susel2 (susel2) wrote,
susel2
susel2

Category:

Ночь на Ивана Купала

Опять настала.

Опять цветет в лесу папоротник


,
и опять  горят костры на берегах рек и озер.

И мои любимые муми-тролли (и филифьонки, разумеется!) празднуют Иванов день, что бы ни случилось, верно?

"Тут фрекен Снорк обо что-то споткнулась.
-- "ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРЫГАТЬ!" -- прочитала она.
-- Какая ерунда! Глядите, здесь полно табличек, до которых больше никому нет дела.
-- Как удивительно, что все разрешается! -- воскликнула Филифьонка. -- Ну и ночь! А не сжечь ли нам эти таблички? Не устроить ли из них праздничный костер и не поплясать ли вокруг него, пока все не сгорит?
И летний костер запылал! Огонь с ревом набрасывался на таблички с надписями "ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЕТЬ", "ЗАПРЕЩАЕТСЯ СОБИРАТЬ ЦВЕТЫ!", "ЗАПРЕЩАЕТСЯ СИДЕТЬ НА ТРАВЕ!".
Огонь, весело потрескивая, пожирал большие черные буквы, и снопы искр взметались к бледному ночному небу. Густой дым клубами вился над полями и белыми коврами повисал в воздухе. Филифьонка запела. Она разгребала веткой горящие угли и танцевала у костра на своих худущих ногах.
-- Никаких дядюшек! Никаких тетушек! Никогда, никогда! Вимбели-бамбели-бю!
Муми-тролль и фрекен Снорк сидели рядом, любуясь костром.
-- Как ты думаешь, что делает в эту минуту моя мама? -- спросил Муми-тролль.
-- Конечно, празднует, -- ответила фрекен Снорк.
Таблички горели, и к небу взлетали фейерверки искр, а Филифьонка кричала:
-- Ура!
-- Я скоро усну, -- признался Муми-тролль. -- Значит, нужно собрать девять разных цветочков?
-- Девять, -- подтвердила фрекен Снорк. -- И поклянись, что не произнесешь ни слова.
Муми-тролль торжественно кивнул головой. Он сделал несколько выразительных жестов, означавших "спокойной ночи, увидимся завтра утром", и зашлепал по мокрой от росы траве."
(Туве Янссон, "Опасное лето", гл. 7)

Ночь на Ивана Купала - ночь любви, красоты и опьяняющего волшебства,
В это ночь можно найти счастье, можно исполнить заветное желание, а можно вдруг изменить всю свою жизнь.



Можно, окунувшись в лесное озеро, выйти из него кем-то совершенно другим. Ну, а уж если окунуться вдвоем...
Сначала, взявшись за руки, прыгнуть через купальский костер, а потом, не разжимая рук, добежать до озера и окунуться с головой!
Продолжение этой истории может занять всю оставшуюся жизнь.




P.S. Немного занудства по просьбам публики.
В прошлом году некоторые мои френды озадачились тем, что, мол, кое-где в России Купалу справляют в начале июля, т.е. через две недели. Почему так, и когда все-таки "правильно" справлять этот волшебный праздник? Ответ прост и вместе с тем несколько удручающ. Все дело в нежелании даже поборников "традиционной культуры" на секундочку задуматься о смысле происходящего.

Итак, праздник летнего солнцестояния - один из древнейших в человеческой культуре и наблюдается практически у всех народов, особенно у тех, где ярко выражена смена времен года. Чем дальше на Север, тем сильнее ликование в момент наступления самой короткой ночи и самого длинного дня в году. У разных народов этот праздник имеет разные названия, но многие из них  имеют общий корень "лит" или "лиг". Кельты называли этот день "Лита" (Litha).

С распространением христианства этот великий традиционный праздник был приурочен (как большинство праздников годового круга) к церковному календарю, в данном случае - к почитанию св.Иоанна (St.John's Eve).
Все шло своим чередом, и Ивана Купала совпадал с днем Солнцестояния до перехода на новый календарь в 1918 г.

И тут вдруг выяснилось, что потеря двух недель с большим трудом укладывается в людскую психологию. "Старый стиль" сохранился отнюдь не только в церковных праздниках (нелепость расхождения прежде всего, конечно, бросается в глаза в случае Рождества), но и в традиции праздновать "Старый Новый Год" (что было абсолютно невозможно объяснить иностранцам в конце ХХ в., спустя 80 лет после реформы календаря).

Аналогичная нелепица случилась и с ночью на Ивана Купала. Весь смысл этого праздника - уникальная для северных широт короткая (а кое-где и "белая" ночь), самая короткая в году и самый длинный, почти нескончаемый день. Это - торжество Солнца, пик его могуществм, которое и находит свое отражение в кострах, зажигаемых у воды. Почему у воды?  С практической точки зрения - потому что только с этого времени в северных широтах, как правило, и можно было купаться. С эзотерической точки зрения это - союз двух самых мощных очистительных стихий: огня п воды, способных именно в этот день, в день торжествующего Солнца, уничтожить все зло, если оно есть в жизни человека и позволить ему освободиться.

Так что логически Купалу имеет смысл праздновать только в день Летнего Солнцестояния. Но если кому-то так дорог дореволюционный (до 1917г, я имею в виду) календарь, то они могут продолжать следовать примеру РПЦ и праздновать свои праздники с запозданием на две недели.

А нам всем - любви, счастья и радости во всем!






Tags: ibi amor ubi fides, letitia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments