?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ПОТЕ ЛИЦА СВОЕГО

Зло в этом мире не тотчас дает плоды,
 но, как земля, понемногу и в свое время.
 И плоды эти ужасны. 
(Законы Ману)
     Вернемся, наконец, к нашим баранам, козам, коровам, а, главное, к тому, как жившее свободными саморегулирующимися общинами человечество перешло к оседлому земледелию и медленно, но верно оказалось в конечном счете организовано, сосчитано и поделено государством. Прошлый пост - об охотниках и собирателях оказался таким длиннющим, что некоторые читатели его-таки ниасилили. Прочитав его еще раз критическим взглядом, я поняла, что, наверное, что-то в этом есть, и надо учиться писать лаконичнее. Попробую, хотя много живописных деталей при этом проскальзывает между пальцами, что жаль.
   


 Разумеется, говоря о переходе к оседлому земледелию мы должны всегда помнить несколько очень важных вещей. Во-первых, то, что переход этот был, разумеется не повсеместным, а произошел только в нескольких очагах, которые получили впоследствие название "колыбелей цивилизации". Почему именно там - огромная тема, обсуждающаяся в многочисленных специальных и популярных работах уже давно, так что пытаться ее раскрыть в коротком посте совершенно бессмысленно. Главное - что сомнений в этом нет, и оседлое земледелие распространилось по Земле из всего нескольких центров. В Старом Свете этими центрами стали Месопотамия, долина Нила, долина Инда  и долина реки Янцзы.  В этих центрах земледелие было "изобретено".
     Второй момент, который необходимо помнить, состоит в том, что переход к оседлому земледелию был чрезвычайно продолжительным процессом. Первые опыты по выращиванию диких злаков или других культур проводились еще охотниками-собирателями. Места, где произрастали такие злаки, отмечались, слегка расчищались от несъедобных растений, люди замечали, при каких условиях они растут лучше или хуже, возможно, даже высевали семена в каких-то новых местах. Процесс исследования потенциала диких злаков и других культур (например, диких фруктов) продолжался долго, но не влиял на образ жизни человеческих обществ до тех пор, пока полукочевое собирательство и охота были возможны.
     Что послужило толчком к тому,  что вольные охотники-собиратели начали "оседать" на одном месте и переходить к образу жизни, требующему гораздо бОльших трудозатрат и ведущему к серьезнейшим социальным изменениям, если не сказать - тектоническим сдвигам в человеческом обществе? В качестве главной причины такого перехода всегда называется увеличение плотности населения. Я уже писала и повторю снова, что для нормальной жизни охотникам-собирателям требовалась огромная территория, включавшая в себя места сезонных стоянок, охотничьи и рыболовные угодья, места для сбора съедобных растений и т.п. Несмотря на то, что прирост населения в доземледельчиских обществах был медленным, он, тем не менее, имел место и постепенно плотность населения начала достигать предельно допустимой для "комфортабельного" собирательства и охоты. Кроме того, став самым эффективным хищником на планете, человек постепенно начал выбивать из-под себя основу самого своего существования: истребление крупной дичи (мамонтов, крупных оленей, диких быков и т.п.). Дело было как в мясе этих животных (мясо, хоть и было чрезвычайно ценной частью диеты человека, никогда не было ее основой), так и в "сопутствующих продуктах": шкурах для одежды и сооружения жилищ, костях для инструментов, и т.п.
     Как произошел переход к земледелию и каковы были его последствия? "Как" - более-менее понятно: по мере того, как возрастало демографическое давление на территорию (и соседствующие общины начинали "пересекаться" друг с другом на своих территориях все чаще и чаще), все бОльшее внимание начинало уделяться компактным участкам, на которых произрастали культуры, дающие более-менее стабильный и предсказуемый (и достаточно высокий) урожай. Все бОльшее значение приобретали зерновые в диете по мере того, как возможность охотиться и собирать традиционные дикие съедобные растения и т.п. становилась все меньше и меньше. Это был длительный процесс, завершившийся тем, что общины осели на одном месте, поблизости от максимально плодородных участков и оказались, таким образом, абсолютно от них зависимы.
     Последствия же перехода к этому, с нашей точки зрения, совершенно нормальному и естественному существованию, были колоссальны. Наверное, для удобства восприятия будет лучше просто перечислить их, не вдаваясь в особые детали и не занимаясь художественными изысками.
