?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пост-шаманизм

"Учение Маркса всесильно,
потому что оно верно."
(В.И.Ленин, "Три источника и три составные части марксизма")
"— Охмуряют! — крикнул Остап, спускаясь с лестницы. — Самый охмуреж идет! 
Под сладкий лепет мандолины."
(И.Ильф, Е.Петров, "Золотой теленок")
     
     
     
     Не знаю, как у других, а у меня в жизни совершенно четко работает такое правило: стОит мне о чем-то всерьез задуматься или во что-то углубиться, как окружающий мир начинает щедро подбрасывать дополнительную "информацию к размышлению" по этому вопросу. Под руку попадаются соответствующие книги, знакомые звонят и рекомендуют посмотреть фильм по теме, даже в новостях вдруг сообщают что-то весьма для меня актуальное. Вот и теперь.


Как только я  заинтересовалась литературной  деятельностью Егора Тимуровича, дополнительный материал для исследований повалил валом со всех сторон. Разумеется, бОльшая его часть - продукт моего собственного неуемного любопытства, но кое-что и не потребовало никакого моего участия, само приплыло ко мне, как сказали бы раньше, "по волнам эфира", а теперь уж даже и не знаю как это называется - "путем электронных коммуникаций"?  Звучит гораздо менее изысканно, но что делать, время такое, не до изысков. То, что изысканность нынче не особо востребована, подтверждается и самой коммуникацией, которая подтолкнула меня продолжить серию постов о шаманизме,  доведя ее до амбициозного состояния трилогии. Я имею в виду передачу "Книжное казино" радиостанции "Эхо Москвы" от 29 апреля.  "Неизысканно" - это самое мягкое, что можно сказать по поводу этой передачи, но речь, собственно, пойдет не о ней. Речь пойдет о том, что происходит с идеологией, замешанной на шаманизме, после того, как шаман-основатель уходит из этого мира в какой-либо Иной. Здесь мы покидаем зыбкую для многих почву антропологии и этнографии и вступаем на сравнительно благоустроенный большак истории религии и социологии ритуала, проложенный и утоптанный в свое время еще Дюркгеймом, затем - Гоффманом, а в последние несколько лет - Рэндаллом Коллинзом. 
     Проблема эта, несмотря на относительную теоретическую разработанность, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что, в отличие от организованных религий, в шаманском культе очень многое зависит именно от личности Главного шамана. Именно его способность управлять Эмоциональной Энергией окружающих и создает культ как таковой (термин Эмоциональная Энергия - не мой, об этом см. блестящую монографию: Randall Collins, Interaction Ritual Chains, Princeton University Press, 2004). В этом смысле весьма показательно то, как вспоминает о Егоре Тимуровиче Олег Попцов в своем известном интервью. Дважды (и подчеркивая это особо) он говорит о том, что Ельцин слушал Гайдара "как завороженный". И характеризует Гайдара как "талантливого проповедника, пропагандиста, популяризатора идей". Слово "проповедник" - неожиданно, но весьма показательно. Ельцин, может, и не отличался гигантским интеллектом, но представить его себе в роли наивного Буратино, завороженно слушающего байки Кота Базилио и Лисы Алисы, довольно трудно. Для этого Кот Базилио должен был быть не просто умен и образован. Он должен был уметь манипулировать Эмоциональной Энергией окружающих или, говоря по-простому, владеть шаманскими навыками. 
      Как эти навыки применялись в литературных трудах Егора Тимуровича, мы вкратце уже рассматривали, отметим лишь еще одну существенную деталь. Автор "Гибели Империи", "Смут и институтов" и прочих работ, положенных в основание гайдаризма, прекрасно знал аудиторию, к которой он обращался, а также учитывал время и обстоятельства, в которых эти работы должны были быть прочитаны. Гибкая реакция на обстоятельства окружающего мира, умение воздействовать именно на тех, к кому идет обращение и именно так, как рассчитано - необходимые умения социального шамана. Запрос всегда должен быть актуален, должен вызывать устойчивые положительные эмоции, привязывающие аудиторию к шаману и создающие основу для дальнейшей плодотворной работы. До тех пор, пока такой талантливый социальный шаман продолжает оставаться у руля, управляемое им идеологическое судно сохраняет способность гибко маневрировать, идти то правым, то левым галсом, приспосабливаться к изменяющемуся миру и аудитории.
