susel2 (susel2) wrote,
susel2
susel2

Category:

И дым Отечества

«... герой так прожорлив,
потому  что прожорлива и ненасытна смерть»
О.Фрейденберг, «Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах
Эгейского отрезка Средиземноморья»



Соблазн, конечно, велик. В последнее время в России происходят  столь впечатляющие события, что так и хочется дописать, наконец, ненаучно-фантастическую теорию, которая исподволь складывалась в моем воображении вот уже несколько месяцев.

«Пусть безумная идея»(с), но куда деваться от антропологических и исторических ассоциаций? Взять хоть последние, поражающие воображение, новости о сжигании продуктов. Как тут не вспомнить массовые жертвоприношения языческим богам, совершавшиеся именно в такой форме? Эта параллель, разумеется, лежит на поверхности, и странно даже, что я нигде до сих пор не видела этого сравнения. А ведь если сделать еще несколько шагов по пути этой завиральной концепции, то открываются и другие, не менее удивительные (и не менее ужасающие) параллели.

Впомним для начала, откуда вообще взялась традиция, казалось бы, совершенно иррациональных массовых жертвоприношений.  Для чего нужны были правителям пиры с безумным количеством блюд и выпивки? Для чего, в конце концов, вожди и царьки при первой возможности обвешивали себя самих и своих приближенных дорогими часами золотом и драгоценностями, которые в конечном счете так и оставались мертвым грузом? Часы драгоценности ведь в бою владельца не сохранят, на холоде не согреют, а, случись голод, грызть их можно разве что в припадке последнего безумия. И это все – в обществе, где ресурсы далеко не были неограниченными, где голод и холод оставались постоянной реальной угрозой и где, как правило, существовали вполне разумные и рациональные представления о том, что людям позволено, а что – нет. И, тем не менее, антропологический термин conspicuous consumption (показушное потребление) – возник отнюдь не в связи с реалиями современного консьюмеризма, а именно как характеристика явлений, свойственных весьма ранним человеческим обществам, иногда даже не имевшим еще государственной или хотя бы протогосударственной социальной структуры.

Собственно, такая постановка вопроса уже содержит в себе и частичный ответ. Если в обществе существуют твердые представления о том, что людям позволено, а что – нет, то любое нарушение таких представлений воспринималось либо как преступление, либо как доказательство причастности к  иному (точнее, Иному) миру: к богам и героям. Как определялась разница между преступлением и царской прерогативой? А очень просто. Принцип «что позволено Юпитеру, не позволено быку»(с) проверялся на практике. Пару лет назад я уже говорила немного о том, каковы были требования традиционного общества к своим правителям: главным из них была способность прямой связи с высшими силами. Желательно – родственные отношения с богами, доказанные успешной деятельностью нескольких поколений предков на вождеско-жреческих постах.  То есть, показушное потребление (и – главное – возможность его продолжать) служило своего рода доказательством божественности происхождения. Если вождь в состоянии себе такое позволить, то, значит, боги ему благоволят. Ну и, соответственно, жертвы-то направлялись кому? Все тем же богам, с тем, чтобы обеспечить и будущее благоволение, и новый виток все того же потребления. Таким образом создавался своеобразный «круговорот божественных эксцессов в природе».

Этим, кстати, объясняется очень многое из того, что столь шокирует современного читателя и в греческих мифах, и, скажем, в древнегерманских сказаниях о Нибелунгах: нечеловеческие деяния (включая нечеловеческую жестокость и нечеловеческий же уровень потребления) на самом деле для современников были вполне логичны: это служило доказательством того, что герои мифов  - не простые люди, а принадлежат к миру богов и героев (т.е. потомков богов). Им до какой-то поры позволено и доступно то, что людям недоступно и категорически запрещено.  Тут, кстати, можно вспомнить, что одним из самых знаменитых мифологических обжор был, конечно, Геракл, сын, как известно, Зевса. Его способность поглощать еду была как бы одним из присущих ему магических атрибутов наравне с его нечеловеческой силой.

И вот тут самое время вспомнить, как Геракл окончил дни свои. А окончил он их, в свою очередь, на костре, совершенно как и жертвы, которые положено было приносить богам. Миф объясняет это ревностью его жены и мстительностью кентавра Несса, но антропология в данном случае неумолима: вождь, чья сила исчерпана и чей «канал связи» с высшими силами перестал функционировать, не только лишается права на «показушное потребление», но и отправляется к богам лично. В качестве самой серьезной жертвы, какую только можно себе представить. А заодно он получает последнее поручение: донести до своих божественных предков просьбы и чаяния своего народа.

Таким образом замыкается еще один вполне логичный, но более крупный цикл «круговорота божественных эксцессов»: царь-жрец может себе позволить то, чего не позволено простым людям, но лишь до поры-до времени. Как только дела начинают идти не ахти, он сам становится жертвой богам и освобождает место для – страшно сказать – преемника.

Впрочем, именно эта-то мораль сей басни и оказалась утрачена во тьме веков. О том, что тот же Геракл стал бессмертным и вознесся на Олимп, худо-бедно помнят, а вот о том, что путь его на Олимп проходил через жертвенный костер, как-то предпочитают не думать. С Нибелунгами – абсолютно та же история. О божественном происхождении и том, какие кошмарные деяния они совершали – помнят, о страшной судьбе и мучительной смерти – нет. Примеры можно длить сколь угодно долго. Собственно, даже и эти длительные пояснения нужны главным образом потому, что мифы о былой роскоши и о великих подвигах последнее время все больше рассказываются без конца, причем во всех смыслах этого слова. А конец в данном случае радикально меняет если не содержание, то уж во всяком случае – смысл «предыдущих серий».

Вернемся, однако, к российским реалиям и к завиральной идее.

Кто-то сомневается, что уничтожение «запрещенных продуктов» (опуская в данном случае любые рассуждения о целесообразности таких действий) можно было организовать по-тихому? Или уж по крайней мере – без той помпы и без того вызывающего пропагандистского сопровождения, которое абсолютно все могли наблюдать в последнее время?

Есть хоть какие-то сомнения в том, что свадьба не к ночи будь помянутого Пескова могла быть проведена таким образом, чтобы не привлекать к ней лишнего внимания? Я уж не говорю о пресловутых  часах с изображением черепа: танатофилия нынешней российской власти и без того достаточно очевидна, но об этом – чуть позже.

И еще. Как ни чудовищно покажется подобное сравнение, оно, к сожалению, ложится в описываемую парадигму совершенно точно: могло ли убийство  Б.Немцова быть осуществлено так, чтобы его тело не было обнаружено и сфотографировано («зафиксировано для вечности») у стен Кремля? Фактически – во дворе Того-Чье-Имя-Нельзя-Произносить? Тем более – в годовщину присоединения Крыма и точно во вновь утверженный День Спецопераций? Даже если он обматерил Самого, и тот ну никоим образом не мог ему спустить подобного оскорбления? Или если это убийство было сочтено необходимым по другим, неизвестным нам, но имеющим смысл для Кремля, причинам?

Ответ на этот, как и на предыдущие вопросы – разумеется, да. Все то же самое можно было сделать по-другому. Тихо, более-менее незаметно и уж совершенно точно – без тех фантастических постановочных эффектов, которые мы наблюдаем в последнее время. А наблюдаем мы – во всем, что организуется Кремлем – именно театрализованность, предельную «зрелищность» и эффектность того, как преподносятся не умещающиеся, казалось бы, в человеческое сознание, факты.

Заодно уж сложим в ту же копилку наблюдений и  другие, менее жуткие, но не менее символические (и тоже соответствующие нашей концепции) действия  первого лица России:  полеты со стерхами,  дружбу с тиграми или общение с рыбами (заметим, что в качестве рыбы для общения была выбрана именно щука, не сом и не налим какой-нибудь! Коннотации, связанные с щукой надо объяснять или и так понятно?) Все это – вполне нормально и естественно, если смотреть на мир с точки зрения, скажем так,  шаманизма и обрядовой магии: связь с природными стихиями воздуха (птицы), земли (звери) и воды (рыбы) была для вождя-жреца совершенно само собой разумеющейся вещью. Без такой связи какая ж может быть вообще власть, собственно говоря?!