1. Обработанная земля (поля, территория оседлого проживания и т.п.) стала восприниматься как собственность. Не сразу - собственность обрабатывающего ее крестьянина, разумеется. Сначала - собственность общины. Общинный уклад далеко не сразу распался (кое-где он сохранился аж до 19 века, как в России, например). Тем не менее, само понятие "собственности" возникло именно тогда. 
2. Поскольку возникло понятие собственности и территории, принадлежащей племени, одновременно с этим возникла и необходимость эту собственность защищать от возможных посягательств. Обработанная земля, приносящая урожай, в этом смысле серьезно отличается от "просто" земли, в которую не был вложен серьезный труд по окультуриванию, возможно, ирригации.. Кроме того, возникают запасы продовольствия и семян, домашний скот и т.п.  В связи с этим постепенно возникает понятие "войны" и воинское дело. В первое время, видимо, все взрослые мужчины племени выполняли функцию воинов (в некоторых племенах такое положение вещей сохранилось до наших дней), но в большинстве случаев постепенно выделилась особая каста воинов, ответственных как за защиту общины, так и (буде представится возможность) за захват собственности соседних общин. Из этой касты впоследствии выделяется особая элита - вожди и руководители, присваивающие себе все больше прав в принятии решений.
3. Обработка земли, в отличие от собирательства и охоты, требовала гораздо больше физических усилий и затрат времени. В среднем крестьянин проводил в работе все время от восхода до заката (в среднем 8-10 часов в день), в отличие от 4-5 часов охотников-собирателей. Естественно, что в таких условиях количество рабочих рук в общине (и - позже - в семье) приобретало решающее значение. Из этого следует пункт следующий.
4. Роль женщины в земледельческих общинах резко изменилась по сравнению с собирательскими обществами. Теперь ее главной функцией было производство как можно большего количества детей - будущих работников на земле. Поскольку кочевать больше было не нужно, и длительные переходы в течение дня для поисков пищи тоже не требовались, женщина (теоретически) могла рожать одного ребенка за другим, что и поощрялось. Из равноправных членов общины женщина таким образом превращалась все более и более в орудие воспроизводства, в "объект", тем более, что частые беременности и роды делали ее физически более беспомощной и зависимой от мужчины. Женщина уже не могла быть самостоятельной, и право принимать решения у нее постепенно отнималось во все большей и большей степени, пока не дошло до того, что она не могла распоряжаться уже и самой собой.
5. Диета ранних земледельцев была гораздо менее разнообразной, чем диета "классических" охотников-собирателей. Роль зерновых в ней была чрезмерно велика, что приводило к болезням и (как ни странно) сокращению срока жизни ранних земледельцев по сравнению с собирателями и охотниками. К этому выводу приводит сравнение останков собирателей и ранних земледельцев. Разумеется, у ранних земледельцев была гораздо выше женская и младенченская смертность: частые роды и однообразное питание сказывались негативным образом.
6. С момента перехода к оседлому образу жизни люди начали жить гораздо более скученно. Запасы продовольствия и семян с этого времени и навсегда впредь (до наших дней) привлекли к жилищам человека грызунов: крыс, мышей и т.п., которые как тогда, так и теперь являются переносчиками самых разнообразных болезней. Переход к земледелию отмечает так же начало эпидемий и массовых заболеваний. Единственное, что можно тут отметить в качестве положительного фактора - одновременно с грызунами к человечеству вышли из дикой природы и умные хищники кошки. И поселились в зернохранилищах, на токах и поблизости от домов. Кошка одомашнила человека, а не наоборот, за что ей большое спасибо.
7. Остальные последствия перехода к оседлому земледелию достаточно хорошо известны. Главным из них было то, что спустя несколько тысяч лет на основе вождеств и социально расслоенных земледельческих племен возникло государство и то, что мы называем "цивилизацией" в широком смысле этого слова: письменность, города, искусство как особый род занятий.
     Чем человечество заплатило за возможность читать книжки, писать картины и играть на электрогитаре? На этот вопрос каждый отвечает по своему. Судя по тому, как прошло обсуждение поста про охотников и собирателей, мы по-прежнему ужасно хотим сидеть на двух стульях. Главное желание человечества - это чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было. Очень боюсь, что так не бывает.
P.S. Немаловажная вещь. С переходом к земледелию резко возрастает количество останков со стертыми "до кости" зубами, страшным кариесом, следами челюстных воспалиний и прочих заболеваний зубов. Причем, частенько такие заболевания приводили к смертельному исходу (воспалительный процесс в челюсти погубил, как недавно стало известно, даже нескольких египетских фараонов). Причина, главным образом, в том, что зерно размалывалось на каменных жерновах, причем к муке примешивалось изрядное количество каменной крошки (от стирающихся жерновов). Поскольку хлеб был после перехода к земледелию самым основным предметом питания, человеку приходилось перетирать зубами огромное количество мучных изделий с каменной крошкой, от чего, конечно, зубы стирались вчистую, и хорошо еще если обходилось без абсцессов. Так что зубная боль - это тоже, в некотором роде, наследие того интересного периода.


Comments

( 56 comments — Leave a comment )
flitched9000
Jul. 21st, 2012 08:42 pm (UTC)
IMHO
"ПЕРЕХОДА к оседлому образу жизни" как такового не было, да и быть не могло. Что такое тогда непрерывные "великие переселения народов" образца drang nach Osten / Westen и прочие четыре стороны? случилось-таки другое: к охоте / собирательству ДОБАВИЛОСЬ земледелие. Причём, похоже, изначально как женское, а значит "низкое" для (зачёркнуто: крутых пацанов) настоящих воинов занятие.
susel2
Jul. 21st, 2012 08:51 pm (UTC)
Re: IMHO
Не, ну Вы погодите...:) Вы меня прям ошарашили. Как это - не было?
Какие-то народы оседали и начинали заниматься земледелием. В это время В ДРУГОМ МЕСТЕ продолжал идти все тот же процесс увеличения плотности населения среди полукочевых или кочевых народов. Когда плотность достигала какой-то критической массы, происходил выплеск.
Так было с ариями, например. Которые, надо сказать, "по дороге" успели расслоиться на касты, создать очень жесткую систему социального управления и уже в таком виде прибыли в Индию, где и осели.
Так было с тюрками, которые как из мешка сыпались и сыпались из верховьев Енисея и Орхона (странно представить себе, откуда там могла взяться такая прорва народу, чтобы заселить территорию между Сибирью и Малой Азией?!)
Так было и во всех случаях "великих переселений". Но это не значит, что кто-то уже не осел к тому времени на землю, и что оседлое земледелие не распространялось из тех центров, в которых оно возникло:)
one_sergey
Jul. 21st, 2012 11:20 pm (UTC)
Длинные, информативные посты, конечно, более интересны. Вы можете в качестве первого комментария к короткому посту делать уточнения в виде длинного поста.
susel2
Jul. 21st, 2012 11:29 pm (UTC)
А давайте Вы будете задавать вопросы, а я буду отвечать, если смогу:)
Потому что на этот раз я действительно уложила все в конспект, и даже не очень понятно, что и где добавлять:)
susel2
Jul. 21st, 2012 11:47 pm (UTC)
Да, скушновато получилось, я согласна. А все от того, что мысли мои не тем заняты:) Я теперь хожу, читаю статьи Солонина где могу, и комментарии к ним. Какое уж тут земледелие...:)
Но я маленько отредактировала и добавила абзац про зубную боль. Может, это оживит немного.
А про кошек Вам не понравилось?
one_sergey
Jul. 21st, 2012 11:50 pm (UTC)
Да мне, конечно, все понравилось и вопросы есть. Просто я прочитал Ваш пост на лавочке в парке во время прогулки с детями и времени на большой коммент не было. Нет его и сейчас :) но это не значит что не будет в ближайшем времени.
mbskvort
Jul. 22nd, 2012 01:27 am (UTC)
Про кошек -шедевр
Ув.Сусел2!
Всегда с удовольствием читаю Ваши записки на отвлеченные темы.И на этот раз получил заряд эмоциональной бодрости.Обидно что логическая линия мышек - кошек так неожиданно прервалась.Ведь дальше там должна была быть Жучка - Внучка - Бабка - Дедка и венец оседлого земледелия(бывает неоседлое?!) РЕПКА!