     Когда же такой шаман покидает штурвал, ситуация резко меняется. Как в истории религии, так и в социологии ритуала накоплена масса примеров того, что происходит в идеологическом движении после устранения (в любой форме) харизматического отца-основателя. Хорошо еще если есть заранее утвердившийся в своей должности неоспоримый преемник: в этом случае у идеологии есть шанс на какое-то время избежать раскола и склоки по поводу того, кто был "правой рукой" покойного, и на каком именно камне он, покойный, завещал воздвигнуть храм свой. Всего же остального избежать не удается никому, поскольку способностей к манипулированию бессознательным и эмоциями ни один шаман своим преемникам передать не может. 
     А преемники у талантливых шаманов как правило случаются на редкость бездарные. Почему так - отдельный вопрос. То ли идеологические лидеры подбирают себе подручных из расчета чтобы не было конкуренции, то ли притягиваются друг к другу некие противоположности, то ли все гораздо проще, и одаренные манипуляторы - штучный товар в отличие от тех, кто их окружает, и кому цена - пятячок пучок в базарный день?..  Важно не это. Важно, что, оставшись без идеологического руководителя, члены движения/секты встают перед традиционным вопросом "Что делать?"  Что делать для того, чтобы сохранить свое идеологическое влияние? Как поддержать интерес широких масс? Как удержаться на плаву в отсутствие Великого Кормчего?
     Заметьте, что все "проклятые вопросы", встающие после смерти отца-основателя перед его ближайшими сподвижниками, имеют одну направленность: сохранение status quo. Речь уже не идет о гибком реагировании, и по очень простой причине: ничего подобного тому, что было произведено Главным шаманом, преемники выдать просто не в состоянии. "Подхватить, расширить, укрепить и закалить" они не могут, а, значит, на смену полемике (я заведомо сейчас оставляю в стороне вопрос о ее качестве) приходит начетничество. Шаманизм в его изначальной форме - во многом импровизационной по определению- исчезает и заменяется организованным культом.   Это - совершенно логичный, если не единственный выход из такой ситуации для последователей ушедшего отца-основателя. Для того, чтобы быть служителем организованного культа не требуется никаких шаманских качеств или дарований: достаточно хорошо знать Писание, усвоить основные догматы и затвердить несколько подходящих для большинства случаев мантр.
     Именно этот, хорошо описанный исследователями, процесс и происходит буквально у нас на глазах. Что называется, на глазах у изумленной публики на фундаменте шаманских построений Егора Тимуровича возводится храм организованного и централизованного культа. Необходимые элементы "культового здания" уже вполне просматриваются: создается канон Писаний (издание трудов с предисловиями и комментариями основных жрецов), вот-вот ожидается издание официального Жития (это - процесс непростой, поскольку текст создается априори канонический), вводятся в обиход "священные" понятия, обсуждению или  сомнению не подлежащие. 
     Прежде всего, разумеется, освящению подвергается сама личность ушедшего отца-основателя. "У народа должно быть что-то святое", - фраза, произнесенная на "Круглом столе" в ВШЭ выражает это с предельной четкостью. Г-жа Новодворская - несколько неожиданно - также назвала Егора Тимуровича "святым", причем, видимо, совершенно серьезно. В категорию "чего-то святого" попадает и понятие "реформы" - как само по себе, так и в сочетании "реформы 90х".Последний выступающий на "Круглом столе" в ВШЭ выразил эту тенденцию чрезвычайно ярко. Впрочем, и члены президиума этого мероприятия, несмотря на то, что шаманы из них никакущие, донесли-таки до слушателей идею того, что реформы (неважно какие, неважно зачем и неважно с какими результатами) - это наше (точнее, их) все, на этом они стоят и не могут иначе.  Есть в складывающемся каноне и история чудес: "Чудо об избавлении России от голода и гражданской войны" - отличный сюжет для агиографии. Словом, культ получается - не хуже, чем у людей: есть что вынести из алтаря, есть на что сослаться из Писания, есть к чему приложиться по престольным праздникам, есть, на что лоб перекрестить.
     Идеология гайдаризма-шаманизма в руках преемников Егора Тимуровича на глазах окаменевает и превращается в религиозную доктрину. Основные положения этой доктрины - для бОльшей доступности и легкости запоминания - обретают хорошо знакомую любому историку религии форму катехизиса:
- Что послужило причиной развала СССР?
- Падение цен на нефть!
