?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И дым Отечества

«... герой так прожорлив,
потому  что прожорлива и ненасытна смерть»
О.Фрейденберг, «Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах
Эгейского отрезка Средиземноморья»



Соблазн, конечно, велик. В последнее время в России происходят  столь впечатляющие события, что так и хочется дописать, наконец, ненаучно-фантастическую теорию, которая исподволь складывалась в моем воображении вот уже несколько месяцев.

«Пусть безумная идея»(с), но куда деваться от антропологических и исторических ассоциаций? Взять хоть последние, поражающие воображение, новости о сжигании продуктов. Как тут не вспомнить массовые жертвоприношения языческим богам, совершавшиеся именно в такой форме? Эта параллель, разумеется, лежит на поверхности, и странно даже, что я нигде до сих пор не видела этого сравнения. А ведь если сделать еще несколько шагов по пути этой завиральной концепции, то открываются и другие, не менее удивительные (и не менее ужасающие) параллели.

Впомним для начала, откуда вообще взялась традиция, казалось бы, совершенно иррациональных массовых жертвоприношений.  Для чего нужны были правителям пиры с безумным количеством блюд и выпивки? Для чего, в конце концов, вожди и царьки при первой возможности обвешивали себя самих и своих приближенных дорогими часами золотом и драгоценностями, которые в конечном счете так и оставались мертвым грузом? Часы драгоценности ведь в бою владельца не сохранят, на холоде не согреют, а, случись голод, грызть их можно разве что в припадке последнего безумия. И это все – в обществе, где ресурсы далеко не были неограниченными, где голод и холод оставались постоянной реальной угрозой и где, как правило, существовали вполне разумные и рациональные представления о том, что людям позволено, а что – нет. И, тем не менее, антропологический термин conspicuous consumption (показушное потребление) – возник отнюдь не в связи с реалиями современного консьюмеризма, а именно как характеристика явлений, свойственных весьма ранним человеческим обществам, иногда даже не имевшим еще государственной или хотя бы протогосударственной социальной структуры.

Собственно, такая постановка вопроса уже содержит в себе и частичный ответ. Если в обществе существуют твердые представления о том, что людям позволено, а что – нет, то любое нарушение таких представлений воспринималось либо как преступление, либо как доказательство причастности к  иному (точнее, Иному) миру: к богам и героям. Как определялась разница между преступлением и царской прерогативой? А очень просто. Принцип «что позволено Юпитеру, не позволено быку»(с) проверялся на практике. Пару лет назад я уже говорила немного о том, каковы были требования традиционного общества к своим правителям: главным из них была способность прямой связи с высшими силами. Желательно – родственные отношения с богами, доказанные успешной деятельностью нескольких поколений предков на вождеско-жреческих постах.  То есть, показушное потребление (и – главное – возможность его продолжать) служило своего рода доказательством божественности происхождения. Если вождь в состоянии себе такое позволить, то, значит, боги ему благоволят. Ну и, соответственно, жертвы-то направлялись кому? Все тем же богам, с тем, чтобы обеспечить и будущее благоволение, и новый виток все того же потребления. Таким образом создавался своеобразный «круговорот божественных эксцессов в природе».

Этим, кстати, объясняется очень многое из того, что столь шокирует современного читателя и в греческих мифах, и, скажем, в древнегерманских сказаниях о Нибелунгах: нечеловеческие деяния (включая нечеловеческую жестокость и нечеловеческий же уровень потребления) на самом деле для современников были вполне логичны: это служило доказательством того, что герои мифов  - не простые люди, а принадлежат к миру богов и героев (т.е. потомков богов). Им до какой-то поры позволено и доступно то, что людям недоступно и категорически запрещено.  Тут, кстати, можно вспомнить, что одним из самых знаменитых мифологических обжор был, конечно, Геракл, сын, как известно, Зевса. Его способность поглощать еду была как бы одним из присущих ему магических атрибутов наравне с его нечеловеческой силой.

И вот тут самое время вспомнить, как Геракл окончил дни свои. А окончил он их, в свою очередь, на костре, совершенно как и жертвы, которые положено было приносить богам. Миф объясняет это ревностью его жены и мстительностью кентавра Несса, но антропология в данном случае неумолима: вождь, чья сила исчерпана и чей «канал связи» с высшими силами перестал функционировать, не только лишается права на «показушное потребление», но и отправляется к богам лично. В качестве самой серьезной жертвы, какую только можно себе представить. А заодно он получает последнее поручение: донести до своих божественных предков просьбы и чаяния своего народа.

