?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В обсуждении к предыдущему посту довольно многие комментаторы высказались в том смысле, что правда - это, конечно, замечательно теоретически, но на практике народу нужно периодически подливать розовый сиропчик лжи. Разумеется, строго "во спасение" и "во избежание". Потому что правда чревата всякими катаклизмами и неприятностями, а в условиях России - так и вовсе чуть ли не социальным коллапсом.

В ответ на это хочу напомнить всем ревнителям "дозированной правды", что именно такой логикой и руководствовались те, кто создал такое понятие, как "спецхран" в советских библиотеках. И решение о том, что именно поместить в "спецхран" принимали люди, которые сами-то имели доступ хоть к журналу "Плейбой" (строго спецхрановское издание в советские времена!), хоть к трудам Питирима Сорокина. Хотя вряд ли они читали последнего.

Так вот. По поводу того, как это выглядит на самом деле: ложь во спасение. И что это такое на самом деле: розовый сиропчик умолчаний и/или лжи.
Всем сторонникам "лжи во спасение" рекомендую проделать следующий опыт. Это недолго и совсем несложно.
Сядьте в тихом месте, сосредоточьтесь и произнесите (желательно вслух) такую фразу: "Я иногда говорю неправду: тогда, когда ложь бывает во спасение".

Послушайте, как это звучит и какой отклик у вас самих вызывает подобная фраза.

А теперь скажите вот такую фразу: "Я иногда говорю неправду: тогда, когда считаю, что никаким другим путем я не смогу достигнуть желаемого результата".

Послушайте, как звучит эта фраза. И что она означает.

Выводы из этого эксперимента каждый волен, разумеется, делать сам. Каждый человек - индивидуальность. Но постарайтесь  хоть в этом эксперименте не лукавить с самими собой, а?


Comments

( 19 comments — Leave a comment )
zimorodok_ferro
Jun. 12th, 2015 07:09 am (UTC)
В продолжение поднятой темы
если позволите , Елизавета

О мелочах
Какая мелочь отступить от правил,
Подумаешь обидел невзначай.
В гордыне лжесвидетельствовал, лукавил,
А в страхе зло с поклоном привечал.
Подумаешь, прогнулся обстоятельствам,
И состраданьем душу не согрел.
И сердце трепетное замарав предательством,
Покаяться в «величии» не смел.
Какая мелочь, не убийство ж право,
Другой гляди-ка ходит по крови.
А это просто мелкая забава,
Жить в равнодушии без искорки Любви.
Так день за днём, тьма, скрадывая тени,
Взрастает метастазами в душе.
И уж не стрАшна алчность и растление,
Царит в уме «лукавого» клише.

В борьбе идей не может быть игрушек,
Не принимает зло открытый бой.
Лелея зависть, подлость, лезет в душу,
Распоряжаясь «пойманной» судьбой.
И бесполезны все призывы к БОГУ,
Без покаяния в душе не вспыхнет «свет».
Возьми ЛЮБОВЬ с НАДЕЖДОЮ в дорогу,
И ВЕРОЙ сердце огради от бед.
* * * * * *
Нет «мелочей», не тешь свой ум привычно,
Любое «отступленье» - шаг назад.
Благими намереньями обычно,
Мостят дорогу , по преданью , в ад.