Про охотника занимающегося охотой 5-6ч в день несколько напоминает барина из "Запискок охотника",но тоже занятно.
Может Вам будет интересно прочитать как охотились степняки согласно Яссы Чингисхана?Это как-то ближе к рассматриваемым Вами временам,хотя подробности тоже доверия не вызывают.
" IV

Ловитву Чингис Хан строго содержал, говорил, что-де лов зверей подобает военачальникам: тем, кто носит оружие и в боях бьется, надлежит ему обучаться и упражняться (дабы знать), когда охотники доспеют дичь, как вести охоту, как строиться, и как окружать дичь, по числу людей глядя. Когда соберутся на охоту, пусть высылают людей на дозор и осведомляются о роде и числе дичи. Когда не заняты военным делом, пусть непременно ревнуют об охоте и войско к тому приучают. Цель не только сама охота, а больше то, чтобы воины приобыкали и закалялись, и освоивались со стрелометанием и упражнением. А как двинется хан на великий лов, - срок ему: едва наступит зимняя пора, - то разсылает приказы, чтобы те войска, что находятся в средоточии ставки и по соседству с ордами, готовились къ лову, чтобы, как указано будет, столько то людей из десяти садилось на конь, и чтобы сообразно каждому месту, где будет охота, собрали они снасти, оружие и все другое. Тогда определяет (хан) правое и левое крыло и середину, распределяет их между великими эмирами, а (сам) выступает с катунями (4), наложницами, явствами и питиями. Кольцо для лова охватывается за месяц, либо за два-три месяца, и зверя сгоняют постепенно и полегоньку и брегутся, чтобы он не вышел за кольцо. А ежели каким разом выскочит зверь из круга, то станут обсуждать и разследовать причину до последней мелочи, и бьют на том деле палками тысяцких, сотников и десятников, часто случается, что и до смерти убивают. И ежели к примеру кто не соблюдает строя, что зовется у них перге, и выступят из него, либо отступят от него, наказание ему великое и спуску нет. Таким чином два-три месяца денно и нощно гонят они дичь, какъ будто стадо баранов и шлют послов к хану и дают ему сведение о звере и о его числе, что-де докуда достиг и откуда спугут, пока, наконец, не сомкнется кольцо. Тогда на два-три фарсаха (5) понавяжут вервий одно к одному и понабросают (на них) войлок. Войско стоит на местах, плечо к плечу, а дичь внутри круга голосит и волнуется, и разные звери мычанием и воем выражают, что де пришло возвещенное время, егда соберутся купно звери; тигры свыкаются с дикими ослятами, гиены содружаются с лисами, и волки собеседуют с зайцами. Когда стеснится кольцо до крайности, так что не станет мочи двигаться диким зверям, сперва хан с несколькими приближенными въедет в круг и с час времени пускает стрелы и разит дичь, а как прискучит ему, сойдет наземь на высоком месте среди нерге, чтобы полюбоваться и тем, как въедут царевичи, а за ними по порядку воины, начальники и простой люд. Такимъ родом пройдет несколько дней, пока из дичи не останется ничего, кроме одиночек или парочек, раненных и разбитых."

Edited at 2012-07-22 01:29 am (UTC)
Re: Про кошек -шедевр - susel2 - Jul. 22nd, 2012 02:36 am (UTC) - Expand
Re: Про кошек -шедевр - mbskvort - Jul. 22nd, 2012 07:23 pm (UTC) - Expand
Re: Про кошек -шедевр - susel2 - Jul. 22nd, 2012 11:34 pm (UTC) - Expand
one_sergey
Jul. 22nd, 2012 01:25 am (UTC)
Вот, оказывается, каким образом зародилась дискриминация женщин. Ни за что бы сам не догадался. Интересно, что в более ли менее успешных обществах она практически не проявляется, а в российском просто процветает. Поздно перешли к земледелию, теперь как всегда догонять приходится ? :)
susel2
Jul. 22nd, 2012 02:32 am (UTC)
Ну это-то как раз очень логично. У охотников-собирателей женщина была равноправным (иногда даже более важным) добытчиком. Собственно, открытие потенциала зерновых и первые опыты окультуривания (если судить по данным антропологии) делались именно женщинами. Но как только земледелие потребовало копать канавы, расчищать делянки от леса, пахать и т.п., стало ясно, что место женщины - дома. Тем более, что и дома дел, конечно, хватало. Но это были дела, от которых выживание семьи не зависело напрямую. Вот от чего действительно зависело выживание - это от количества работников, а, значит, женили молодых людей рано, рожать женщины начинали, как только физиология позволяла и продолжали до упора (до смерти от родов, что бывало очень часто, или до менопаузы). В этой ситуации женщина становилась способом увеличить население. Отсюда: а) идея многоженства (несколько жен, если иметь возможность их прокормить, нарожают в несколько раз больше детей) б) идея того, что женщин можно (и нужно, если повезет) захватывать в качестве добычи при набегах наряду с другим ценным имуществом.