Если продолжать исходить из этой  завиральной концепции, нынешний российский лидер считает себя именно таким вот вышеописанным «избранником богов» (или условным «царем-жрецом», термин, вполне возможно, известный кремлевским придворным эзотерикам) и действует строго в парадигме шаманизма и сугубо языческих представлений о силах, действующих как в нашем мире, так и в мире Ином. Это, кстати, совершенно не противоречит и тем процессам, которые ныне происходят в РПЦ МП, но это – отдельная и очень большая тема. «Сейчас не об этом»(с).

Что он (российский лидер) пытается в результате получить? А что, собственно, пытаются получить все диктаторы? «Подумаешь, бином Ньютона»(с). Сначала – абсолютную власть над собственной страной, а затем, по мере возрастания аппетитов – мировое господство и личное бессмертие. В этом месте, конечно, можно и посмеяться немного наивности всех этих македонских-гитлеров-сталиных, но... Факты  - упрямая вещь. Личное бессмертие и власть над всем миром – это тот приз, который может свести с ума и того человека, которому, казалось бы, уже нечего более желать. И сводит, как, к сожалению, свидетельствует история человечества.

Самое же забавное во всем этом что? А самое забавное  – то, что эта завиральная концепция дает ответы практически на все вопросы, которые так мучали в последнее время людей, вынужденных  осмысливать события в России. Циничная бессмысленность происходящего и тот факт, что все это делается как бы нарочно напоказ, с максимальной помпой и шумом, сразу приобретают некое – пусть и абсолютно фантастическое, но хотя бы не противоречащее опыту человечества объяснение.

Итак, первый этап – достижение абсолютной власти над собственной страной – осуществляется путем подчинения своей воле стихий этого мира: воздуха, земли и воды.  Какие дополнительные магические ресурсы были задействованы на этом этапе мы не знаем, да это и не обязательно знать, поскольку результат, судя по всему, клиента удовлетворил.

Дальше - больше. Следующий этап – власть над миром и личное бессмертие – требует вмешательства сил другого порядка, более могущественных. И фольклористика с антропологией даже знают, каково должно быть происхождение этих сил: это духи Царства Мертвых. Энергии смерти и разрушения, которые путем обрядов и многочисленных жертв якобы должны обеспечить достижение этой цели.

Боже нас упаси знать подробности таких ритуалов. Достаточно и самых общих сведений: скажем, того, что они требуют человеческих жертв, и жертвы эти должны соответствовать уровню запроса. С этой точки зрения Б.Немцов, в прошлом – первый вице-премьер России, политический «приемный сын» президента России и прочая, прочая, прочая – жертва вполне отвечающая требованиям. Впрочем, как и многие другие обстоятельства этого убийства. Кстати, именно в последние дни это убийство снова стало активно обсуждаться российскими средствами пропаганды. Одновременно с темой уничтожения продуктов в самых различных ракурсах.

С этой точки зрения сожжение огромных количеств продовольствия приобретает дополнительные, весьма существенные оттенки. Дело уже не только в том, чтобы устроить своего рода гекатомбу и отослать в Царство Мертвых, к духам, как можно большие жертвы. Судя по всему, Кремль берет курс на реальное ограничение населения в самых различных источниках материальных удовольствий. И – для начала – в еде. Уже отбираются и уничтожаются продукты, провозимые в ручной клади. Обсуждается необходимость введения ограничений на поголовье скота и птицы в личных подсобных хозяйствах. Это – если не говорить о других, более мелких событиях того же плана, указывающих все в том же направлении. Цель состоит в том, чтобы заставить население России практиковать аскезу.  Как это озвучил на днях Кургинян, колбасизм убивает российский дух. Это не цитата, но близко к тексту, и ссылки я не даю, вот еще не хватало...

