?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот пост можно рассматривать как постскриптум к предыдущему, утяжелять который было уже ни к чему.
Нынешний будет короче и проще, а, кроме того, вместо научных табличек и графичков здесь будет картинка. Это - специально для тех читателей, которые не верят ни в чох, ни в сон, ни в вороний грай в экономику, ни в статистику, ни в исторические исследования, а только в то, что можно пощупать увидеть своими глазами.

Щупайте смотрите на здоровье!




Если же от разглядывания картинки перейти к сути проблемы, то ее действительно можно сформулировать именно так: что в поведении населения играет решающую роль – «холодильник» или «телевизор»? При этом необходимо оговорить, что под условным «холодильником» мы будем иметь в виду все материальные факторы жизни, от реального содержимого холодильника до перспектив карьеры и возможностей провести отпуск. А под условным «телевизором» мы будем иметь в виду как собственно (и – для российских реалий – прежде всего) телевидение, так и прочие СМИ, а также интернет и соц.сети, которые – опять же, в российских условиях – никоим образом не предоставлены сами себе.
Поскольку я обещала текст небольшой и несложный, то проще всего будет загибать пальцы организовать его по пунктам. Итак:

1)       Содержимое «холодильника» воспринимается не непосредственно, а осмысливается. И секрет этого «осмысления» давно уже известен специалистам по рекламе, не надо себя хоть в этом-то обманывать. Не надо, также, строить иллюзий относительно того, что тайны рекламного дела остались неизвестны спецслужбистам, ответственным за мониторинг и формирование общественного мнения. Когда нужно – формирется запрос на обувь Christian Louboutin, а если фишка ложится в другую сторону – народ вдруг начинает покупать лапти, а то и плести их учится с энтузиазмом. Думаете, это черный юмор такой? Да нет, к сожалению. По крайней мере, не вполне юмор.
2)       Недовольство содержимым «холодильника», если в какие-то особо острые моменты материальных лишений оно все же возникает, и даже если оно выливается в некие протестные настроения, формулируется не в политических требованиях (смена режима, политические права и свободы), а в экономических («улучшение снабжения», повышение зарплат и пенсий и т.п.) Любые более радикальные требования способны скорее отпугнуть людей (по принципу – как бы не стало хуже), чем сподвигнуть на какие-то активные действия.
3)       В случае резкого ухудшения содержимого «холодильника» (т.е. такого, которое люди все же ощущают на собственном опыте, скажем, внезапного исчезновения из продажи товаров первой необходимости), в сознании публики при помощи «телевизора» формируется «эффект осажденной крепости». Этот эффект прекрасно знаком россиянам и бывшим советским людям не только в историческом контексте («Товарищи, мы - в огненном кольце! На нас идет вся хищная порода»,  Демьян Бедный), но и на личном опыте. Нужно ли приводить яркие примеры? Думаю, нет.
Ощущение противостояния всему миру (или по крайней мере значительной его части)  – мощнейший сплачивающий фактор, обеспечивающий поддержку существующего режима, какими бы ни были лишения, которым подвергается большинство, и каковы бы ни были привилегии правящего меньшинства. Логика (опять-таки внедряемая в массовое сознение «телевизором») может быть при этом разной: от «Коней на переправе не меняют» до «Кто-то же должен руководить, на них такая ответственность, кто больше делает, тот больше получает».
В принципе, эффект «осажденной крепости» превращает материальные лишения едва ли не в свою противоположность: в предмет гордости. Что, собственно, и требовалось.


Перечисленные выше три фактора в пользу победы «телевизора» над «холодильником» если не нокаутом, то уж точно по очкам, являются общечеловеческими. При определенных обстоятельствах любую группу людей можно организовать для потребления неких продуктов, ношения некоей одежды и даже для сплочения вокруг политических лидеров в условиях реальной или фиктивной внешней опасности. Иначе, как минимум, не крутились бы по всему миру огромные суммы денег в рекламной сфере.
Но есть в обсуждаемой нами ситуации и некий русский дух некая российская специфика. Ее, пожалуй, тоже следует отметить, тем более, что она, несомненно, тоже является секундантом «телевизора», стоит в его углу и всячески его поддерживает.


Эта специфика заключается, во-первых, в том, что традиция гордиться собственными условными лаптями и противопоставлять их «чуждой» условной дизайнерской обуви (да хоть кроссовкам!) в России насчитывает как минимум сто лет (с 1917 г.), а если как следует покопаться, то ее можно отследить и раньше, но нам хватит и того, что лежит на поверхности.

Во-вторых же, совсем недавно российскому населению была сделана мощнейшая прививка как от тяги к социальным потрясениям, так  и от стремления к политическим экспериментам. . Такой прививкой послужила экономическая катастрофа и социальный коллапс 90х. То поколение, которое было в то время более-менее взрослым (а тем более люди постарше) слишком хорошо помнят, что получилось, когда кончилась вдруг нелюбимая никем советская власть, и дефицит стирального порошка, сливочного масла, говядины и многого другого сменился социальным хаосом, ликвидацией всех их личных финансовых сбережений, а для многих – и реальным жизненным крахом. Для этих людей практически любая стабильность, пусть и на низком уровне, предпочтительнее перспективы повторения в какой-то форме гайдаровского экономического беспредела 90х и сопутствовашей ему социальной катастрофы.
Те, кто "выжил" в России в 90е, сейчас нашли для себя какую-то новую нишу. Те, кто не смог такую нишу найти, либо "не вписались в рынок"(с) и умерли, либо уехали зарубеж.
Результатом так называемых "гайдаровских реформ" стал глубоко укоренившийся в российском населении страх перед радикальными политическими переменами. И эти настроения российский «телевизор» вполне прицельно и успешно поддерживает.

Да, подрастает понемногу поколение, родившееся в 90е. Сейчас эти молодые люди едва успели закончить ВУЗы и только начинают принимать какие-то жизненные решения. Пока похоже на то, что по отношению к младшему поколению достаточно успешно действует «клапан безопасности»: кому не охота подвергаться воздействию российского «телевизора», те по мере возможности уезжают получать образование за границу, ищут там работу, иногда – создают семьи. Вернутся ли они обратно? В страну победившего «телевизора» - едва ли.
«Холодильник», как видим, проигрывает и тут.

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
radiotv_lover
Sep. 10th, 2015 04:42 am (UTC)
Если читать интернет, то иногда сам начинаю думать про "кризис".
А приходишь в ресторан, если места заранее не заказал, то мест нет.
Вчера в строительный магазин приехал, на стоянке тысяча машин, с трудом нашел место.
susel2
Sep. 10th, 2015 05:59 am (UTC)
Вот Вы и получаетесь у нас "например" :)
Как в мульте про Слоненка, Попугая и прочих :))

Мартышка:
— Возьмём. Слонёнок!
Слонёнок:
— Чего?
Мартышка:
— Ты будешь "например".

:))
(no subject) - radiotv_lover - Sep. 10th, 2015 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 10th, 2015 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Sep. 10th, 2015 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 10th, 2015 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Sep. 10th, 2015 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 10th, 2015 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Sep. 10th, 2015 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 10th, 2015 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Sep. 11th, 2015 08:21 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
susel2
Sep. 10th, 2015 06:06 am (UTC)
А какие в этом могут быть сомнения, особенно при жизни в матрице?! :)

ezhiklesnoj
Sep. 10th, 2015 07:48 am (UTC)
Если позволите, предложу свой вариант ответа насчет схватки телевизора с холодильником, кто кого сборет.

Отвечаю: не тот и не другой.

Не телевизор впечатляет человека - в 90е годы телевизор никого особо не впечатлял; а впечатляет то, что стоит за ним. Если начальство дает слабину, его все кому ни лень посылают подальше и костерят на чем свет стоит. Кто слаб да болен, тем и заяц недоволен. А вот если за критику руководства можно неиллюзорно схлопотать, тут ветер меняется, а плевать против ветра далеко не всякий станет.
Отсюда перемена настроений народных масс от "Николашки" в 1905 к "Боже, царя храни" к 300-летию династии в 1913. Потом с той же стремительностью помазанник опять стал "Николашкой". На глазах нашего поколения мегапопулярный в 1990-1991 Ельцин превратился во всеми презираемого забулдыгу. Правда, на время президентских выборов в 1996 он на несколько месяцев опять стал единственным спасением от угрозы красно-коричневого реваншизма. И еще был один такой короткий период: в 1993 столицу переполнили дерзкие и отважные бойцы, готовые грузовиками по милицейскому оцеплению проехаться, а кто не согласен - к стенке. Их отвага и брутальность проистекали от убежденности, что за это им ничего не будет. Но при первых выстрелах они все моментально рассосались, как сон, как утренний туман.
Потом, правда, объявили всеобщую амнистию и тут же общественность оказалась бурно возмущена расстрелом парламента.