Женщин надо было беречь так же, как другие ценности. Отсюда и двойственная ситуация: женщина воспринимается как, пожалуй, самое ценное достояние (еще бы, от нее зависит все будущее!), а с другой стороны она - чисто пассивный объект, подлежащий украданию, спасанию, добыче и защите. Это мы до сих пор хорошо видим в кино:)
one_sergey
Jul. 22nd, 2012 01:33 am (UTC)
Правильно ли я понимаю, что начало возникновения государства, социального расслоения и дискриминации приходится на самый первый этап технического прогресса ? Ведь по идее орудия труда для земледелия нужны на порядок более сложные чем для охоты (а что там кроме копья было ? Ловушки какие ?).
Похоже, именно техническому прогресса мы обязаны всем своим несчастьям.

Известно ли когда люди додумались использовать труд животных для земледелия и когда стали его постоянно применять ? Вот с того времени как люди начали разводить животных для еды и началось усиленное выделение человечеством парникового газа и глобальное потепление. А налоги за парниковые газы стали собирать только несколько лет назад. :)

Интересно также в какой момент государственная бюрократия догадалась, что нужно заставить людей работать и платить исключительно ради ее содержания. Наверняка это тоже было очень давно.
susel2
Jul. 22nd, 2012 02:08 am (UTC)
Вы, как всегда, зрите в корень:)
Вотыманно-вотыманно, как говорил Хрюн Моржов.
Как только человек осел на землю, его ресурсы по определению стали ограничены этим участком земли. То есть, надо было извлекать все больше и больше из приблизительно одного и того же источника. Тут - корень всей технологии:)
Сначала - мотыги, потом - сохи и плуги, потом, ирригация, потом - удобрения и т.п.
Технический прогресс заменил идею внутреннего совершенствования: для того, чтобы быть успешным, охотник должен был САМ быть более ловким, быстрым, сильным или даже (при помощи шамана) как-то заговорить дичь.
Земледелец, конечно, тоже нуждался и в здоровье, и в магической помощи (урожай без этого - никак), но технология все-таки была здесь на первом месте. И это - принципиальная вещь.
Кроме того, охотник НЕ МОГ владеть лесом при всем своем желании,. Земледелец МОГ владеть землей, отчего и чувство того, что человек - венец природы:) Хозяин, так скаать:)
Что касается бюрократии, то это, конечно, более позднее явление. Когда окончательно сложились касты воинов (вожди происходили из касты воинов), профессиональных жрецов и простолюдинов, тогда и получилось, что воинов надо на что-то содержать (с этого, естествинно, все и началось), жрецов - тоже, а для того, чтобы знать, кто сколько должен заплатить на их содержание, нужно переписать кто сколько зерна произвел, и сколько должен соответственно в общую казну... Это все не указом вводилось, естественно, а постепенно-полегоньку.
Но времена, я думаю. были очень тяжелые.