Вся энергия страны и живущего на ее территории населения направляется в этом случае на одну цель: обеспечить Кащею – Бессмертие.

То, что до сих пор эта цель оставалась недостижимой, не может служить препятствием для попыток. Тем более, что примеры обществ, построенных на культе смертолюбия и – практически буквально – на крови жертв, в истории были. Это прежде всего, конечно, государства ацтеков, майя и инка. Эти же цивилизации, кстати говоря, дают и примеры поразительных масштабов «показушного потребления» в ритуальных целях и тех результатов, к которым подобная практика в конечном счете приводит. Танатофильские часы Пескова, конечно, не отличаются тем богатством подробностей, что изделия ацтеков, но, в принципе, в контекст они бы вписались:

Впрочем, в этот контекст вписывается и многое, многое другое: и «умремте ж под Москвой»(с) (и прослезился), и официальная идеология «Русского мира», основанная, помимо всего прочего на том, что для русских «на миру и смерть красна»(с), и подчеркнутое обращение к темам смерти, кровавой жертвы и тому подобного в пропаганде. Собственно, культ смерти, войны и кровавой жертвы как-то нечувствительно стал главной, несущей составляющей всех российских идеологических разработок. И чем дальше, тем заметней это становится.

Чего можно в этом случае ожидать? Если российский нац. лидер действительно всерьез вознамерился достичь мирового господства и личного бессмертия, то ничего хорошего. Шаги в сторону «северокореизации» России уже делаются, и темп этих шагов все убыстряется. Жизненная энергия будет настойчиво перенаправляться от людей к тому, кто, судя по всему, возомнил себя полубогом. Как это бывает на практике, можно узнать, посвятив некоторое время изучению истории государства ацтеков, майя и все тех же инка. Впрочем, об этом мы уже говорили.

И еще впрочем. Никто не забыл, что идея-то была изначально завиральная? Что все началось с того, что я  не удержалась и сдалась на волю волн ассоциаций, которые захлестывали меня вот уже несколько месяцев? Ничего не скажешь, концепция хороша. И отвечает практически на все вопросы, которые у меня за последнее время возникали. Жаль только, что, как бы это сказать... экзотична, правда?
* * * * * * * * *

Если же все-таки попробовать сказать несколько слов всерьез, то события последнего времени в России производят впечатление весьма масштабной идеологической операции. Целей у этой операции, судя по всему,  несколько:

  1. Дать понять населению, что проявления варварства, подобные  сжиганию продуктов отныне будут как бы в порядке вещей. Что чего-то подобного (или даже худшего) можно ожидать и в других сферах жизни. И уж совершенно точно следует ожидать ухудшения ситуации с продовольствием.

  2. Отследить реакцию на происходящее в разных слоях населения. Не то, чтобы власть ожидала каких-то реальных протестов, но на сто процентов гарантировать полную поддержку тоже было невозможно. Эксперимент, кстати, судя по всему, вполне удался.

  3. Третья, и не менее важная цель совершенно очевидно состояла в том, чтобы создать мощную информационную дымовую завесу. В данном случае «дым Отечества» практически мгновенно скрыл от подавляющего большинства глаз и российское вето в Совбезе ООН, и активизацию военных действий в Украине, и кто знает, какие еще события из ближайшего будущего пройдут практически незамеченными под прикрытием этого густого дыма?

В созданной таким образом атмосфере у российской публики отключается способность осмысливать происходящее и максимально раскачиваются эмоции. Именно на это направлены сейчас ресурсы пропаганды. Эмоции, в принципе, хороши любые: хоть негодование, хоть страстная поддержка правительственных мер. Главное – чтобы они были максимально сильными; чем сильнее бушуют чувства, тем меньше способность людей к осмысленному поведению. В принципе, этого курса российские информационные войска придерживаются постоянно, и истерика на экране телевизора стала для российского зрителя достаточно привычным делом. И все-таки приходится признать, что такого густого дыма Отечество, пожалуй, за последнее время ни видело. И скрыть за ним можно не только то, что уже произошло. Что-то будет?

Tags: de profundis, kunstkamera, информвойна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →