?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хотя, надо признать, шума вокруг письма Эрдогана кремлевская пропаганда сумела создать столько, что голова гудит не только у легковерных россиян (им-то что, для них это мелочи по сравнению с распятыми мальчиками), но и у других наблюдателей российско-турецких отношений.

Принцип "не смотреть в источник, а повторять наиболее расхожую версию" в очередной раз отлично сработал на руку Кремлю.
Впрочем, что и как сработало, и кому это на руку - вопрос гораздо более сложный, чем кажется на первый взгляд.

Начнем все-таки со столь широко обсуждаемого письма Эрдогана Путину.
Что о нем известно наверняка?
Ответ - очень мало.

Полный текст письма не был опубликован ни канцелярией Президента Турции, ни пресс-службой Кремля.
Если допустить на минуту, что текст этого письма действительно выдержан в том униженно-извинительном тоне, как это представила кремлевская пропагандистская машина, то можно было бы понять, почему его не опубликовала турецкая сторона. Но почему в этом случае полный текст письма не обнародован Кремлем?
Логично предположить, что из всего текста письма служба  Пескова (который, кстати говоря, и сам - пассивный турколог запаса) выудила прежде всего то, что можно истолковать как извинения хоть за что-нибудь, неважно за что и в какой форме.
А выудив, распространила как "извинения за сбитый самолет и готовность принять любые меры для компенсации ущерба".

Неудивительно, что почти сразу же турецкая сторона устами Премьера Йылдырыма опровергла, что ею была выражена готовность компенсировать ущерб российскому государству.

Ну, что ж, смотрим оригинал на русском и турецком языке, опубликованный в Турции.
(Русский текст, скорее всего, был воспроизведен с сайта Кремля).

Итак, читаем:

İşte Erdoğan'ın Putin'e yazdığı mektuptaki ifadelerin orijinali:
(Вот выдержка из оригинала письма, направленного Эрдоганом Путину )

«Я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе»

“Uzuntumu ve icten bassagligi  dileklerimi ölen pilotun ailesine iletmek  istiyorum ve ve özür diliyorum. Tüm kalbimle acılarını paylaşıyorum. Rus pilotun ailesini de Türk ailesi olarak kabul ediyoruz. Verilen acıların ve zararın hafifletilmesi için gerekli tüm tedbrileri almaya hazırız.”

И видим следующее:

1. Эрдоган выражает сожаление исключительно по поводу того, что в результате сбития российского самолета погиб российский летчик.
Ни слова о том, что он сожалеет о том, что самолет вообще был сбит..

2. Эрдоган продолжает свою мысль, эмоционально обращаясь к семье погибшего пилота и говорит о том, что ее в Турции воспринимают как родную - турецкую - семью.
Сомнительная честь для семьи российского военнослужащего в нынешней ситуации, но абсолютно в духе традиций турецкой армии, когда солдат, погибший при исполнении приказа командования, считается героем.
Кстати, это вполне согласуется с тем, как турки отнеслись к телу покойного пилота: его отправили на родину с турецким почетным караулом и со всеми возможными воинскими почестями.
Даже не буду проводить параллели с тем, как в нынешней России обходятся с останками  собственных солдат.

3. И, наконец, по поводу компенсации. Что там говорит Эрдоган?
"Во имя облегчения боли и тяжести понесенного ущерба (вообще-то турецкое слово zarar логичнее перевести как "потеря" или "утрата", так что просто имеем в виду эту переводческую "ловкость рук").
Значит,  более корректно эта фраза звучит по-русски так: "Во имя облегчения боли и тяжести перенесенной утраты мы готовы к любой инициативе".

Если в простых словах, турецкое правительство заявило о готовности рассмотреть любой запрос, который может поступить со стороны семьи российского пилота.
И все!
Повторю еще раз: И ВСЕ!

Ни слова - об извинениях за сбитие  самолета.
Ни слова - о компенсации ущерба Российскому государству за сбитый самолет.
Ни слова - о том, что Турция готова пойти на какие-то уступки в вопросах своей безопасности и обороны своих границ. То есть, если прилетит еще что-нибудь, похоже, точно также собьют опять.

Что еще было в этом письме -  мы не знаем.
Но что-то мне подсказывает, что если бы в остальном тексте можно было наскрести хоть что-то похожее на извинения, то это уже давно было бы распространено и распрогандировано Кремлем.

Есть  и еще одно соображение.
Кажется, в Кремле правильно поняли смысл письма Эрдогана.
Сегодня после того, как турецкий премьери другие официальные лица заявили, что никакой компенсации российскому государству президент Эрдоган не предлагал, в аэропорту Стамбула прогремели взрывы. Жертвами теракта стало около 50 человек, впрочем, это число еще не установлено окончательно.

Интересное совпадение, правда?
Аналогично развивались события после знаменитого высказывания ВВП(х) насчет помидоров.
И после того самого самолета.







Comments

( 71 comments — Leave a comment )
scholast
Jun. 29th, 2016 04:16 am (UTC)
Лиза, спасибо за разбор текста, что мне представляется верным. Эрдоган, таким образом, ведет себя как рыцарь. Очень точная, умная и благородная игра.
susel2
Jun. 29th, 2016 04:19 am (UTC)
Да, обращение к семье погимшего летчека - сильное.
Даже не хочется думать, чего в таких случаях можно ожидать от нынешней российской власти.
(no subject) - scholast - Jun. 29th, 2016 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 05:39 am (UTC) - Expand
Eugene Naumovich
Jun. 29th, 2016 04:25 am (UTC)
Похоже, ему ответили
http://www.bbc.com/russian/news-36657927
susel2
Jun. 29th, 2016 04:46 am (UTC)
Re: Похоже, ему ответили
Да ведь и я об этом :(
Re: Похоже, ему ответили - susel2 - Jul. 1st, 2016 04:29 am (UTC) - Expand
gritat
Jun. 29th, 2016 04:30 am (UTC)
Судя по захлебу вчерашнего телевизора - похоже. Хотя я не знаю точно, может, там всегда так
susel2
Jun. 29th, 2016 04:47 am (UTC)
нет, вчерашний захлеб был иссключительным даже для российских СМИ последнего времени.
А какой мусорный вал пронесся в соцсетях!

Давно такого не было.
Все силы были мобилизованы.
one_sergey
Jun. 29th, 2016 04:57 am (UTC)

Честно говоря, я не понимаю одной вещи. Ясно, что Эрдогану было очень приятно пощекотать нервы Путину говоря, что мы будем иметь дело с российскими гражданами, а не с их диктатором. Но ясно же, что любое общение с Кремлем повыщает вероятность теракта в стране. Лучше всего вообще представить, что Путин исчез и забыть про существование северного соседа. Сам здоровее будешь.

susel2
Jun. 29th, 2016 05:15 am (UTC)
"Это значит дергать смерть за усы"

Да. Ну, такой вот Эрдоган.
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 29th, 2016 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_shvedov - Jun. 29th, 2016 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verola - Jun. 30th, 2016 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jul. 1st, 2016 04:36 am (UTC) - Expand
aleksandranata
Jun. 29th, 2016 06:23 am (UTC)
Да, и временной лаг между "ходами" со стороны ВВХ явно сокращается, что говорит уже о явном нарушении всех принятых и непринятых им понятиях поведения. Точнее - это уже новый этап и Эрдоган может тоже на него перейти. Я бы сказала - должен )
Вчера в утреннем эфире "Вести" была речь об извинениях к ВВХ (по утрам работают молодые редакторы )) ) и реакция была молниеносной. Разумеется и на сайт сюжет не выложили. Т.ч. всё очень аккуратненько пытаются делать, только за всеми дураками и выскочками не уследишь и они кто в лес, кто по дрова.