Переломные и даже - не побоюсь этого слова - страшные. ПОтому что некая память об утраченной свободе и равенстве еще сохранялась. Она и потом сохранилась в легендах о "Золотом веке" и в понятии того, что история человечества идет по нисходящей, а отнюдь не по восходящей линии.
one_sergey
Jul. 22nd, 2012 01:39 am (UTC)
Кстати, история кошек тоже потянет на большущий пост. Ведь в природе не встречаются существа близкие нашим домашним кошкам. Есть дикая кошка - манул, но он существенно крупнее домашних и по характеру очень непохож. Откуда пошли наши домашние кошки во всем их разнообразии - загадка.
susel2
Jul. 22nd, 2012 02:15 am (UTC)
Про кошек известно (или считается, что известно). Говорят, нет одного предка домашней кошки. Были, говорят, три независимые вроде как породы (ну или то, что мы сейчас называем породами): предки короткошерстных кошек (африканские мау), предки длинношерстных европейских (сибирские и норвежские лесные). Впрочем, у длинношерстных вполне мог быть общий предок. То, что они последовали за грызунами и поселились вблизи людей с момента начала земледелия - факт, подтверждаемый археологией. На стоянках охотников-собирателей кошачьих останков нет. Есть останки собак, естественно, т.к. собака была одомашнена гораздо раньше.
А разнообразие домашних кошек (и вообще кошачьих) - кажущееся. Если сравнить скелет кошки и скелет тигра - разница практически только в размере. Скелеты различных пород кошек очень мало отличаются друг до друга. Вот породы собак - другое дело. Сравните дога и чихуа-хуа, это ж уму непостижимо, что оба - собаки!
(no subject) - one_sergey - Jul. 22nd, 2012 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jul. 22nd, 2012 04:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jul. 22nd, 2012 07:30 pm (UTC) - Expand
susel2
Jul. 22nd, 2012 05:56 am (UTC)
А вот Вы не знаете, как в коммент вставить картинку, а? Я хотела Вам тут манула запустить в ответ, есть у меня классная картинка, но никак не получается.
Чайник я:)
(no subject) - one_sergey - Jul. 22nd, 2012 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - mbskvort - Jul. 23rd, 2012 02:39 pm (UTC) - Expand
one_sergey
Jul. 22nd, 2012 02:08 am (UTC)
Да, на счет Солонина.
Надеюсь вот это не прошло мимо Вашего внимания.
Мне, признаться, трудно было удержаться от комментария, только правила блоггера меня остановили :)

http://aillarionov.livejournal.com/445952.html?thread=25044736#t25044736
susel2
Jul. 22nd, 2012 02:17 am (UTC)
Не прошло:) Я там все очень внимательно читаю. Я не стала там влезать и разжигать, но я абсолютно согласна с АН в этом вопросе.
one_sergey
Jul. 22nd, 2012 05:58 am (UTC)
Да уж - АН редко кому дает характеристику - похоже для этого его либо надо очень сильно достать (как в случае с Солониным) или он должен считать, что такая характеристика необходима для понимания роли личности в истории (как в случае с Гайдаром). Но уж если АН дает характеристику, то лучше провалиться сквозь землю, чем попасть под его перо :)
(no subject) - susel2 - Jul. 22nd, 2012 06:17 pm (UTC) - Expand
Зашкалило - a_i_oksanov - Jul. 30th, 2012 12:10 pm (UTC) - Expand
Тестов Тестов
Jul. 29th, 2012 07:21 pm (UTC)
Верно ли, что переход к земледелию вы объясняете демографическим давлением на территорию? Но откуда такому давлению взяться у охотников-собирателей если демография регулировалась производительностью территории и возможностью миграции? Миграция ведь шла до самого последнего времени - только последние лет сто ее стали регулировать по-настоящему.

Мне кажется выбор между земледелием и охотничеством и собирательством скорее культурным, чем экономическим, то есть спонтанным, формирующимся произвольно и закрепляющимся как доминирующая модель поведения. В течение долгого времени земледельческая культура доминировала, пока охотники и собиратели нового времени не додумались повысить производительность земледелия в разы, если не в десятки раз. Теперь наступает эпоха нового доминирования охотников, собирателей - на новом уровне, правда.
susel2
Jul. 29th, 2012 07:42 pm (UTC)
Вопрос понятен.
1. Демографическое давление на территорию объясняется тем, что для КОМФОРТНОГО (т.е. гарантированно стабильного, сытного и обеспеченного всем необходимым) существования охотникам-собирателям была нужна действительно ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ территория. Она должна была включать разнообразные места охоты-собирательства, плюс возможность именно что откочевать как сезонно (представьте себе эту территорию, где можно откочевать от, скажем, Москвы на зиму в более теплые края), так и в случае каких-то проблем (мор диких животных, засуха и т.п.) То есть, территория должна была быть громадной. Демография хоть и регулировалась (многие в это не верят, кстати), но рост населения все-таки был, это доказывается археологией. Так что, видимо, все-таки рост плотности населения привел к тому, что охота-собирательство стали невозможны В НЕКОТОРЫХ РАЙОНАХ.
