто есть те, кто смотрит на эту проблему несколько... иначе.

И мне хотелось бы, чтобы Вы, со своими недюжинными умом и наблюдательностью, были в их числе! :-)

Edited at 2015-11-11 11:00 am (UTC)
susel2
Nov. 11th, 2015 09:56 pm (UTC)
Господи, как длинно и как все не по делу-то...

Почитайте тексты Павленского, если интересуетесь вопросом. У него есть аккаунт в ФБ.
Он - абсолютно не юродивый. Прекрасно и четко мыслящий и умеющий излагать свои мысли человек. Более того, у него есть очень ясное представление об окружающем мире.

Он воспринимает себя как одновременно художника и как материал для своих работ. Он - очень сильный человек.

Манипулировать им, "подтолкнуть", использовать...
Забудьте.
Почитайте, что он говорил на суде.

Хотите смотреть на эту проблему иначе - ради Бога.
Текст, собственно, об этом.
(no subject) - tchin_drugitche - Nov. 12th, 2015 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Nov. 12th, 2015 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tchin_drugitche - Nov. 13th, 2015 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vladimir_ramm - Nov. 12th, 2015 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - tchin_drugitche - Nov. 12th, 2015 09:07 am (UTC) - Expand
alexander1206
Nov. 11th, 2015 10:56 am (UTC)
Бесконечное уважение Павленскому.
Мудрость или наитие - не суть важно для меня. Отрешенность и отвага ставят его в один ряд с Сахаровым и Бродским. Прошу простить за пафос.

Что касается разделения на фракции, то в некоторых случаях вопросы все-таки сохраняются. Так, несовместимые реакция В.А.Шендеровича на пост А.Красовского и его же (В.А.Ш.) отношение к Навальному, Ходорковскому и некоторым другим "оппозиционерам" не позволяют понять каковы же его убеждения на самом деле. А в целом, безусловно с Вами согласен.
Спасибо.

UPD Забавно получилось с комментарием Маковки))



Edited at 2015-11-11 11:02 am (UTC)
makovka7
Nov. 11th, 2015 11:47 am (UTC)
Действительно, забавно :=)
13:56 (местное) - два идентичных коммента )))
makovka7
Nov. 11th, 2015 10:56 am (UTC)
На "нездоровую" реакцию либерально-демократической тусовки на поступок Павленского обратил внимание В. Шендерович.

" В многочисленных комментариях акции Павленского в Сети доминирует мнение, что его надо лечить. Пишут это психически крепкие россияне, легко пережившие бомбежки Грозного, Норд-ОСТ, Беслан и прочие массовые смертоубийтва своих сограждан, - как их отцы и деды, не приходя в сознание, легко пережили массовые смертоубиства ГУЛАГа, Катынь, Будепешт, Берлин, Прагу, "афган"...
Как много вокруг психически здоровых людей.
Слава Петру Павленскому." https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=943518799050197&id=100001762579664&pnref=story

Кстати, весьма достойно он ответил и Красовскому https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=943619019040175&id=100001762579664&fref=nf&pnref=story

Да и не забыл обратить внимание френдов на "эволюцию" Толстой :=) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=944217005647043&id=100001762579664&pnref=story

Шендерович-ярый навальнист (был, по крайней мере) спорит с Миловым, который также осудил акцию Павленского (что, впрочем, неудивительно).
Вообщем, распад на фракции налицо
mrs_oblomova
Nov. 11th, 2015 11:10 am (UTC)
Про разделение на все более тонкие фракции верно, и таки да, советская интеллигенция такая советская :)

Картинка просто кричит!
kant_elz
Nov. 11th, 2015 11:23 am (UTC)
Какой стиль! Я от души жалею, что вы не пишете художественную литературу. Респект!
Я мечтаю прочитать ваше эссе про Винни Пуха. Надеюсь, вы не забыли свое намерение?
esli_mysli
Nov. 11th, 2015 03:03 pm (UTC)
Художественно описывать происходящее - ничуть не менее ценно. А на мой вкус, так и более.
(no subject) - susel2 - Nov. 13th, 2015 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - kant_elz - Nov. 13th, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
aleksandranata
Nov. 11th, 2015 12:32 pm (UTC)
Оттого и повылазила гадость, что поступок, не побоюсь этого слово - штучный. Это не фаллос на мосту к известной организации - это самопожертвование, что называется - в нужном месте в нужный час. Причинное место. К поступку Павленского трудно что-либо дополнить или изменить его, он идеален.
tchin_drugitche
Nov. 13th, 2015 05:57 am (UTC)
В смысле лаконичности?