Таким образом замыкается еще один вполне логичный, но более крупный цикл «круговорота божественных эксцессов»: царь-жрец может себе позволить то, чего не позволено простым людям, но лишь до поры-до времени. Как только дела начинают идти не ахти, он сам становится жертвой богам и освобождает место для – страшно сказать – преемника.

Впрочем, именно эта-то мораль сей басни и оказалась утрачена во тьме веков. О том, что тот же Геракл стал бессмертным и вознесся на Олимп, худо-бедно помнят, а вот о том, что путь его на Олимп проходил через жертвенный костер, как-то предпочитают не думать. С Нибелунгами – абсолютно та же история. О божественном происхождении и том, какие кошмарные деяния они совершали – помнят, о страшной судьбе и мучительной смерти – нет. Примеры можно длить сколь угодно долго. Собственно, даже и эти длительные пояснения нужны главным образом потому, что мифы о былой роскоши и о великих подвигах последнее время все больше рассказываются без конца, причем во всех смыслах этого слова. А конец в данном случае радикально меняет если не содержание, то уж во всяком случае – смысл «предыдущих серий».

Вернемся, однако, к российским реалиям и к завиральной идее.

Кто-то сомневается, что уничтожение «запрещенных продуктов» (опуская в данном случае любые рассуждения о целесообразности таких действий) можно было организовать по-тихому? Или уж по крайней мере – без той помпы и без того вызывающего пропагандистского сопровождения, которое абсолютно все могли наблюдать в последнее время?

Есть хоть какие-то сомнения в том, что свадьба не к ночи будь помянутого Пескова могла быть проведена таким образом, чтобы не привлекать к ней лишнего внимания? Я уж не говорю о пресловутых  часах с изображением черепа: танатофилия нынешней российской власти и без того достаточно очевидна, но об этом – чуть позже.

И еще. Как ни чудовищно покажется подобное сравнение, оно, к сожалению, ложится в описываемую парадигму совершенно точно: могло ли убийство  Б.Немцова быть осуществлено так, чтобы его тело не было обнаружено и сфотографировано («зафиксировано для вечности») у стен Кремля? Фактически – во дворе Того-Чье-Имя-Нельзя-Произносить? Тем более – в годовщину присоединения Крыма и точно во вновь утверженный День Спецопераций? Даже если он обматерил Самого, и тот ну никоим образом не мог ему спустить подобного оскорбления? Или если это убийство было сочтено необходимым по другим, неизвестным нам, но имеющим смысл для Кремля, причинам?

Ответ на этот, как и на предыдущие вопросы – разумеется, да. Все то же самое можно было сделать по-другому. Тихо, более-менее незаметно и уж совершенно точно – без тех фантастических постановочных эффектов, которые мы наблюдаем в последнее время. А наблюдаем мы – во всем, что организуется Кремлем – именно театрализованность, предельную «зрелищность» и эффектность того, как преподносятся не умещающиеся, казалось бы, в человеческое сознание, факты.

Заодно уж сложим в ту же копилку наблюдений и  другие, менее жуткие, но не менее символические (и тоже соответствующие нашей концепции) действия  первого лица России:  полеты со стерхами,  дружбу с тиграми или общение с рыбами (заметим, что в качестве рыбы для общения была выбрана именно щука, не сом и не налим какой-нибудь! Коннотации, связанные с щукой надо объяснять или и так понятно?) Все это – вполне нормально и естественно, если смотреть на мир с точки зрения, скажем так,  шаманизма и обрядовой магии: связь с природными стихиями воздуха (птицы), земли (звери) и воды (рыбы) была для вождя-жреца совершенно само собой разумеющейся вещью. Без такой связи какая ж может быть вообще власть, собственно говоря?!

Если продолжать исходить из этой  завиральной концепции, нынешний российский лидер считает себя именно таким вот вышеописанным «избранником богов» (или условным «царем-жрецом», термин, вполне возможно, известный кремлевским придворным эзотерикам) и действует строго в парадигме шаманизма и сугубо языческих представлений о силах, действующих как в нашем мире, так и в мире Ином. Это, кстати, совершенно не противоречит и тем процессам, которые ныне происходят в РПЦ МП, но это – отдельная и очень большая тема. «Сейчас не об этом»(с).

Что он (российский лидер) пытается в результате получить? А что, собственно, пытаются получить все диктаторы? «Подумаешь, бином Ньютона»(с). Сначала – абсолютную власть над собственной страной, а затем, по мере возрастания аппетитов – мировое господство и личное бессмертие. В этом месте, конечно, можно и посмеяться немного наивности всех этих македонских-гитлеров-сталиных, но... Факты  - упрямая вещь. Личное бессмертие и власть над всем миром – это тот приз, который может свести с ума и того человека, которому, казалось бы, уже нечего более желать. И сводит, как, к сожалению, свидетельствует история человечества.

Самое же забавное во всем этом что? А самое забавное  – то, что эта завиральная концепция дает ответы практически на все вопросы, которые так мучали в последнее время людей, вынужденных  осмысливать события в России. Циничная бессмысленность происходящего и тот факт, что все это делается как бы нарочно напоказ, с максимальной помпой и шумом, сразу приобретают некое – пусть и абсолютно фантастическое, но хотя бы не противоречащее опыту человечества объяснение.

Итак, первый этап – достижение абсолютной власти над собственной страной – осуществляется путем подчинения своей воле стихий этого мира: воздуха, земли и воды.  Какие дополнительные магические ресурсы были задействованы на этом этапе мы не знаем, да это и не обязательно знать, поскольку результат, судя по всему, клиента удовлетворил.

Дальше - больше. Следующий этап – власть над миром и личное бессмертие – требует вмешательства сил другого порядка, более могущественных. И фольклористика с антропологией даже знают, каково должно быть происхождение этих сил: это духи Царства Мертвых. Энергии смерти и разрушения, которые путем обрядов и многочисленных жертв якобы должны обеспечить достижение этой цели.

Боже нас упаси знать подробности таких ритуалов. Достаточно и самых общих сведений: скажем, того, что они требуют человеческих жертв, и жертвы эти должны соответствовать уровню запроса. С этой точки зрения Б.Немцов, в прошлом – первый вице-премьер России, политический «приемный сын» президента России и прочая, прочая, прочая – жертва вполне отвечающая требованиям. Впрочем, как и многие другие обстоятельства этого убийства. Кстати, именно в последние дни это убийство снова стало активно обсуждаться российскими средствами пропаганды. Одновременно с темой уничтожения продуктов в самых различных ракурсах.

С этой точки зрения сожжение огромных количеств продовольствия приобретает дополнительные, весьма существенные оттенки. Дело уже не только в том, чтобы устроить своего рода гекатомбу и отослать в Царство Мертвых, к духам, как можно большие жертвы. Судя по всему, Кремль берет курс на реальное ограничение населения в самых различных источниках материальных удовольствий. И – для начала – в еде. Уже отбираются и уничтожаются продукты, провозимые в ручной клади. Обсуждается необходимость введения ограничений на поголовье скота и птицы в личных подсобных хозяйствах. Это – если не говорить о других, более мелких событиях того же плана, указывающих все в том же направлении. Цель состоит в том, чтобы заставить население России практиковать аскезу.  Как это озвучил на днях Кургинян, колбасизм убивает российский дух. Это не цитата, но близко к тексту, и ссылки я не даю, вот еще не хватало...

Вся энергия страны и живущего на ее территории населения направляется в этом случае на одну цель: обеспечить Кащею – Бессмертие.

То, что до сих пор эта цель оставалась недостижимой, не может служить препятствием для попыток. Тем более, что примеры обществ, построенных на культе смертолюбия и – практически буквально – на крови жертв, в истории были. Это прежде всего, конечно, государства ацтеков, майя и инка. Эти же цивилизации, кстати говоря, дают и примеры поразительных масштабов «показушного потребления» в ритуальных целях и тех результатов, к которым подобная практика в конечном счете приводит. Танатофильские часы Пескова, конечно, не отличаются тем богатством подробностей, что изделия ацтеков, но, в принципе, в контекст они бы вписались:

Впрочем, в этот контекст вписывается и многое, многое другое: и «умремте ж под Москвой»(с) (и прослезился), и официальная идеология «Русского мира», основанная, помимо всего прочего на том, что для русских «на миру и смерть красна»(с), и подчеркнутое обращение к темам смерти, кровавой жертвы и тому подобного в пропаганде. Собственно, культ смерти, войны и кровавой жертвы как-то нечувствительно стал главной, несущей составляющей всех российских идеологических разработок. И чем дальше, тем заметней это становится.

Чего можно в этом случае ожидать? Если российский нац. лидер действительно всерьез вознамерился достичь мирового господства и личного бессмертия, то ничего хорошего. Шаги в сторону «северокореизации» России уже делаются, и темп этих шагов все убыстряется. Жизненная энергия будет настойчиво перенаправляться от людей к тому, кто, судя по всему, возомнил себя полубогом. Как это бывает на практике, можно узнать, посвятив некоторое время изучению истории государства ацтеков, майя и все тех же инка. Впрочем, об этом мы уже говорили.

И еще впрочем. Никто не забыл, что идея-то была изначально завиральная? Что все началось с того, что я  не удержалась и сдалась на волю волн ассоциаций, которые захлестывали меня вот уже несколько месяцев? Ничего не скажешь, концепция хороша. И отвечает практически на все вопросы, которые у меня за последнее время возникали. Жаль только, что, как бы это сказать... экзотична, правда?
* * * * * * * * *

Если же все-таки попробовать сказать несколько слов всерьез, то события последнего времени в России производят впечатление весьма масштабной идеологической операции. Целей у этой операции, судя по всему,  несколько:

  1. Дать понять населению, что проявления варварства, подобные  сжиганию продуктов отныне будут как бы в порядке вещей. Что чего-то подобного (или даже худшего) можно ожидать и в других сферах жизни. И уж совершенно точно следует ожидать ухудшения ситуации с продовольствием.

  2. Отследить реакцию на происходящее в разных слоях населения. Не то, чтобы власть ожидала каких-то реальных протестов, но на сто процентов гарантировать полную поддержку тоже было невозможно. Эксперимент, кстати, судя по всему, вполне удался.

  3. Третья, и не менее важная цель совершенно очевидно состояла в том, чтобы создать мощную информационную дымовую завесу. В данном случае «дым Отечества» практически мгновенно скрыл от подавляющего большинства глаз и российское вето в Совбезе ООН, и активизацию военных действий в Украине, и кто знает, какие еще события из ближайшего будущего пройдут практически незамеченными под прикрытием этого густого дыма?

В созданной таким образом атмосфере у российской публики отключается способность осмысливать происходящее и максимально раскачиваются эмоции. Именно на это направлены сейчас ресурсы пропаганды. Эмоции, в принципе, хороши любые: хоть негодование, хоть страстная поддержка правительственных мер. Главное – чтобы они были максимально сильными; чем сильнее бушуют чувства, тем меньше способность людей к осмысленному поведению. В принципе, этого курса российские информационные войска придерживаются постоянно, и истерика на экране телевизора стала для российского зрителя достаточно привычным делом. И все-таки приходится признать, что такого густого дыма Отечество, пожалуй, за последнее время ни видело. И скрыть за ним можно не только то, что уже произошло. Что-то будет?

Comments

( 77 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
Aug. 12th, 2015 07:45 am (UTC)
И дым Отечества
Пользователь foxm66 сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества» в контексте: [...] очень интересна на мой взгляд, поэтому решил утащить ее себе. Оригинал взят у в И дым Отечества [...]
livejournal
Aug. 12th, 2015 09:16 am (UTC)
И дым Отечества
Пользователь darth_mickey сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества» в контексте: [...] Оригинал взят у в И дым Отечества [...]
kant_elz
Aug. 12th, 2015 09:33 am (UTC)
Это всё, что нужно знать про ВВХ


one_sergey
Aug. 12th, 2015 05:59 pm (UTC)
Re: Это всё, что нужно знать про ВВХ
Чекисты занимались этим с самого начала. Так что наивно думать, что это фсе фигня.
livejournal
Aug. 12th, 2015 10:11 am (UTC)
И дым Отечества
Пользователь glavbuhdudin сослался на вашу запись в своей записи «И дым Отечества» в контексте: [...] Оригинал взят у в И дым Отечества [...]
glavbuhdudin
Aug. 12th, 2015 10:35 am (UTC)
Надо отметить, что с угасанием вала репрессий во времена Хрущева и Брежнева советский проект начал угасать. С точки зрения шаманизма, видимо, нужны массовые жертвы для возрождения СССР и аскетизм тут не помощник, тут нужен массовый голод со смертельным исходом, чтобы голодные шли работать за то, чтобы хоть сегодня не умереть.

Это уже было в СССР, В.И.Л. теоретически обосновал необходимость принудительного труда в статьях "Сумеют ли большевики удержать власть":
"Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность является в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля... Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление, нам этого мало. Нам этого мало. Нам надо не только запугать капиталистов в том смысле, чтобы чувствовали всесилие пролетарского государства и забыли думать об активном сопротивлении ему. Нам надо сломать и пассивное, несомненно, еще более опасное и вредное сопротивление. Нам надо заставить работать в новых организационных государственных рамках. И мы имеем средство для этого... Это средство — хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность"
и "Очередные задачи советской власти":
"От трудовой повинности в применении к богатым власть должна будет перейти, а вернее одновременно должна будет поставить на очередь задачу применения соответствующих принципов к большинству трудящихся рабочих и крестьян"
Для нас не представляется безусловной необходимости в том, чтобы регистрировать всех представителей трудового народа, чтобы уследить за их запасами денежных знаков или за их потреблением, потому что все условия жизни обрекают громадное большинство этих разрядов населения на необходимость трудиться и на невозможность скопить какие бы то ни было запасы, кроме самых скудных. Поэтому задача восстановления трудовой повинности в этих областях превращается в задачу установления трудовой дисциплины..."

Как помнится за опоздание на работу давали 3 года лагерей, а увольнение называлось дезертирством с трудового фронта и каралось до 10 лет.

История идет по кругу, ну не хотят богоизбранные платить зарплату, желают рабовладение вернуть.
susel2
Aug. 12th, 2015 08:51 pm (UTC)
Похоже, что и кормить-то рабов они уже не очень хотят. Вот в чем дело.
(no subject) - glavbuhdudin - Aug. 13th, 2015 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - Килгор Траут - Aug. 21st, 2015 09:25 am (UTC) - Expand
elotar
Aug. 12th, 2015 11:08 am (UTC)
Ну так все уже несколько лет как говорят, что кормчий стал очень религиозен. Так что ничего тут особо завирального нет.
susel2
Aug. 12th, 2015 08:50 pm (UTC)
Религиозен, да. Только не уточняют, какова эта религия :)
zimorodok_ferro
Aug. 12th, 2015 12:04 pm (UTC)
Спасибо и за первую часть - сравнительно-познавательную и за вторую - серьёзно-определяющую(заключительную).
Как-то одна моя знакомая-учительница рассказывала о выпускных экзаменах в ср.школе и привела для примера такой курьёз: на вопрос кто такие "холерики" выпускник ответил так - "та це ж хворі люди" , чем естественно вызвал гомерический хохот приёмной комиссии. Так вот , к заключению Вашему , у меня вопрос напрашивается. А может всё же оставим для власти , ну не 5 , то хотя бы 2-3 прОцента на то , что "це ж хворі люди"? Вот обратите внимание , Елизавета , на это - (тут уж Лавров "отжигает по полной") и добавьте сюда все известные высказывания Путина , Чуркина , Кургияна , ... и многих-многих других при власти и около. А тогда и другой вопрос просится : "А как попадают такие люди во власть? Почему отбор идёт не среди лучших , а среди худших?" Вы пишите что именно такими их власть делает , то есть - "в зобу дыханье спёрло" и мозг отключился "в адеквате" , но так ли это? Есть сомнения , так как проявится может то , что изначально было заложено. Патологии , в основном , наследственные а не приобретённые , хотя есть и такие , но не много ли их , если они встречаются на каждом шагу и куда ни глянь? В России оно сейчас , как бы гипертрофировано смотрится , так как всё внимание приковано к ней , у других оно в более скрытой форме , но тоже имеется (создай лишь соответствующие условия для проявления).
И согласен с Вами полностью , что нас уже к чему-то подготавливают и тоже вопрос - "Что будет?"


Edited at 2015-08-12 12:07 pm (UTC)
susel2
Aug. 12th, 2015 08:49 pm (UTC)
Насчет того, что "больные" - не согласна все-таки.
Для того, чтобы признать человека "больным на всю голову" нужно определить, что он не в состоянии предвидеть последствий своих поступков. Это, мне кажется - главное.