- Что было главным источником валюты для импорта продовольствия, начиная с 60-х годов? Назовите, что это такое и где оно находится.
- Нефть Западной Сибири!
- Что угрожало России в начале 90х?
- Голод и гражданская война!
  Ну и далее по тексту Писания.
     Одной из достаточно серьезных проблем, с которыми сталкиваются служители всякого нового формально организованного культа, является проблема обоснования доктрины. В идеале, разумеется, ученики ушедшего шамана должны уметь показать, что чудеса, о которых рассказывается в каноне, действительно имели место, а при случае и сами сотворить какое-никакое чудо или исцеление. В данном случае на это рассчитывать не приходится. В качестве доказательства объявленных священными "реформ 90х" последователи Егора Тимуровича могут предъявить только самих себя. Что некоторые из них и делают вполне откровенно и не без удовольствия: вот, любуйтесь, у нас все отлично, а, значит, реформы удались! Это далеко не самый лучший метод возбудить энтузиазм в аудитории, которой в результате тех же самых реформ лучше отнюдь не стало. Читая Писание от Егора Тимуровича публика подпадает под его шаманское влияние, ощущает себя сопричастной историческим деяниям, но как только она выходит из-под воздействия гайдаровского текста и соприкасается с жрецами гайдаровского культа, морок постепенно развеивается, возникают вопросы. Этого, разумеется, жрецы пытаются не допустить.
      Одним из испытанных методов сплочения верующих вокруг руководителей культа является двухступенчатый подход: с одной стороны, аппелляция к "священным" понятиям и призыв не допустить их попрания (реформы, либерализм, рынок), а с другой - создание иллюзии того, что культ и его идеология подвергаются реальным гонениям (гонения на либерализм, критики Гайдара, ностальгия по империи, про-имперские настроения набирают силу и т.п.) Таким образом, с одной стороны, сохраняется традиционная база идеологии гайдаризма (российская интеллигенция, позиционирующая себя с фигой в кармане по отношению к власти), а с другой - создается ощущение того, что в самой идеологии противоречия отсутствуют, все проблемы создаются исключительно внешней критикой и гонениями со стороны. Беда только, что самих-то гонений все-таки нет, а потому приходится периодически вязать из соломы чучела противников и бросаться на них в атаку, создавая иллюзию активной борьбы против реальной опасности. В эфире "Книжного казино" в роли таких чучел выступили господа Проханов и Дугин: им не привыкать, от них не убудет, а пользы от этого упражнения по рубке лозы - целый вагон. На этом фоне и идея создания полнометражного документального фильма об отце-основателе выглядит совершенно логично и естественно. Интересно, можно ли рассматривать документальный фильм как пост-модернистский аналог иконы? Любопытная теоретическая проблема для социологов религии.. надо будет подумать.
     Если последователи Егора Тимуровича действительно хотят раз и навсегда избавиться от критики, то у них есть для этого весьма простой и естественный способ: открыто признать свою идеологию религиозной, а себя - служителями культа. И все! С религиозными убеждениями спорить не только не принято, но даже как-то вроде и неприлично. В конце концов, мы живем в эпоху, когда в цивилизованном обществе положено уважать религиозные чувства других людей. Так что в  качестве жрецов или рядовых верующих гайдаристы (или гайдаровцы?) могут совершенно спокойно и с полным правом отказываться обсуждать то, что для них свято. Дело, в-общем-то за малым: сказать "Да, это религиозная доктрина",  - и тем самым раз и навсегда избавиться от всех вопросов. Удивительно, что такое простое решение до сих пор не пришло им в голову. Надеюсь, что так они и поступят. Потому что альтернатива нам всем хорошо знакома, и ее лозунг вынесен в эпиграф к данному посту. К концу 80х комсомольские собрания стали пустой проформой, а идеология марксизма-ленинизма и ее лозунги - сюжетами для анекдотов. Но, хотя все отлично знали, что Слава КПСС - вообще не человек, мало кто решался затевать по этому поводу дискуссии. Марксизм-ленинизм обладал всеми чертами религиозного культа - от Писания до отлично отработанных ритуалов, житий святых и прочих подробностей. Ради его установления и полной победы были уничтожены сотни миллионов людей и искалечены жизни еще сотен миллионов. Не хотелось бы думать, что мы присутствуем при рождении нового монстра той же породы. Уж лучше откровенный охмуреж под сладкий лепет мандолины.