Пожалуй.
livejournal
Nov. 11th, 2015 01:15 pm (UTC)
Огненный катализатор
Пользователь gibbopotam сослался на вашу запись в своей записи «Огненный катализатор» в контексте: [...] Originally posted by at Огненный катализатор [...]
peregudoved
Nov. 11th, 2015 01:26 pm (UTC)
Спасибо за текст, Елизавета.
susel2
Nov. 11th, 2015 09:56 pm (UTC)
Вам спасибо за поддержку
(Deleted comment)
susel2
Nov. 11th, 2015 11:05 pm (UTC)
Да. Как ни странно об этом говорить, получилось именно красиво.
Хотя смысл, конечно, далеко не в этом.
tchin_drugitche
Nov. 11th, 2015 02:13 pm (UTC)
Перечел комменты.

Странно, что никто не кинул ссылку на песню:

http://www.youtube.com/watch?v=ApoeNmmoMf4

Вполне в тему эстетики перформанса.

Ну, если рассматривать семиотическую составляющую этого расклада!

И не поминать "Ка-Гэ-Бэ", как возможного заказчика! :-)
susel2
Nov. 11th, 2015 10:00 pm (UTC)
У Ка-Ге-Бе интеллектуальных ресурсов для такой акции нет.
Я не принижаю их возможностей.
Но искусствоведам в штатском до такого не додуматься

Если Вы повторите свой тезис дважды, не думайте, что он станет в два раза убедительнее.
(no subject) - tchin_drugitche - Nov. 12th, 2015 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Nov. 12th, 2015 06:14 pm (UTC) - Expand
esli_mysli
Nov. 11th, 2015 02:53 pm (UTC)
Три года назад дихотомия (в дискуссии, конечно, ни разу не на практике) выглядела как "влиять на власть или валить её". За прошедшее время укрепилось единственно верное - сосуществовать. Не быть сисимпом ("либ" из сокращения вывалился, отсохнув полностью) - маргинально. На мой взгляд, достойной иллюстрацией сформировавшегося тренда стало вхождение Е.Г.Ясина в тот самый президентский совет, который с шумом покидала И.Е.Ясина некоторое время назад. Ну, это так, к слову. А вот Павленский со своим костерком вдруг явственно высветил тараканов по углам. Как там по Михал Борисычу? Люстрировать в пределах 10%-ной квоты? Ужо тебе.
susel2
Nov. 11th, 2015 10:12 pm (UTC)
Да, это и "Ужо", и "Нельзя молиться за царя Ирода".

Но, как видим, тяжело идет.
zimorodok_ferro
Nov. 11th, 2015 03:03 pm (UTC)
Спасибо.
Тут не краткость , тут точность - сестра таланта.
)
dolgih
Nov. 11th, 2015 05:26 pm (UTC)
Поступком Павленского восхищаюсь.

Молча - потому что "и так всё ясно". Мне ясно. А кому чего надо объяснять? Зачем?? Всё верно - пусть они говорят, пишут - пусть...

Шендерович, на которого есть ссылка в заглавном посте, сказал и за меня тоже. Позволю себе скромно присоединиться.


Спасибо за этот пост.
susel2
Nov. 11th, 2015 09:24 pm (UTC)
Антон, от Вас "спасибо" дорогого стоит :)
Вы ведь тоже борец.

Собственно, то, что Вы делаете - тоже повод для надежды и для вдохновения. У каждого - своя палитра :)
(no subject) - dolgih - Nov. 12th, 2015 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Nov. 12th, 2015 06:15 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 131 comments — Leave a comment )