Я же пишу, что переход к земледелию произошел далеко не повсеместно, а в отдельных очагах и уж оттуда распространился как возможность выжить в условиях, когда охота-собирательство не дают возможности выжить.
Что же касается "долгого времени", когда земледельческая культура доминировала, то из 50 тыс. лет существования современного человека (это консервативная цифра, есть оценки 70 и даже 100 тыс. лет) около 40 тыс. лет люди жили с охотничье-собирательских общинах. 10 тыс. лет до н.э. начался ПЕРЕХОД к земледелию в отдельных районах. Так что вопрос о доминировании сложнее, чем кажется.
Тестов Тестов
Jul. 29th, 2012 07:54 pm (UTC)
Из этой пропорции 10 тысяч лет/50 тысяч лет получается, что эволюционно человек все-таки более заточен под охотничество и собирательство, чем под земледелие. И тогда государство с ее переписями населения и прочими благами - форма преходящая скорее, чем оптимальная. Для существования в виртуальном племени охотников и собирателей из 100-150 друзей государство необязательно.

Мне сомнителен тезис об экономически- и демографически-обусловленных очагах земледелия. Во всяком случае мне бы хотелось больше фактических аргументов, поддерживающих такую модель и отвергающих альтернативные. На одной и той же плодородной территории Украины и южной России земледельцы и кочевники никак не могли поделить территорию вплоть до совсем недавнего времени. Есть вещи, произошедшие спонтанно и закрепившиеся культурно - не нужно этого бояться и изыскивать модели там, где они необязательно должны существовать.
(no subject) - susel2 - Jul. 29th, 2012 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Тестов Тестов - Jul. 29th, 2012 08:05 pm (UTC) - Expand
graf_florida
Aug. 5th, 2012 01:04 am (UTC)
Интересно вас читать. Спасибо. После прочтения предыдущих постов даже решил как то выбрать время что бы почитать/ перечитать Толстого - не заглядывал с подросткогого возраста
susel2
Aug. 5th, 2012 01:27 am (UTC)
Рада, что Вам нравится. Про Толстого, видимо, в ближайшее время я все-таки напишу отдельно. Уж больно часто он стал всплывать в дискуссиях. Впрочем, странно было бы если бы он не всплывал в дискуссиях о насилии:)
Боюсь только, что пост о Толстом приведет в мой тихий-мирный блог множество сторонников добра с кулаками:) Ну Бог не выдаст - свинья не съест:)
sergei490
Sep. 18th, 2012 04:25 am (UTC)
Bravo!
_sixshot_
Sep. 3rd, 2015 09:55 am (UTC)
"Чем человечество заплатило за возможность читать книжки, писать картины и играть на электрогитаре? На этот вопрос каждый отвечает по своему"

Факт в том, что книжки, картины и электрогитара так или иначе уже существуют. Прошлое ни отменить, ни исправить.
Вопрос в том, как теперь человек определит свой образ жизни в настоящем и будущем.
Но я встречаю единицы людей, которые осознают, что вообще-то их жизнь проходит - день за днем, прямо сейчас.
susel2
Sep. 3rd, 2015 04:50 pm (UTC)
Один мастер-эзотерик даже предлагал своим ученикам гласть себе в ботинок камушек, чтобы раздражал при каждом шаге :)
Просто для того, чтобы ОСОЗНАВАТЬ каждый свой шаг. Людям это действительно очень тяжело дается, если не ставить это единственной задачей своего существования.
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 3rd, 2015 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 3rd, 2015 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 4th, 2015 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 5th, 2015 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 5th, 2015 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 5th, 2015 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 5th, 2015 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 6th, 2015 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 6th, 2015 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 7th, 2015 04:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 7th, 2015 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 7th, 2015 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 7th, 2015 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 7th, 2015 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 7th, 2015 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Sep. 7th, 2015 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - _sixshot_ - Sep. 7th, 2015 09:08 am (UTC) - Expand
( 56 comments — Leave a comment )