Был бы сейчас у власти "добрый валенок" - ох, не простили бы ему продовольственных проблем, ох и не простили бы! Да и тот же телевизор нет-нет, а и выплескивал бы народное негодование на "упыря и злобного тирана".
А в текущем моменте супротив начальства идти себе дороже, телевизор тут всего лишь аксессуар. У царя телевизора не было, а эффект был тот же.
Правда, такая любовь без фанатизма: если появится кто покруче (каким казался Гитлер в 41м и кайзер чуть раньше), тут начнется массовая сдача в плен, дезертирство и коллаборационизм. Авторитетного пахана боятся, но это пока не появится дерзкий отморозок еще страшнее.
susel2
Sep. 10th, 2015 08:00 am (UTC)
Ну, я оговорила, что под "телевизором" имеются в виду все СМИ.
Хотела я отдельным параграфом отметить именно то, о чем Вы говорите - что фактор условного "телевизора" начал действовать задолго до того, как о ТВ начали даже и думать. Этот фактор еще в Древнем Риме действовал, хоть и более ограниченно, разумеется.

В современной России источники информации практически монополизированы, а те, что все еще создают какую-то иллюзию независимости, работают на то, чтобы в буквальном смысле мутить воду. Даже не беру эти слова в кавычки. Фактор неопределенности ("все врут", " правды вообще узнать не возможно" и т.п.) в данном случае ничуть не менее важен, чем откровенная, целевая пропаганда.
Так что сейчас, конечно, эффективность воздействия серьезно повысилась даже по сравнению со сталинской и гитлеровской пропагандой.
Тогда людям предлагалась дихотомия "наши - враги", "правда - ложь", "добро - зло". А сейчас все настолько размыто (намеренно размыто!), что человек вообще лишен почвы под ногами, и хорошо поставленная пропаганда кажется единственным якорем во всем этом море неопределенности.
А человеческой психике неопределенность тягостна. Результат мы все можем наблюдать.
(Deleted comment)
(no subject) - ezhiklesnoj - Sep. 10th, 2015 09:22 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ezhiklesnoj - Sep. 10th, 2015 11:16 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ezhiklesnoj - Sep. 10th, 2015 11:40 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ezhiklesnoj - Sep. 10th, 2015 05:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - downhouse44 - Sep. 22nd, 2015 12:15 pm (UTC) - Expand
ezhiklesnoj
Sep. 10th, 2015 07:55 am (UTC)
"совсем недавно российскому населению была сделана мощнейшая прививка как от тяги к социальным потрясениям, так и от стремления к политическим экспериментам"

Не действуют такие прививки.
Революция 1905 не стала прививкой от Февральской, Февральская от Октябрьской, Октябрьская от последующих эсеровских и анархистских мятежей. Даже, пожалуй, наоборот - это ведь внешне заманчивый социальный лифт, "кто был ничем, тот станет всем" и возможность безнаказанно "погулять" для маргиналов.
Мнение обывательского большинства при серьезных политических изменениях вообще ничего не значит.

Играет роль на самом деле раскол элиты. За спиной Пугачева и Разина стояла влиятельная казацкая старшина, поддержавшая их в начале дела и после демонстрации столичному правительству своей значимости выдавшая обоих властям, за счет чего вписалась в привилегированную прослойку. Ширнармассы бунтовали там, куда уже пришли вооруженные войска мятежников.

И критикуемая вами либеральная оппозиция делает ставку не на примитивные "голодные бунты", детонированные пустыми холодильниками, а на то, что санкции ударят по неким влиятельным слоям и приведут к расколу элиты. Нечто вроде "революции красных директоров" в 1991, приведшей к распаду СССР и перекрашиванию Софьи Власьевны в наряды номенклатурного капитализма.
susel2
Sep. 10th, 2015 08:05 am (UTC)
Раскол элит - это такой зверь, о котором давно и много говорится, но пока он что-то не показывается.
Признаки его существования перечисляются, следы якобы пребывания демонстрируются...
Не знаю. Я пока вижу лишь умелую манипуляцию с массовым сознанием и дальнейшее замутнение и без того беспроглядно темного информационного пространства.
almarrus
Sep. 10th, 2015 08:21 am (UTC)
>о-вторых же, совсем недавно российскому населению была сделана мощнейшая прививка как от тяги к социальным потрясениям, так и от стремления к политическим экспериментам. .