Edited at 2016-06-29 06:24 am (UTC)
sovinformburo
Jun. 29th, 2016 06:47 am (UTC)
1. А была ли фраза «и говорю извините»? В интернетах активно обсуждается, что там не «извините», а «не обессудьте».
2. Почему Эрдоган написал это письмо?
3. Почему именно сейчас? Действительно ли у Турции всё плохо в экономике?
susel2
Jun. 29th, 2016 04:16 pm (UTC)
В данном контексте (обращаясь к семье пилота) выражение "не взыщите" и "извинине", в принципе, практичеки равнозначны.
Главное - иметь в виду, о чем идет речь и к кому обращается Эрдоган.

Судя по всему, никакой катастрофы в турецкой экономике не неблюдается, но в этом я не специалист, нужно смотреть более тщательно.

Зачем написал письмо?
Поскольку мы не знаем, что в этом письме было еще сказано, судить об этом трудно.
Можно предположить, что это как-то связано с последней активностью России в Сирии. По этому поводу очень резко выступал турецкий МИД.
Возможно, и Эрдоган тоже имел что-то сказать по этому поводу.

Но - повторяю - это чистто абстрактные соображения.
Ни Кремль, ни канцелярия Эрдогана ничего больше не публиковали.
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 29th, 2016 05:50 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jun. 29th, 2016 09:19 am (UTC)
Е.Покровская. Что написал Эрдоган
Пользователь luannei_lj сослался на вашу запись в своей записи «Е.Покровская. Что написал Эрдоган » в контексте: [...] в аэропорту Стамбула прогремели взрывы... <...> http://susel2.livejournal.com/139945.html [...]
novocaine2014
Jun. 29th, 2016 10:25 am (UTC)
Почему тогда послание было написано Путину, если всё так, как вы говорите?
И почему появилось только сейчас, ведь перед пострадавшей семьёй можно было извиниться хоть сразу?
Ну и про связь терактов и Кремля, уже даже не смешит. Кошка родила котят - это Путин виноват.
susel2
Jun. 29th, 2016 04:19 pm (UTC)
По поводу связи терактов и Кремля - посмотрите повнимательнее, как и кем бла создана организация ИГИЛ.(Подсказка: к этому имел отношение К.М.ПРимаков и спецслужбы Саддама Хуссейна).
)Погуглите, также, каково происхождение большой части руководства ИГИЛ.
Вас ждет масса сюреризов.

Насчет того, почему было написано письмо - тут
http://susel2.livejournal.com/139945.html?thread=5225129#t5225129
(no subject) - novocaine2014 - Jun. 30th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 30th, 2016 05:34 pm (UTC) - Expand
pulemjotov
Jun. 29th, 2016 11:31 am (UTC)
Тем не менее, "переговоры по телефону Путина с Эрдоганом продолжались 45 минут и названы Кремлём "продуктивными" и "позитивными"."
Восстановление дружеских отношений между Россией и Турцией неизбежно. Формулировка, очевидно, устроила обе стороны.

Это вот нормальный разговор двух мужчин. Оба понимают, что обе стороны частично виноваты. Потому что российский самолёт бомбил деревни этнических турок, хотя и в Сирии, а турки его сбили, хотя могли не сбивать. В такой ситуации у мужчин принято идти на компромисс так, чтобы не потерять лицо. Что и было сделано.




susel2
Jun. 29th, 2016 04:23 pm (UTC)
То, как КРемль назвал переговоры,н вообще никого не долно интересовать.
К тому, что произошло на самом деле.

"Разговор двух мужчин" - это сильно.
Помня, что ВВП не совравши слова не скажет - это пять.
Да.

Что же касается сбития самолета, то турки несколько раз предупреждали: будут продолжать залетать - собьем.
Они продолжали залетать.
Сбили.

И еще раз собьют, если залетит.
(no subject) - pulemjotov - Jun. 30th, 2016 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 30th, 2016 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pulemjotov - Jun. 30th, 2016 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pulemjotov - Jun. 30th, 2016 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 30th, 2016 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pulemjotov - Jun. 30th, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jul. 1st, 2016 04:37 am (UTC) - Expand
colonelwheeler
Jun. 29th, 2016 03:04 pm (UTC)
Спасибо, Елизавета, за более чем подробный ответ. Основная проблема -- в скудности исходных данных. Можно полагаться лишь на официальные турецкие источники, причем по возможности высокопоставленные, а они скупятся на информацию. Наконец ситуация -- по прежнему в развитии и "точки покоя" (на момент написания поста) не достигла. Общий прогноз -- неблагоприятен. Увы...
one_sergey
Jun. 29th, 2016 08:54 pm (UTC)
Короче, мы не знаем самого главного - полного содержания письма Эрдогана. На этом фоне можно предположить что угодно. Можно даже предположить, что была некая провокация из Кремля, на которую Эрдоган не мог не ответить.

Версию о том, что Эрдоган якобы пошел на попятную для примерения и восстановления экономических связей, я бы рассматривал в самую последнюю очередь. Тут что-то значительно более серьезное.

ЗЫ. Турция помирилась с Израилем. Это может быть значительно важнее, чем кажется на первый взгляд.

Edited at 2016-06-29 09:04 pm (UTC)
susel2
Jun. 29th, 2016 10:00 pm (UTC)
А это (примиретие Турции с Израилем) было предсказано мною и одним из моих соавторов практически сразу после инцидента с самолетом :)
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Oleg Olkha - Jun. 30th, 2016 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 29th, 2016 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 29th, 2016 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 29th, 2016 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 10:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 29th, 2016 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jun. 29th, 2016 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 30th, 2016 06:29 am (UTC) - Expand
livejournal
Jun. 30th, 2016 12:54 am (UTC)
Е.Покровская. Что написал Эрдоган
Пользователь serber0512 сослался на вашу запись в своей записи «Е.Покровская. Что написал Эрдоган » в контексте: [...] в аэропорту Стамбула прогремели взрывы... <...> http://susel2.livejournal.com/139945.html [...]
livejournal
Jun. 30th, 2016 06:41 am (UTC)
Е.Покровская. Что написал Эрдоган, или Как переводить с
Пользователь yuryper сослался на вашу запись в своей записи «Е.Покровская. Что написал Эрдоган, или Как переводить с турецкого и понимать по-русски » в контексте: [...] в аэропорту Стамбула прогремели взрывы... <...> http://susel2.livejournal.com/139945.html [...]
Alexandre Bondarev
Jun. 30th, 2016 04:45 pm (UTC)
А кто-то сомневался?
Трое подозреваемых террористов, в результате нападения которых на Стамбульский аэропорт 44 человека погибли, а 238 были ранены – граждане России, Узбекистана и Киргизии.
В следующий раз Эрдоган с Путиным уже подолгу разговаривать не будет.
http://www.reuters.com/article/us-turkey-blast-raids-idUSKCN0ZG0RM?il=0


Edited at 2016-06-30 04:45 pm (UTC)
susel2
Jun. 30th, 2016 05:29 pm (UTC)
Re: А кто-то сомневался?
Я-то не сомневалась с самого начала.
Но вот у АН, там, где он сослался на этот мой пост, таких сомневающихся нашлось больше, чем можно было ожидать.
Просто поразительно, до чего...
Даже не знаю, собс-но до "чего".
И ведь, вроде, думающие люди.
Re: А кто-то сомневался? - one_sergey - Jun. 30th, 2016 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Шаталов - Jun. 30th, 2016 05:54 pm (UTC) - Expand
Re: А кто-то сомневался? - susel2 - Jun. 30th, 2016 10:13 pm (UTC) - Expand
Михаил Огинский
Jun. 30th, 2016 08:33 pm (UTC)
К сожалению, в Вашем тексте нет даже намека на объективный разбор версий. Вы уверовали в одну версию, которая гладко ложится на Вашу аллергию на ВВП. Даже не смешно уже...
susel2
Jun. 30th, 2016 08:58 pm (UTC)
Знакомо.
(no subject) - Михаил Огинский - Jun. 30th, 2016 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susel2 - Jun. 30th, 2016 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one_sergey - Jul. 1st, 2016 12:24 am (UTC) - Expand
Владимир Шаталов
Jul. 2nd, 2016 12:23 pm (UTC)
Очень интересную точку зрения прочитал на каспаров.ру. .
Сюда перенесу главное, на мой взгляд.
Итак, с сокращениями.

С той прыткостью, с которой российская и турецкая стороны, после телефонного разговора Путина и Эрдогана, бросились восстанавливать связи и отношения в традиционных отраслях – взаимная торговля и туризм – говорит прежде всего о том, что в основе "примирения" лежат экономические, а не политические факторы.
Понимая, что эти цифры будут ещё больше увеличиваться, оба деятеля пошли на примирение, дав друг другу возможность "сохранить лицо" перед своими сторонниками: Путин проявил "сострадание", а эрдогановское "извинение" мастерски отнесли на лингвистические особенности турецкого языка.
Как бы то ни было, дальнейшее развитие российско-турецких отношений вызывает много вопросов. Мы бы выделили среди них как минимум два.
Первый – что теперь будут делать и говорить многочисленные пропутинские куклы, оравшие с экранов телевидения и писавшие статейки о том, что необходимо дожимать "фашиста Эрдогана" руками турецкой оппозиции, главным образом курдами, которым необходимо поставлять оружие?(!)
Второй, самый важный вопрос: как теперь будут Путин и Эрдоган взаимодействовать по сирийской проблеме, которая и стала причиной всего этого российско-турецкого сыр-бора? Нет сомнения в том, что именно этот вопрос и будет определять весь комплекс двусторонних отношений, так как Москва и Анкара уже не смогут с лёгкостью закрывать глаза на противоположные подходы в Сирии, чем они занимались в течение почти пяти лет до инцидента с российским летчиком.
Поэтому можно сказать, что сейчас наступил настоящий момент истины как в российско-турецких межгосударственных отношениях, так и лично между Путиным и Эрдоганом. А также момент истины и для Башара Асада, который вряд ли сильно обрадовался тому, что его кремлёвский патрон помирился с его главным врагом.
Озвученные Путиным и Эрдоганом в телефонном разговоре дежурные призывы к сотрудничеству по борьбе с терроризмом должны теперь наполняться конкретным содержанием. Продолжение прежних сирийских сценариев становится уже невозможным. Либо Эрдоган вынужден будет "глотать" результаты бомбардировок российскими ВКС различных районов Сирии, включая туркоманов и перестать осуществлять приписываемую ему поддержку "Джабхат Ан-Нусра" и других радикальных группировок. Либо Путин должен будет пересмотреть пути и способы содействия проасадовским силам зачищать территорию, занятую разношерстной оппозицией, включая ИГИЛ.
Возможный вариант для неминуемого разруливания сирийской ситуации для Москвы и Анкары – это попытаться содействовать Эрдогану пойти на ещё один шаг – извиниться перед Асадом за присоединение к международным силам по его свержению, что на первый взгляд может показаться фантастическим.
Такой вариант, конечно же, грозит имиджевой потерей для турецкого президента и его отношениям со странами Запада, прежде всего с США, и арабскими консервативными монархиями, развязавшими войну в Сирии. Представляется, что другого варианта у Эрдогана просто нет и более того, такой сценарий откроет ему новые возможности для преодоления фиаско, которое он потерпел в регионе.
Более того, как сообщала накануне The Washingtоn Post, последнее предложение, которое сделал Вашингтон Москве по развитию партнерства и достижению нового соглашения по военному сотрудничеству в Сирии, не оставляет Эрдогану другого выбора.
В частности, по новому соглашению, США обещают делиться информацией по целям и предлагают координировать усилия с российскими ВКС по расширению бомбардировок позиций "Джабхат Ан-Нусра" – отделения Аль-Каеды в Сирии, которая борется в первую очередь с правительством президента Башара Асада.
А насчет того, как Эрдогану, сохранив лицо, приносить извинения Асаду, то у кремлёвских "умельцев" есть совсем недавний опыт по оценке таких протокольных посланий, с лингвистическими особенностями перевода. Тем более, если исходить из богатства арабского языка по сравнению с турецким или английским.
Кямран Агаев
( 71 comments — Leave a comment )