Comments

( 74 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
tadavsh
May. 5th, 2012 08:40 pm (UTC)
"- ...Что послужило причиной развала СССР?
- Падение цен на нефть!"

Вы бы всё-таки почитали "Гибель империи", прежде чем разглагольствовать о шаманизме. А то получается очень знакомо: "не читал, но осуждаю".

Это же касается и:

"- Что было главным источником валюты для импорта продовольствия, начиная с 60-х годов? Назовите, что это такое и где оно находится.
- Нефть Западной Сибири!"

- Неплохо бы ознакомиться с фактами. Это ничего, что, скажем, в 1985г. группа товаров "топливо и электроэнергия" занимала 56,5% в валютном экспорте ? Не смущает ?
susel2
May. 5th, 2012 08:54 pm (UTC)
Вы бы почитали сначала мои предыдущие посты, а то "не читал, но высказываюсь" получается у Вас.
Что же касается цен на нефть и источников валюты, то я тщательно ознакомилась с анализом, проведенным компетентными коллегами. Так что я в теме насколько, насколько позволяет мое гуманитарное образование.
(no subject) - tadavsh - May. 5th, 2012 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 5th, 2012 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 7th, 2012 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 7th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 10th, 2012 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 10th, 2012 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 10th, 2012 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 10th, 2012 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 12th, 2012 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 12th, 2012 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 12th, 2012 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - Jul. 14th, 2012 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 11th, 2012 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - aillarionov - May. 13th, 2012 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 13th, 2012 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 15th, 2012 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 11th, 2012 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 12th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 12th, 2012 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 10th, 2012 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 10th, 2012 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 10th, 2012 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 10th, 2012 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 12th, 2012 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 12th, 2012 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tadavsh - May. 12th, 2012 09:44 pm (UTC) - Expand
И это известно... - a_i_oksanov - May. 9th, 2012 12:50 am (UTC) - Expand
Re: И это известно... - susel2 - May. 9th, 2012 01:25 am (UTC) - Expand
Re: И это известно... - tadavsh - May. 10th, 2012 09:59 pm (UTC) - Expand
Re: И это известно... - tadavsh - May. 10th, 2012 09:49 pm (UTC) - Expand
Re: И это известно... - one_sergey - May. 11th, 2012 12:42 am (UTC) - Expand
Re: И это известно... - tadavsh - May. 12th, 2012 08:45 pm (UTC) - Expand
Re: И это известно... - one_sergey - May. 15th, 2012 05:48 pm (UTC) - Expand
esli_mysli
May. 6th, 2012 08:29 pm (UTC)
"стОит мне о чем-то всерьез задуматься или во что-то углубиться, как окружающий мир начинает щедро подбрасывать дополнительную "информацию к размышлению" по этому вопросу."

И опять - ну да, ну да, и у меня так.

Ваши тексты мне полностью созвучны по духу. После прочтения Вашего Мюнхгаузена остро ощутила, что же должны чувствовать те, у кого Вы беспощадно отнимаете светлый образ Гайдара своими размышлениями. Мюнхгаузен всего лишь персонаж, но ведь жаль его терять, даже когда он полностью разложен по полочкам. Все равно требуется время, чтобы пережить эту потерю, несмотря на то, что все верно. А каково тем, у кого отбирают образ реального человека, о котором имелось совсем иное представление? Тем, которые сотворили себе кумира? Не тем, которые на работе и при делах, а тем, кто связал с Гайдаром то хорошее, что было в их жизни 20 лет назад, - не позавидуешь.
susel2
May. 6th, 2012 09:17 pm (UTC)
Да, не эмоциях очень многое завязано. Этим и пользуются те, кому по роду службы положено уметь это делать. Эмоциональные связи гораздо прочнее, чем мы сами отдаем себе в этом отчет.
А за Мюнхгаузена мне уже сильно надавали:)
Чтобы как-то компенсировать потерю очень рекомендую посмотреть фильм английского режиссера Терри Гильяма "Барон Мюнхгаузен". Думаю, в Москве его можно достать, и с субтитрами в том числе. Terry Gilliam, director. Baron Munchausen, Совсем, совсем другой образ. И актеры блистательные, и сам фильм великолепный!
livejournal
May. 7th, 2012 03:39 am (UTC)
Конец гайдаризма-шаманизма
Пользователь olegiiik сослался на вашу запись «Конец гайдаризма-шаманизма» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
livejournal
May. 7th, 2012 06:02 am (UTC)
Конец гайдаризма-шаманизма
Пользователь vrtmn2012 сослался на вашу запись «Конец гайдаризма-шаманизма» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
livejournal
May. 7th, 2012 08:30 am (UTC)
Конец гайдаризма-шаманизма
Пользователь al_lashman сослался на вашу запись «Конец гайдаризма-шаманизма» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
fat_crocodile
May. 7th, 2012 02:19 pm (UTC)
Спасибо, смеялся, пока читал :)
Не над Вами, конечно, просто Ваш текст хорошо написан и в нужных местах -- смешно.