выглядит железобетонным, но как сюда вписывается украинский майдан 2014? там такие же вроде бы "привитые" люди жили. Но, когда они прочухали, что в перспективе бандюкович полностью очистит их холодильник, то вышли таки на площадь.
susel2
Sep. 10th, 2015 04:00 pm (UTC)
В Украине в 90е были свои серьезные проблемы с экономикой и социальной сферой, но, во-первых, там по результатам распада СССР все-таки не пришли к власти спецслужбы, а, во-вторых, там не было гайдаровских реформ, по ходу которых объяснялось, что вот весь этот крах и хаос - и есть на самом деле капитализм, к которому все так стремились, ешьте, мол, его теперь ложкой.
Это если вкратце.
во-вторых - plauntago - Sep. 19th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
Re: во-вторых - susel2 - Sep. 19th, 2015 07:58 pm (UTC) - Expand
люди как люди - plauntago - Sep. 20th, 2015 09:17 pm (UTC) - Expand
Кстати - plauntago - Sep. 20th, 2015 09:47 pm (UTC) - Expand
Re: Кстати - susel2 - Sep. 20th, 2015 10:25 pm (UTC) - Expand
там такие же вроде бы - plauntago - Sep. 19th, 2015 04:08 pm (UTC) - Expand
Re: там такие же вроде бы - susel2 - Sep. 19th, 2015 08:06 pm (UTC) - Expand
Re: там такие же вроде бы - plauntago - Sep. 20th, 2015 08:37 pm (UTC) - Expand
Re: там такие же вроде бы - susel2 - Sep. 20th, 2015 08:56 pm (UTC) - Expand
kant_elz
Sep. 10th, 2015 08:32 am (UTC)
Не надо ничего делать, кроме санкций и ударов по заднице, если высунуться за признанные границы. Сами все сделают, как говаривал товарищ Воланд. Гниение процесс не вечный.
А народишко не перевоспитаешь и не переубедишь. Оно должно крепко пострадать за грехи свои.
ezhiklesnoj
Sep. 10th, 2015 09:12 am (UTC)
"Не надо ничего делать, кроме санкций и ударов по заднице, если высунуться за признанные границы. "

А никто ничего делать и не собирается.
(no subject) - kant_elz - Sep. 10th, 2015 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - ezhiklesnoj - Sep. 10th, 2015 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - do_care - Sep. 10th, 2015 01:44 pm (UTC) - Expand
susel2
Sep. 10th, 2015 04:01 pm (UTC)
Вот и славно.
one_sergey
Sep. 10th, 2015 09:30 pm (UTC)
ошибка !
А картинка то в принципе неправильная.
Холодильник должен быть пустым, а еще лучше изобразить там повесившегося мыша (хотя бы и Шредингера). Набитый холодильник кандидатом ни в какой мере не является.
susel2
Sep. 10th, 2015 09:54 pm (UTC)
Re: ошибка !
Критика принимается. Но поскольку я сама рисовать не умею, и фотошопом не владею, холодильник пришлось брать такой, какой был в наличии:)

Считайте, что это - платоновская "идея холодильника". А "идея холодильника" должна быть, естественно, забитой идеями продуктов.
Мы ж на высоком философском уровне общаемся, едреныть :)
Re: ошибка ! - one_sergey - Sep. 10th, 2015 10:33 pm (UTC) - Expand
Re: ошибка ! - susel2 - Sep. 10th, 2015 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Semen Modestovich - Sep. 11th, 2015 05:19 am (UTC) - Expand
angel_romanoff
Sep. 10th, 2015 11:57 pm (UTC)
холодильник с телевизором идут в комплекте.
по отдельности - не котируется.
вот в телевизре - все голодают! мы все умрем!
глянешь в холодильник, а там все на месте ...
или наоборот ... без ТВ и холодильника, никуда!
_iga
Sep. 11th, 2015 06:53 pm (UTC)
Некоторые политологи воображают, будто в РФ идёт игра "холодильник против телевизора".

В реальности холодильник играет в одной команде с телевизором, причём телевизор имеет подчинённый статус.

Известный материал про журналистов:
http://www.colta.ru/articles/society/8163
<...> Среди них процентов 40-50 ходило на Болотную, и им все это категорически претило. Но они не уходили, причины банальные - семьи, кредиты.
<...> Кто делает настоящую пропаганду на Первом и на "России" - все прекрасно понимают. Ипотека, долги, семейные проблемы.

А сколько россиян поехало на войну из-за материальных проблем и проблем с кредитами? Немало.

В принципе тут нет ничего нового - в Германии второй половины 1930-ых телевизор с холодильником (то есть радио с продуктовым рынком) тоже играли в одной команде - команде "аризации" и войны. Подробнее см. https://scepsis.net/library/id_932.html
( 56 comments — Leave a comment )