http://demotivators.to/media/posters/752/905558_pravda-kroetsya-v-melochah.jpg
plauntago
Jun. 12th, 2015 07:58 am (UTC)
Исходя из украинского опыта проработки истории, могу успокоить тех, кто хочет дозировать правду от народа - народ и сам хорошо дозирует правду для себя и если народ не готов проговорить какую-то часть правды - он от нее закроется и проговаривать не будет.
И собственно значительная часть работы интеллектуалов не в том, чтобы исследовать историческую правду, а чтобы объяснять людям зачем им знать эту правду и что они с ней должны делать (поскольку если предложить человеку неприятную информацию с которой он не знает, что делать - человек ее просто вытеснит из фокуса сознания).
susel2
Jun. 12th, 2015 12:27 pm (UTC)
Опыт Украины сейчас действительно становится бесценным. Во всей его сложности и неоднозначности. Именно потому, что он может быть полностью соотнесен с российскими реалиями.
plauntago
Jun. 15th, 2015 08:58 am (UTC)
Я не уверен, что наш опыт может быть полностью соотнесен. Понимаете, в период с конца 80-х и до конца 90-х (а может даже быстрее) советский имперский проект был практически полностью заменен в широких массах украинским и постсоветским (причем оба этих проекта и мифа эволюционировали). Произошла определенная смена идентичностей, причем на всех уровнях - от обывателя до элиты (причем как политической, так и интеллектуальной). В такой ситуации, например, открытие тех же архивов - вопрос скорее технический, максимум "торгово-политический" (в смысле "да мне в целом все равно, но если это важно для вас, то что вы можете предложить мне взамен за мою помощь в разрешении этого вопроса?"), а вопрос о компартии примерно равен вопросу об ЛГБТ (вопрос об общих правах человека - может ли человек открыто и демонстративно заниматься садо-мазо или коммунизмом? правые) - правые считают, что надо запретить и разогнать, левые - что права человека гарантируются Конституцией, обыватели - что пусть оно себе будет, если оно не будет другим мешать и особо на глаза попадаться.
Насколько я понимаю у российского общества пока немного иная ситуация, поэтому, боюсь, опыт Украины может быть соотнесен с российскими реалиями только частично.
bondo_avadov
Jun. 12th, 2015 12:28 pm (UTC)
О чём тут вообще говорить, если даже и при физических заболеваниях, ложь во спасение практикуется именно в тех странах, где сами граждане этим и живут? Ну, а ложь, сама по себе, является основанием не только для мошенничества, воровства, бандитизма, терроризма и.т.д. по списку всех видов насилия, но и шовинизма, антисемитизма, расизма, фанатизма и прочих ксенофобных мировоззренческих ориентиров? Когда, именно ложь и является главным и необходимым фактором и условием инициирования любых войн?! Также, как и социально-экономического неблагополучия населений.

Edited at 2015-06-12 10:56 pm (UTC)
(Deleted comment)
susel2
Jun. 12th, 2015 06:33 pm (UTC)
Да. О том, что ложь совершенно неизбежно раскрывается рано или поздно, почему-то предпочитают не думать.
Бывает так, конечно, что целое поколение может прожить с "ложью во спасение", но потом-то все равно правда становится известна. И неважно, выплывает наружу семейный секрет или нечто более глобальное, но эффект бывает тем более разрушителен, чем более убедительной и "сладкой" была ложь.

Все, видимо, надеются, что на их век лжи хватит, а дальше хоть трава не расти. Причем, в буквальном смысле практически.
moscou_actu
Jun. 15th, 2015 09:07 am (UTC)
Подписываюсь. Примеров много, меня особенно поражает (кто о чем о вшивые о бане;), с какой нежностью звезды "оппозиционной журналистики" врут о системных либералах. С каким пренебрежением уважаемые вроде бы политологи высказываются о расследованиях, которые "в России никому не нужны, а американские спецслужбы и так знают". Хочется плакать и смеяться одновременно. И ведь есть исторические примеры, когда построенная на лжи страна рухнула, так нет, ничему не научило.
kant_elz
Jun. 12th, 2015 08:18 pm (UTC)
Мне врать неприятно, потому что нужно всё запоминать. :о)
susel2
Jun. 12th, 2015 08:45 pm (UTC)
Это еще и практично, не говоря о моральных соображениях, да :)

Вообще как-то так получается, что именно моральное решение оказывается наиболее правильным со всех сторон, в том числе и с практической. По крайней мере, в долгосрочной перспективе - точно.
kant_elz
Jun. 13th, 2015 01:22 pm (UTC)
Мораль, дорогая Лиза, бывает разная. Я живу сейчас в стране, в которой, в свое время, фюрер заявил, что он освобождает нацию от "химеры совести". И нация с удовольствием стала жить в рамках новой морали... Совесть штука экстремально редкая. Поэтому я считаю, что жить надо во-первых по принципу - "не делай другому того, чего себе не желаешь", а во-вторых по закону. Если закон противоречит первому принципу, закон не выполнять. А начнут заставлять, отстреливаться! :о)
one_sergey
Jun. 12th, 2015 09:39 pm (UTC)
Вот!
А с возрастом это все труднее и труднее :)