И это к вопросу о шаманизме. Я бы сказал, что это приёмы, применяемые в любом художественном тексте. Нужно же убедить читателя поверить в авторский мир. В хороших не художественных текстах эти приёмы тоже обязательно употребляются, потому что иначе их просто тупо скучно читать много букв (если нет собственной живой заинтересованности в предмете).

Именно в отсутствии взаимодействия с читателем секрет непереносимой скуки, вызываемой учебниками по мат.анализу в большинстве читателей :)

Вот, например, Ваш текст:

В эфире "Книжного казино" в роли таких чучел выступили господа Проханов и Дугин: им не привыкать, от них не убудет, а пользы от этого упражнения по рубке лозы - целый вагон.

Ну что общего у разговора с Дугиным/Прохановым с рубкой лозы? :) Нет, аналогия понятна, и я Вас ни в чём не упрекаю, конечно, это абсолютно нормальный законный писательский приём.

Дедушка Фрейд (или кто-нибудь из его последователей) вообще бы сказал, что все убеждения иррациональны, а сознание это только рационализация сложившейся позиции. И, соответственно, переубедить можно только эмоциональными методами, ну, доливая немного достаточно произвольной логики, если аудитории охота делать вид, что она интеллектуальная. И есть яркие примеры успешности такого рода текстов.

Проблема же не в присутствии тех или иных приёмов, проблема возникает когда автор не честен. Либо перед читателями -- но в данном случае это вряд ли, текст не получится сильным, а судя по Вашему описанию он таков. Либо интеллектуально не честен перед собой.

В целом, мне кажется, художественная попытка само-оправдания -- более сильная версия, чем спец-пропаганда :) Что, конечно, не отменяет всего написанного Вами и esli_mysli, просто несколько смещает акценты.
susel2
May. 7th, 2012 06:15 pm (UTC)
Это хорошо, когда смешно именно в нужных местах:)
Автор, о котором я говорю, действительно не честен. Но я не вижу тут противоречия с его способностью манипулировать эмоциями и подсознанием читателей.Разумеется, любой одаренный писатель эанимается такими манипуляциями, но штука в том, что, как правило, это делается в сфере художественного вымысла. Это не отменяет потенциального урона психике читателя (после "Страданий молодого Вертера" среди европейской образованной молодежи прошла эпидемия самоубийств, например). Но все-таки в случае художественной литературы вопрос действительно сводится к способности автора адекватно транслировать собственные эмоции. В "нашем" случае мы имеем дело действительно с попыткой самооправдания В ФОРМЕ АКТИВНОЙ ПРОПАГАНДЫ. Никто бы не возражал, если бы человек пошел себе да покаялся на исповеди. Или покаялся публично. Или вообще бы ничего никому не говорил и сидел тихо - тишина, как правило, не особо привлекает к себе внимание. А тут - действительно спецоперация, причем хорошо организованная и массированная. В этом случае текст становится оружием, куда тут акценты ни смещай:)
(no subject) - fat_crocodile - May. 7th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 7th, 2012 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 7th, 2012 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 7th, 2012 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 7th, 2012 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 7th, 2012 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 9th, 2012 12:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 9th, 2012 12:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 9th, 2012 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 9th, 2012 01:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 9th, 2012 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 9th, 2012 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 9th, 2012 01:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 9th, 2012 01:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 9th, 2012 01:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 9th, 2012 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 9th, 2012 01:39 am (UTC) - Expand
one_sergey
May. 7th, 2012 08:02 pm (UTC)
< Не знаю, как у других, а у меня в жизни совершенно четко работает такое правило: стОит мне о чем-то всерьез задуматься или во что-то углубиться, как окружающий мир начинает щедро подбрасывать дополнительную "информацию к размышлению" по этому вопросу.>

У меня все наоборот - чем больше влезаю в проблему, тем труднее доставать, "выдергивать" данные для ее исследования.

<А преемники у талантливых шаманов как правило случаются на редкость бездарные. Почему так - отдельный вопрос.>

Любой шаман оперирует большим количеством энергии, бОльшим, чем человеческое тело может сгенерировать без ущерба для своего здоровья и жизни. Поэтому практически любой шаман - энергитический вампир. Они это умеют делать очень хорошо и окружение подбирают такое, которое может их долго и надежно снабжать энергией. Это люди, как правило, очень близкие к природе и простые, имеющие лошадиное здоровье, но даже оно долго их не спасает при близости и служению шаману.
Сам шаман обычно уходит (во всех смыслах) когда либо он не может получить необходимого количества энергии, к которому (количеству) он уже физически привык, либо когда ему становится некуда девать эту энергию, либо когда он становится не в состоянии переработать эту энергию и направить в имеющееся русло потребления. В случае ЕГ, мне кажется, был третий вариант, наименее редко встречающийся.
one_sergey
May. 7th, 2012 08:06 pm (UTC)
пардон, наиболее редко встречающийся, то есть самый необычный вариант физической неспособности шамана продолжать свое дело.
(no subject) - susel2 - May. 7th, 2012 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - May. 7th, 2012 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - May. 7th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
livejournal
May. 8th, 2012 11:17 am (UTC)
Конец гайдаризма-шаманизма
Пользователь upinarms901 сослался на вашу запись «Конец гайдаризма-шаманизма» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
Irina Gavrilova
May. 9th, 2012 03:19 am (UTC)
Не по теме
Доброго времени суток!
Вызвали меня вчера на работу поднимать упавший технологический процесс (я занимаюсь сопровождением программного обеспечения). Пока присматривала за "воскрешенным" процессом, зашла в сеть погоду поглядеть. Как это иногда бывает, из любопытства через несколько случайных ссылок попала в этот журнал. Зачиталась... Уровень текстов, манера изложения, язык, комментарии участников обсуждения и прочие атрибуты (особенно кошачья тема) глубоко впечатляют. Как-то вдруг вспомнила, что когда-то в молодости и сама пыталась размышлять-осознавать, и читала не только дамские романы и детективы... В общем, как глоток родниковой воды на фоне привычного искусственного пойла. Буду еще читать. У меня кот, не кастрированный, вредный до ужаса и очень красивый, белый, голова и спинка черные. Когда сильно устаю, подходит и трется. Сочувствует.

Спасибо Вам. Здоровья.
susel2
May. 9th, 2012 04:46 am (UTC)
Re: Не по теме
Спасибо Вам большое. Я очень рада, что Вам понравилось.После таких комментариев бывает даже страшновато что-то еще писать: вдруг разочаруешь хороших людей:)
А коты - это и правда очень важно:) Если хотите поговорить о них, пишите мне личное сообщение, буду очень рада:)
livejournal
May. 10th, 2012 09:04 am (UTC)
"экономический шаманизм, культ, крах " // А.Н.Илларионо
Пользователь nora09 сослался на вашу запись «"экономический шаманизм, культ, крах " // А.Н.Илларионов» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
igor_piterskiy
May. 11th, 2012 09:09 pm (UTC)
Годные тексты! Хотя сравнение с хитрожопыми продавцами тухлого товара мне больше нравится, чем с шаманами...
livejournal
May. 16th, 2012 03:51 am (UTC)
Конец гайдаризма-шаманизма
Пользователь mr_issue_lj сослался на вашу запись «Конец гайдаризма-шаманизма» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
livejournal
May. 21st, 2012 04:05 am (UTC)
Конец гайдаризма-шаманизма
Пользователь vaspono сослался на вашу запись «Конец гайдаризма-шаманизма» в контексте: [...] Пост-шаманизм [...]
livejournal
May. 21st, 2012 04:09 pm (UTC)
Капище Гайдара
Пользователь vaspono сослался на вашу запись «Капище Гайдара» в контексте: [...] Уж лучше откровенный охмуреж под сладкий лепет мандолины." http://susel2.livejournal.com/10841.html [...]
livejournal
May. 21st, 2012 04:39 pm (UTC)
Капище Гайдара
Пользователь pravdoiskatel77 сослался на вашу запись «Капище Гайдара» в контексте: [...] откровенный охмуреж под сладкий лепет мандолины." http://susel2.livejournal.com/10841.html [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 74 comments — Leave a comment )