А мы пока что видим?
И еще. Думаете, это там, вокруг Кремля, эпидемия? :)
(no subject) - zimorodok_ferro - Aug. 12th, 2015 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kant_elz - Aug. 13th, 2015 06:10 am (UTC) - Expand
Daniel Kotsiubinsky
Aug. 12th, 2015 12:05 pm (UTC)
Текст хорошо написан, и с его общим месседжем спорить не хочется.

Хотя, конечно, каждый из упомянутых в нем фактов вполне можно объяснить вполне земными, т.с, кремлевско-прагматическими, а не "ритуально-ацтекскими" мотивами.

Хотел бы к этому изящному антропологическому нарративу добавить несколько слов скудной политологической аналитики (цитирую сам себя из Фейсбука:))

"Путин силен только потому что его любят. Его власть, т.о., непрочна. - см. Макиавелли. Как только разлюбят - свергнут в ту же секунду. А любовь - штука прихотливая. В отличие от страха. Фанаты Путина любовно называют его "Вовкой" и не боятся особо. А вот когда разлюбят - осерчают.
Не об интеллигентах-нацпредателях, само собой речь. А о "спасибобедузапобедах"..."
susel2
Aug. 12th, 2015 08:39 pm (UTC)
Жаль, что "с общим месседжем спорить не хочется" :
Я думала, у меня тут будет сегодня дебат-диспут, а, оказывается, с идеей шаманизма в российской верхушке никто из моих наиболее уважаемых посетителей спорить не хочет :)
Все согласны, что и это возможно.
Приехали, называется.

Берем концепцию за основу? :)
(no subject) - kotsubinsky - Aug. 12th, 2015 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Aug. 12th, 2015 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 12th, 2015 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 10:28 pm (UTC) - Expand
claire_1973
Aug. 12th, 2015 01:07 pm (UTC)
Остаётся ждать удаления патриарха от двора и возведения быстросборных бетонных капищ на любой вкус. Глядишь, и бассейн народу вернут.
susel2
Aug. 12th, 2015 08:36 pm (UTC)
РПЦ МП в нынешнем своем виде - лишь вывеска с надписью "Православное христианство". По сути - тот же шаманизм и идолопоклонство.
И идея заставить свою паству страдать (во всех смыслах этого слова) при этом предаваясь неограниченному потреблению напоказ - это, можно сказать, основная черта нынешнего российского церковного руководства.

Так что менять уже ничего не надо. Разве что вывеску. Но это их, думаю, не колышет уже.
one_sergey
Aug. 12th, 2015 06:00 pm (UTC)
Объясняется, действительно, ффсё. Особенно, если учесть мое недавнее предположение, что у него не так давно случился мужской климакс. Многие мужчины переносят его очень тяжело. И ведь это как раз свидетельство "обычности", непринадлежности к богам. Так что весьма резонно предположить, что надобыло срочно это чем-то компенсировать.
Alexandre Bondarev
Aug. 12th, 2015 07:48 pm (UTC)
Сергей, мужской климакс не "случается", уж поверь. Процесс длительный, растянутый, слава богу, на годы. Так что этот фактор, по-моему, в качестве объяснения не катит.
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Aug. 12th, 2015 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 12th, 2015 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Aug. 12th, 2015 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kant_elz - Aug. 13th, 2015 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 12th, 2015 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 10:22 pm (UTC) - Expand
Alexandre Bondarev
Aug. 12th, 2015 07:40 pm (UTC)
Придирка :)
Текст замечательный.
Однако перевод термина 'conspicuous consumption' представляется неудачным.
Действительно, "показушный" сегодня по-русски означает что-то вроде "поддельный, ненастоящий, использующийся для пиара". Например, показушными были потёмкинские деревни.
"Показной" -- это "притворный, наигранный".
А 'conspicuous consumption' -- это потребление "напоказ".
Мне кажется, что так будет точнее.
susel2
Aug. 12th, 2015 08:21 pm (UTC)
Re: Придирка :)
Ваши "придирки", Александр, дорогого стоят!:)
Конечно, Вы правы. Это меня подвело желание придать переводу максимально аэродинамичную форму и усилить эффект. В результате, как Вы справедливо заметили, получилось не то чтобы совсем неточно, а акценты оказались несколько неудачно смещены.
Ваша редактура принята безоговорочно, но справлять в тексте не буду в наказание себе самой :))

predsovmina
Aug. 12th, 2015 07:55 pm (UTC)
Ваша концепция вполне стройна и не так уж экзотична, как может показаться на первый взгляд.
У данной ситуации есть, кстати сказать, и довольно интересный научно-практический аспект. Погуглите "Россия 2045" и "Дмитрий Ицков".
Проект имеет очень жирное финансирование. В качестве спонсоров, как утверждается, выступает окружение первых лиц Кремля.
susel2
Aug. 12th, 2015 08:33 pm (UTC)
Посмотрела, спасибо.
Общее направление - да, примерно то же, но все-таки методы достижения цели предполагаются более-менее технологичные.

Впрочем, зная методы Конторы, совершенно не удивлюсь, если одновременно разрабатывается несколько проектов такого рода: от сугубо эзотерических, с жертвоприношениями и камланиями, до чисто лабораторных и научных, белые халаты и прочая нанофигня :))
(no subject) - predsovmina - Aug. 12th, 2015 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 08:52 pm (UTC) - Expand
esli_mysli
Aug. 12th, 2015 09:22 pm (UTC)
Как обычно, читаю Ваш текст и перечитываю. Спасибо за доставленное интеллектуальное удовольствие. Несмотря на тягостную тематику, подача материала завораживает. Вы сетуете, что читатели не вступают в спор с генеральной идеей. Чему ж тут удивляться? У Вас всё так точнёхонько выстроилось, что только и остается, как припомнить иные события, вписывающиеся в ту же канву. Доходящее до исступления Победобесие. Торжественный прием в Кремле по случаю 1000-летия смерти князя Владимира. Часы Кирилла, от которых осталось только отражение в полированном столе. Чаплин (Всеволод), призывающий паству наслаждаться роскошью церковнослужителей и учиться "умеренности, самоограничению, достаточности в потреблении". Он же, постоянно камлающий войну. Всё это частички той же мозаики.
susel2
Aug. 12th, 2015 09:52 pm (UTC)
Да, акцент именно на смерти - во всех ее аспектах - становится все более очевидным и ярко проявленным. И чем дальше, тем очевиднее.

Если уж на то пошло, то шествие так называемого "бессмертного полка" (которое, российский лидер возглавил с портретом своего якобы отца - не то погибшего на войне, не то умершего от рака в 98 г.) - это ж совершенно знаковое действо! Куда уж знаковее, мне кажется!

Может, пора уже действительно начать серьезное антропологическое наблюдение за предметом дискуссии?:)
(no subject) - kant_elz - Aug. 13th, 2015 06:23 am (UTC) - Expand
esli_mysli
Aug. 12th, 2015 09:38 pm (UTC)
Лиза, как Вы думаете, что должна символизировать запланированная на август экспедиция (от "Олега" к хазарам)? ;)
http://lenta.ru/news/2015/07/31/putin/
zimorodok_ferro
Aug. 12th, 2015 09:54 pm (UTC)
Похоже опять подсунутые амфоры доставать со дна будет. А Олег разве из Крыма осуществлял поход к хазарам? -(
(no subject) - esli_mysli - Aug. 12th, 2015 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zimorodok_ferro - Aug. 12th, 2015 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Aug. 12th, 2015 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 13th, 2015 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 12th, 2015 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 12th, 2015 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 12th, 2015 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 13th, 2015 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Aug. 13th, 2015 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 13th, 2015 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - esli_mysli - Aug. 13th, 2015 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Aug. 14th, 2015 02:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Naumovich - Aug. 13th, 2015 06:15 am (UTC) - Expand
esli_mysli
Aug. 13th, 2015 12:12 am (UTC)
Не могу не поделиться ссылкой на цитату из Станислава Лема (с иллюстрациями), к которой и добавить нечего:
http://esli-mysli.livejournal.com/82459.html?thread=2871835#t2871835
susel2
Aug. 13th, 2015 12:23 am (UTC)
Я всегда говорила, что Лем велик :)
А этого "Путешествия" в моем Собрании Сочинений почему-то нет, так что спасибо еще и за эту приятную неожиданность!

Иллюстрации - дух захватывающие.
Перетащу-ка я их сюда. Чтобы даже ленивым посетителям было видно.










Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 77 comments — Leave a comment )