Edited at 2015-06-12 09:39 pm (UTC)
kant_elz
Jun. 13th, 2015 01:24 pm (UTC)
Да! Принцип экономии действия. :о)
bondo_avadov
Jun. 12th, 2015 10:55 pm (UTC)
Недавно посмотрел фильм Юрия Быкова: "Дурак". Посвящённый памяти Алексея Балабанова. Жуть... Хотя сам фильм и художественный, но я думаю, что и сама реальность не далека...
Adan Tarcil
Jun. 13th, 2015 11:55 pm (UTC)
Исцеление правдой насущно необходимо
http://potsreotizm.livejournal.com/5714634.html
susel2
Jun. 14th, 2015 12:57 am (UTC)
Re: Исцеление правдой насущно необходимо
А нам предлагают "не бередить старые раны" и делать вид, что все так и должно быть.
Дивно.
Следующее поколение россиян реально будет считать, что они произошли от тех, кто оставил "русские руны" на Марсе:(
Adan Tarcil
Jun. 14th, 2015 11:34 am (UTC)
старые раны
"не бередить старые раны" - прошлая стадия, теперь прямо:
"Ты, ...., пятая ... колонна .... " и так далее.
Ни о каких старых ранах речь уже не идёт.
Adan Tarcil
Jun. 15th, 2015 01:09 pm (UTC)
Без сатиры
http://anton-klyushev.livejournal.com/1448931.html?thread=35853283#t35853283

Текст поста и по ссылке. Это медицина без натяжки.
dmitry_sofronov
Jun. 15th, 2015 06:16 pm (UTC)
Re: Без сатиры
Знаете, по поводу медицины: я всегда в таких случаях вспоминаю статью Ходасевича "О горгуловщине":
"...в-третьих -- и это самое главное -- горгуловская бессмыслица по происхождению и значению ничем не отличается от бессмыслиц, провозглашаемых (именно провозглашаемых -- пышно, претенциозно и громогласно) в других сочинениях того же типа. Форма и содержание этих бредов, по существу, безразличны. Существенно в них только то, что, подобно бредам, известным психиатрии, они суть симптомы, свидетельствующие о наличии некой болезни. Но тут приходится всячески подчеркнуть, что на сей раз дело идет отнюдь не о психических недомоганиях. О, если бы дело шло просто о сумасшедших! К несчастью, эти творцы сумасшедшей литературы суть люди психически здоровые. Как и в Горгулове, в них поражена не психическая, а, если так можно выразиться, идейная организация. Разница колоссальная: нормальные психически, они болеют, так сказать, расстройством идейной системы. И хуже всего, и прискорбней всего, что это отнюдь не их индивидуальное несчастье. Точнее -- что не только они в этом несчастье виноваты. В них только с особой силой сказался некий недуг нашей культуры. Совершенно трагично то, что в этих идейных уродствах, как в кривом зеркале, отразились отнюдь не худшие, а как раз лучшие, даже, может быть, драгоценнейшие свойства русской души, русского сознания."

Во времена Ходасевича еще не было коммуникативной теории шизофрении. Самое страшное, на мой взгляд, то, что в
шизофреногенной системе зачинателями и управителями являются люди как раз клинически здоровые, а больными объявляют пострадавших. Лечить-то надо всю систему:
http://cat4chat.narod.ru/virtual.htm#top

dmitry_sofronov
Jun. 14th, 2015 10:07 am (UTC)
Re: Исцеление правдой насущно необходимо
"Покусал бойцовскую собаку" - это дивно.
Почему-то вспомнилось вот это старенькое:
...a mad dog bit an income tax inspector. After being given injections and treatment for shock, the dog has been allowed to go home.
( 19 comments — Leave a comment )